06 февраля 2007
990

Дмитрий РЕЙХАРТ: Больше всего меня беспокоит, чтобы на местах не `зарегулировали` выписку льготных лекарств

Начался год, и у стариков и инвалидов начались новые волнения. В некоторых регионах возникли перебои с поставкой лекарств из-за нерасторопности дистрибьюторов, в других пациентам вовремя не разъяснили, что рецепты 2006 года не смогут обслужить в 2007-м из-за порядка финансирования. Возникают у льготников и другие вопросы.

Как будет работать программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в наступившем году, что изменится в ней - об этом и многом другом и.о. директора ФФОМС Дмитрий Рейхарт рассказал в эксклюзивном интервью обозревателю "Известий" Татьяне Батенёвой.

вопрос: От стабильной работы Федерального фонда ОМС зависят в конечном счете благополучие и здоровье миллионов людей. Как сказался арест бывшего руководства фонда на его работоспособности?

ответ: Конечно, для любой организации такие события - это большой стресс. Мы глубоко переживаем, были случаи, когда людей увозили отсюда на "скорой". В фонде произошли и еще будут происходить кадровые изменения, сформирована новая штатная структура, никакой расслабленности нет, вся текущая работа идет в плановом режиме. В конце прошлого года принят бюджет ФФОМС на 2007 год. Он совершенно прозрачен: в отличие от бюджетов предыдущих лет в нем до рубля прописаны денежные суммы субвенций для каждого из 90 регионов.

в: Серьезные замечания к работе фонда были и раньше, вас направили сюда из Минздравсоцразвития РФ, что называется, "на укрепление". Неужели сотрудники не замечали, что их руководители нечисты на руку, а прежние проверки не выявляли злоупотреблений?

о: Я не хотел бы комментировать и ход расследования. Могу только сказать, что комментарии, которые позволили себе некоторые представители контрольных органов и депутатского корпуса, - что якобы были украдены деньги, выделенные на программу ДЛО, и другие подобные заявления абсолютно не соответствуют действительности. Все деньги, которые были предусмотрены на лекарства для льготников, абсолютно все до копейки ушли в регионы.

в: И тем не менее известно, что в этой программе возник огромный дефицит средств - выделено было около 29.4 млрд. рублей, а фактически израсходовано больше 62 млрд. Как это могло произойти?

о: О задолженности я бы пока говорил очень осторожно. Реальный ее размер будет ясен только после всесторонней проверки. В соответствии с законом в 2006 году на эти цели действительно планировалось 29.4 млрд. руб. плюс остатки от 2005 года - всего 34, 084 млрд. руб. А 62 млрд. руб. - это сумма счетов за отпущенные лекарства, которые представили для оплаты фармацевтические организации. Но даже первая поверхностная экспертиза их данных уже позволила отклонить счета примерно на 3 млрд. руб. - по абсолютно законным основаниям.

в: Какие же закон предусмотрел основания, чтобы не оплачивать лекарства, уже выданные льготникам?

о: Их несколько: если гражданин на самом деле не являлся льготником, если лекарства, которое ему выписали, не было в перечне, если была превышена цена, если рецепт выписан непонятно кем... К сожалению, такие случаи не единичны.

в: Но ведь для контроля выписки и обслуживания рецептов в каждом регионе были созданы специальные информационные центры?

о: Мотивации экономить федеральные средства у регионов не было. Они рассматривали их как дармовой источник финансирования, а кое-где реального контроля не было. Мы тщательно проверим все, что было выписано, отпущено, а также и сами центры. Конечно, все законно выписанные лекарства будут оплачены до копейки.

в: А что будет с теми рецептами, по которым лекарства уже отпущены, если после проверок они будут признаны недействительными? Кто в этом случае останется крайним?

о: Крайним точно не будет пациент, который уже эти лекарства получил. В каждом конкретном случае будем разбираться. Если, к примеру, цена на лекарство превышена по вине дистрибьютора - он и будет нести ответственность. Это его финансовый риск, который зафиксирован в контрактах на поставки. Если рецепт незаконно выписан врачом, дистрибьютор будет иметь возможность предъявить судебный иск лечебно-профилактическому учреждению. Все апелляции будут рассматриваться только в правовом поле.

в: Но если вполне законно лекарств выписано на сумму, превышающую бюджетные средства? Где взять денег?

о: Из федерального бюджета на эти цели уже выделено дополнительно 10 млрд. руб. В бюджете ФФОМС 2007 года также выделено на погашение задолженности 2006 года 6 млрд. руб. Если по результатам объективной проверки будет необходимость увеличить эту сумму, нам придется ставить этот вопрос перед правительством еще раз. Но лично я не уверен, что это потребуется.

в: С этого года программа ДЛО является составной частью программ обязательного медицинского страхования. Значит, теперь перерасход средств на лекарства для льготников будет покрываться из средств ОМС. Не повредит ли это тем, кто льготниками не являются?

о: Мы считаем, что это решение вполне справедливое. Программа ДЛО дала колоссальный социальный эффект, который, на мой взгляд, пока недооценен обществом. У нас снизилась смертность среди этих категорий населения, уменьшилась госпитализация. Это значит, что экономились средства программ ОМС. Поэтому вполне справедливо было объединить обе программы.

в: Наибольшие затраты программа ДЛО несет на лекарства для больных раком, гемофилией, инсулинзависимым диабетом, рассеянным склерозом и другими тяжелыми болезнями. Предложение вывести эти категории больных из ДЛО в отдельную программу вызвало большую тревогу в обществе. Разделяете ли вы эту идею?

о: Вот опять надо сказать о недооцененном эффекте программы ДЛО. Благодаря ей эти больные впервые стали получать современное лечение. Резко изменилось качество их жизни, многие получили возможность работать. Но это действительно очень дорогие лекарства - средняя стоимость рецепта 11 тыс. рублей, а общие затраты на них составляют 38% от всей программы. Выделить их в отдельную подпрограмму был бы разумно, потому что затраты на все остальные категории льготников не превышают бюджетных нормативов. Для этого надо принять решение на уровне правительства, и я знаю, что в Минздравсоцразвития РФ над этим работают. Но до старта программы ДЛО мы не могли этого сделать.

в: Из-за нехватки средств?

о: Из-за отсутствия информации. Мы просто не знали, сколько таких больных в стране и сколько нужно денег на лекарства для них. Благодаря программе ДЛО удалось наладить контакты с ассоциациями этих больных, вместе с ними сформировать поименные регистры. Теперь можно реально экономить государственные средства.

в: Каким образом?

о: Обеспечить централизованные закупки самых дорогих лекарств, обеспечить адресность помощи, наладить четкий контроль. Прежде сделать это было просто невозможно.

в: Что-то я не пойму логики - почему?

о: Потому что, когда централизованные закупки сделаны приблизительно, дорогие лекарства нередко остаются на складах. Срок их годности истекает, наносится немалый ущерб государству. А потом приходит прокуратура и возбуждает уголовное дело. Сегодня, когда все такие больные буквально поименно посчитаны, можно провести реальный конкурс по закупкам точного количества дорогих лекарств, при этом значительно снизив закупочные цены, как мы это и сделали в конце прошлого года. В результате удалось снизить цены в среднем на 20%, то есть примерно на 4 млрд. руб.

в: Не секрет, что проведенная в 2006 году монетизация льгот сильно ударила по программе ДЛО. Из нее вышли те, кто не пользовался льготой на лекарства, и остались только те, кто не может без них жить. Тем самым был нарушен солидарный принцип любого страхования: здоровый помогает больному, а если сам заболеет, ему помогают другие здоровые. Нет ли смысла отказаться от монетизации?

о: Мое личное мнение - сам человек не может принять осознанного решения о последствиях такого выбора. Работая в МЗСР РФ, я читал мешки писем от людей, которые сначала отказались от соцпакета, а потом внезапно заболели. Это же настоящая трагедия! В Минздраве никогда не предлагали монетизации, это было решение парламента и правительства, которые ссылались на демократическое право выбора. Но с медицинской точки зрения такое право выбора может лишить кого-то права на жизнь, права на здоровье.

в: Расчетный подушевой норматив в программе ДЛО - 379 руб. в месяц. Многие считают, что это очень мало, гораздо ниже подушевого потребления лекарств даже в некоторых странах бывшего СССР, не говоря уже о Европе. Не пора ли его увеличить?

о: Считаю, что это очень опасный путь. Это может привести к тому, что денежную компенсацию выберут уже не 50%, а 80% граждан. А на что лечить самых тяжелых больных? Этот путь неприемлем. Тем более что для абсолютного большинства сумма вполне достаточная.

в: Вы начинаете год в условиях большого долга, дефицита средств. Есть ли уверенность в том, что удастся справиться с ситуацией?

о: Давайте встретимся в декабре 2007 года, и вы увидите, что никакого дефицита в программе ДЛО не будет. Сейчас мы создаем информационную систему, которая уже к середине года даст нам возможность видеть работу программы в режиме он-лайн. Будет налажен контроль и не будет перерасхода. Меня сейчас волнует другое: как бы не "отрегулировали" выписку рецептов настолько, что будут нарушены права граждан. Хочу предупредить самых рьяных: все нарушения будем пресекать сразу же, до того как год закончится.

Вынос: По всем вопросам, связанным с реализацией программы ДЛО, вы можете получить справки по телефону "горячей линии" Росздравнадзора (495) 298-2688 с 9.00 до 18.00 (время московское).


Татьяна БАТЕНЕВА
23.01.2007

http://www.finiz.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован