27 августа 2004
901

Дмитрий Сухопаров: `Мировое правительство` изменит конституцию России

Для вступления в ВТО необходимо менять конституционные положения о суверенитете, считают в Минпромэнерго

Для вступления во Всемирную торговую организацию придется не только пройти длинный путь переговоров с другими странами, но и изменить Конституцию РФ. Такое мнение высказал директор Департамента международного сотрудничества Минпромэнерго Дмитрий Сухопаров. Выступая в четверг на пресс-конференции "Экономические основы межгосударственных объединений с участием России. Перспективы ЕЭП", он заявил, что тарифные и регулирующие решения в рамках ВТО фактически принимаются конференциями и Генсоветом этой организации, то есть на наднациональном уровне. Между тем как Основной закон РФ относит подобные функции к национальным, соответственно - правительства, президента, парламента. По мнению г-на Сухопарова, провести такие конституционные изменения будет сложнее, нежели обычные законодательные: в рамках процесса "глобализации" российской экономики в отечественное законодательство уже внесены и вносятся сотни поправок, как и в законодательства Украины, Казахстана и Белоруссии, собирающихся вступить в ВТО вместе с Россией.

Для МЭРТ и новой правительственной комиссии по вопросам ВТО и взаимодействию с ОЭСР, положение о которой подписал Михаил Фрадков, возникает очередная проблема. Ведомство Германа Грефа и правительство в целом, подгоняемое президентом, вроде бы делает максимум возможного для ускорения "бега в ВТО". "Уговорены" одни из самых трудных партнеров - страны ЕС, с которыми в лице Еврокомиссии еще в мае подписан соответствующий протокол. "Уговаривается" российский бизнес, ради которого МЭРТ регулярно устраивает пропагандистские лекции и конференции в регионах. Однако если ради ВТО необходимо менять положения конституции, то это означает, что уламывать надо еще и депутатов и членов Совета Федерации. Причем, скорее всего, уламывать надо будет не только верных курсу президента "единороссов", но и членов других фракций.

Ведь положение о том, что "Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны", относится к главе 1 (ст. 4 ч. 2) Основного закона, порядок изменения которой очень сложен. Необходимо не только заполучить минимум 60% (да не от присутствующих, а от общего числа) членов Госдумы и Совета Федерации. И мало того - потом необходимо еще созывать Конституционное собрание для окончательного утверждения новаций. А подобных прецедентов после принятия конституции еще не было.

Все это, разумеется, только в теории. Мнение г-на Сухопарова, безусловно, достаточно важно, хотя и может быть сопряжено с понятными трениями его ведомства и МЭРТ, которым трудно поделить внешнеэкономическое направление. Минпромэнерго, например, претендует на закрепление за собой "наполнения реальным содержанием" Единого экономического пространства. К слову, уже готовые положения о ЕЭП, этаком "мини-ВТО", также могут иметь определенные проблемы с Основным законом России, так как в соответствующих ялтинских договоренностях прошлого года закреплена роль "регулирующих органов". Из-за этих органов случился небольшой скандал, когда представители Украины отказались подписать соглашения о ЕЭП, пока не добились замены в итоговом документе слова "наднациональные" на "регулирующие" и некоторых положений, противоречащих конституции страны. Но и до сих пор представители оппозиции грозят сорвать формирование "единого пространства", утверждая, что регулирование - пусть даже в самой мягкой форме - экономической политики Украины из-за ее пределов неконституционно. Кстати, оппозиция была немедленно поддержана ветераном американской дипломатии Збигневом Бжезинским, который заявил, что ЕЭП - "попытка через задние двери ограничить суверенитет Украины".

Бжезинский, конечно, не стал распространяться о том, что в таком случае ВТО - это попытка сделать то же самое через "передние двери". Пусть "наднациональное" регулирование там мягкое, но это пока, в рамках нынешнего Доха-раунда, за которым, если эта организация не развалится из-за разгорающихся противоречий, придет следующий раунд с более жесткой "дисциплиной", в том числе политической. Подобно ЕС, который тоже начинался с "Общего рынка", а кончил нынешним обсуждением конституции по сути единого федеративного государства Старого Света. То есть будет уже не Совет ВТО, а то самое мировое правительство, которым давно пугают общественность конспирологи различных мастей (только правительство не тайное, а открытое).

Впрочем, это дальняя перспектива, хотя и весьма вероятная и всем понятная. В ближайшей же перспективе правительству РФ придется, вероятно, думать: следует ли предпринимать конституционные изменения для вхождения в ВТО, или лучше этот вопрос обойти? Второй путь явно легче, так как не требует лишних "телодвижений". Необходимо всего лишь погасить обсуждение этого вопроса на парламентском уровне - с имеющимися у исполнительной власти мощными рычагами воздействия на законодателей это пока - до новых выборов - относительно просто. К тому же можно сослаться на ту же Конституцию, ст. 15 ч. 4 которой гласит о приоритетности международных договоров РФ перед национальным законодательством (положение, которое можно трактовать по-разному, но мало сомнений в том, что правительственные юристы покажут все в "правильном виде": раз РФ до чего-то договорилась по линии ВТО, то ничего не попишешь). Одним словом, "конституционный вопрос" на пути в ВТО не самый важный, но и не последний. Учитывая, что россияне до глобальных вопросов доходят медленно, но потом вдруг обыкновенно спохватываются, не исключено, что и на этот раз в последний момент политики и бизнесмены раскачаются и предпочтут более серьезно подумать, стоит ли свеч правительственная игра в глобализацию. Тогда, возможно, пригодится и Основной закон. Если его, конечно, не изменят в угоду мировому правительству.

Отдел политики

Алексей Виноградов, 27.08.2004

http://www.rbcdaily.ru/archive/2004/08/27/58576
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован