Эксклюзив
26 января 2009
6393

Дмитрий Шишкин: Развитие страны и классы

Стратегическое развитие
Последние несколько лет (а особенно последний год) на самом высоком уровне начали обсуждение вопросов стратегического развития страны. Тема Стратегии 2020, так или иначе, захватила практически все экспертные сообщества, стала актуальной для делового сообщества, который изучив перспективы, стал формировать отраслевые, групповые и собственные стратегии развития, стала актуальной для молодежи, которая начала ассоциировать свои планы с ключевыми пунктами Стратегии.
У этого процесса была и другая сторона - Стратегия стала модой или как принято говорить "темой", а быть модным особо к труду не обязывает, также как и к ответственности за то, что говоришь и делаешь. Мода поверхностна, людям просто "интересно" этим заниматься, мотивация и основания таких "занятий", как правило, лежат в области иррационального. Три года назад, то же самое происходило с вопросом инноваций в образовании, когда самые традиционные и общепринятые вещи в образовательном процессе стали называть инновационными. Провели Интернет в сельскую школу - инновация, провели конференцию - инновация, в органах власти, отвечающих за образование стали формироваться планы по "внедренным инновациям".
Аналогичные симптомы проявили себя тогда, когда стал обсуждаться вопрос формирования среднего класса, без особых усилий, затрат сил и времени люди были обозначены в качестве среднего класса и при этом опять возникли проблемы с формированием сущностных ориентаций среди граждан: общности интересов, мировоззрения, ценностей, соотнесения собственной судьбы с судьбой страны.
Ссылки сторонников эволюционного подхода на незрелость общества, "мало прошло времени", совсем недавно произошел дефолт 1998 года и др. ставят вопрос определения подхода к развитию страны. Особенно теперь, когда в условиях финансово-экономического кризиса, вновь встают вопросы о "реальности" сделанных государством заявлений и довольно быстро нарастает социальная напряженность. Если придерживаться эволюционной точки зрения, то встает вопрос о том, как ей руководствоваться в практической государственной и политической деятельности? Как принимать решения, требующие стратегических и оперативных решений? Как решать вопросы будущего?
По мере продвижения в вопросе становится понятно, что проблемы находятся сразу в нескольких плоскостях: в плоскости культурной и плоскости (назовем так) "человеческой". Яркий пример из современной истории, состояние бизнес начала 90-х годов, когда под "бизнесом" в обществе понималось буквально все, что было связано с покупкой и перепродажей каких либо вещей. Даже сейчас перед органами поддержки малого и среднего предпринимательства стоят те же проблемы, когда люди начиная собственное дело, не до конца осознают, что это такое и к чему обязывает, какие издержки и ответственность придется нести. Схожая ситуация и сформированием "сильного собственника" или собственности, которая подразумевает не просто присвоение всего "ничейного", но и уважение прав других собственников, а также серьезную ответственность перед законом. Все в той же плоскости лежит вопрос сохранения традиционных ценностей, духовности и национальной идентичности в постоянно изменяющихся современных условиях. Получается, что в этом смысле российское общество является очень уязвимым для проникновения новых идей, понятий, течений и пока остается незащищенным.
Проблемы, лежащие в "человеческой" связаны, прежде всего, с тем, что пока не сформирована развитая социальная структура, отсутствуют классы с четко выраженными назначением, мировоззрением и интересами. В совокупности эти "культурные" и "человеческие" проблемы не дают возможности для серьезного продвижения вперед и не дают оснований для будущего развития. Происходит это по причине того, что общественное развитие непосредственно связано как с внутренним структурным усложнением, так и с использованием тех культурно исторических оснований, которые были сформированы в обществе. А что это означает для практики?
Во-первых, означает, что общественная жизнь не может быть просто перенесена на новую социально-общественную основу с внешнего источника, преобразована как операционная система с другого носителя. То есть систему эту надо создавать, именно создавать изнутри и исключительно внутренними усилиями. Во-вторых, то, что любые предпринимаемые государством меры, должны учитывать национально-культурные особенности. Принимая закон или осуществляя реформу необходимо учитывать не только возможные реакции со стороны общества по-принципу "понравится - не понравится", а по принципу "будет работать или нет". Именно в этом лежат основные причины всех неудач государственной политики последних десятилетий. Попытки копирования западных образцов в отечественной государственной практике не учитывали того, что развитие должно происходить изнутри, а не путем внешнего преобразования или постоянно догоняющей модернизации.
Средний класс
Если отойти от естественно-эволюционного подхода к формированию и развитию общества, то можно сказать, что любой класс, любая социальная группа должна иметь свое назначение и выполнять определенные общественные функции или задачи. Когда мы говорим о среднем классе, то в классическом его понимании основное назначение среднего класса - стабильность, которую он создает благодаря сформированным: уровню благосостояния, мировоззрению, ценностям.
В период кризисов и внешних потрясений средний класс призван выполнять стабилизирующую роль, поскольку являясь экономически активной частью общества, одновременно накапливает некоторый "запас прочности" благодаря образованию, а также накопленных имущественных сбережений и заработанного социального статуса и признания. Средний класс одновременно выполняет функцию основы экономики любой развитой страны, именно он потребитель и производитель основных ресурсов, именно благодаря нему работает рынок, финансовая система страны. Именно этим его назначением объясняется относительный успех проводимой "политики стабилизации" в течение нескольких последних лет.
С другой стороны, средний класс не ориентирован на изменения, кризисы и потрясения, поскольку всякий раз это ставит по сомнение то положение, благосостояние и стабильность, которые удается добиться благодаря действительно серьезным жизненным усилиям. Именно с этой проблемой столкнулось государство в момент, когда в качестве приоритетов были выбраны стратегическое и инновационное развитие (что само собой подразумевает изменения). Будучи объявленными, эти приоритеты на иррациональном уровне значили для среднего класса одно - угроза для созданного благоприятного положения вещей. Именно в этот момент, когда необходимо было решать практические задачи развития, государство со всей очевидностью осталось одно наедине с их решением. Августовские события и начавшийся кризис только подтвердили эти опасения, союзников в решении, как стратегических задач, так и проблем страны совсем немного. Бюрократические структуры, на которые по привычке опиралось руководство страны, оказались неспособными "держать" современную повестку дня, быть достаточно мобильными и оперативными для принятия эффективных решений и развитию. Таким образом, кризис только актуализировал проблемы, которые могли бы быть обнаружены только спустя несколько лет, когда от Стратегии требовались бы реальные результаты.
Безусловно, спасать средний класс - одна из важнейших государственных задач. Но еще более серьезным остается вопрос кто и как будет это делать?
Креативный класс
На развитие западного общества мы привыкли смотреть одновременно как на образец, так и на образ противника. На самом деле так оно и есть потому, что западное общество стремительно развивается (а мы потом стремимся "модернизировать") и одновременно захватывает жизненное пространство, которое принадлежит нам. В отношениях с Западом это с неизбежностью происходит от того, что в течение многих лет мы постоянно его "догоняем" и при этом являемся серьезными противниками в ряде сфер. Один такой яркий пример довелось наблюдать на одной из конференций по проблемам демократии в современном мире, когда один американский ученый, выступая, подчеркнул, что в России может быть какая угодно другая демократия, просто надо на деле показать ее сущностные отличия. В чем же причина такого положения?
"Экспорт демократии", мягкие революции и рост влияния США в мире тесно связаны с активным формированием и развитием так называемого "креативного класса", который и стал социальной базой развития. Благодаря представителям именно этой социальной группы в США были созданы "фабрики мысли" и институты развития, осуществлены изменения, многократно увеличившие конкурентоспособность страны. Именно благодаря наличию класса таких людей новая президентская администрация уверенно заявляет о творческом, интеллектуальном и инновационном потенциале, который формирует конкурентоспособность страны в современном мире (кстати, США уверенно занимают первое место в собственноручно придуманном и внедренном рейтинге стран мира по конкурентоспособности).
Итак, страна оказывается в непростом положении, "культурные" проблемы, о которых говорилось выше, финансовый кризис и одновременно острые проблемы осуществления стратегических изменений ставят вопрос о формировании в кратчайшие сроки "креативного класса" и включения его в общенациональную работу. При этом надо осознавать, что государству придется вести "штучный" отбор таких людей и сразу "кидать их в бой" для решения самых сложных общенациональных задач. Если оставить ситуацию "естественно-эволюционно развиваться" в том же положении, то государство по-прежнему остается наедине с проблемами, а значит, есть серьезный шанс откатиться назад и поставить под вопрос многие достижения, сделанные в течение последних лет.

2009-01-26
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован