05 сентября 2006
965

Дмитрий Сухопаров: На сегодняшнюю ситуацию я смотрю с оптимизмом

Директор Департамента международного сотрудничества Минпромэнерго России Дмитрий Сухопаров принимал участие в согласовании тарифной и таможенной политики стран СНГ, сейчас являетесь национальным координатором от России по разработке документов для ЕЭП.

О реалиях экономических процессов на постсоветском пространстве и эффективности многостороннего сотрудничества он рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ольге Серовой.

- Вся мировая практика доказывает, что создание региональных зон свободной торговли, различных таможенных, валютных, экономических союзов упраздняется барьеры на пути движения товаров, финансов, рабочей силы. Формируются общие рыночные пространства, унифицируются правила ведения бизнеса.

В СНГ сейчас действует полноценный внешнеторговый режим зоны свободной торговли, он охватывает абсолютно все государства. Отменены импортные таможенные пошлины на товары, производимые на территории стран Содружества. Изъятия из этого режима у России существуют лишь в отношении сахара и спирта - всего две позиции в номенклатуре, включающей в себя около двенадцати тысяч наименований. Конечно, приходится отслеживать товары, попадающие на территорию СНГ из третьих стран, ведь Киргизия, Грузия, Армения и Молдова вступили в ВТО на условиях практически нулевой ставки таможенной пошлины. Определенные ограничения вводятся по результатам фитосанитарного контроля - так ведь и тот же Евросоюз следит за этим крайне строго, вводя, к примеру, ограничения на десятки наименований продукции из США и других стран. Но ограничения как вводятся на определенный период, так и отменяются. А де-юре все страны СНГ вполне могут двигаться к следующему этапу интеграции - созданию таможенного союза. Что, кстати, предусматривалось в рамках Договора об экономическом союзе от 1993 года.

Взаимозависимость государств Содружества очевидна, ведь инфраструктура их экономик изначально создавалась как единая. На сегодняшнюю ситуацию я смотрю с оптимизмом: у нас много общего, и перспектива интеграции есть. Будет ли это происходить под шапкой СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП или другой интеграционной структуры - не важно.

- Между тем создается ощущение, что такой эффектный проект, как Единое экономическое пространство четырех стран, способный, как предполагалось, вытянуть за собой всех остальных, несколько затормозился в результате действий Украины. Так ли это?

- Хочу уточнить: еще до возникновения идеи о ЕЭП все мы работали в рамках ЕврАзЭС. В начале 2003 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, как председатель ЕврАзЭС, предложил план приоритетных мероприятий, которые обеспечили бы разработку документов, позволяющих выйти на завершение формирования Таможенного союза до конца 2006 года. Была создана межправительственная группа, подготовлен перечень соглашений. Но в это же время Беларусью, Россией, Казахстаном и Украиной было принято решение о формировании ЕЭП, где к концу 2006 года также должны были быть приняты соглашения по формированию Таможенного союза. То есть задачи практически совпадают. И орггруппа ЕЭП, кстати, работает на площадке Секретариата ЕврАзЭС.

Что такое единое экономическое пространство? Оно должно объединить таможенные территории стран-участниц, обеспечивая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. При этом, разумеется, и внешнеторговая политика и внутренняя экономическая деятельность должны быть едины.

Для достижения этих целей необходимо заключить как минимум 85 межгосударственных соглашений по различным темам, проекты которых сейчас разрабатывают семь рабочих групп. Работу эксперты всех четырех стран ведут колоссальную, причем в очень сжатые сроки. Нормативно-правовые документы согласовываются на заседаниях комиссий, направляются в каждое из государств, затем, после внесения поправок, вновь утверждаются в группах.

С самого начала Украина заявила о готовности присоединиться только к 14 соглашениям, не выходящим за рамки зоны свободной торговли. А к тем документам, которые касаются создания единого наднационального органа, Украина присоединяться отказывается, ссылаясь на некоторые положения своей Конституции. Хочу отметить, что без создания единого координирующего органа по-настоящему интегрироваться невозможно. Это кстати, прекрасно понимают в Европе, где при организации Евросоюза сразу были созданы руководящие органы, которым страны поэтапно передавали свои полномочия.

Во время прошлогодней встречи в Казани президенты из 85 документов выделили 38 первоочередных, которые должны быть подписаны одним пакетом. Поскольку Украина выразила согласие на подписание только 9 из них, она не будет участвовать в процедуре подписания первого пакета, но продолжает свою работу в рамках рабочих групп.
А в августе в Сочи, в ходе неформального саммита ЕврАзЭС, президенты всех шести стран - членов Евразийского экономического сообщества решили, что до 1 октября Беларусь, Казахстан и Россия должны завершить сравнительный анализ документов, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза, и до конца года первоочередной пакет соглашений по его формированию будет готов к подписанию. Подготовка проектов всех 85 межгосударственных соглашений в рамках ЕЭП должна быть завершена до середины следующего года.

На мой взгляд, противопоставление Украиной участия или в ЕЭП или в Евросоюзе необоснованно. Да, жизненный уровень в странах Евросоюза в целом выше, чем, например, в России. Но, во-первых, присоединение к ЕС обусловлено многими требованиями. Да и после этого повышение жизненного уровня граждан, как и подъем экономики происходят не сразу. Эти процессы идут не просто, порой болезненно. Не говоря уже о том, что после появления в Евросоюзе многих новых членов ожидания Украины затянутся как минимум на 10-15 лет.

- А могут ли сейчас войти в ЕЭП другие страны, например, Молдавия, если она захочет работать активнее, чем ее соседка Украина?

Гораздо проще и эффективнее для Украины, чтобы справиться с экономическими и социальными проблемами, присоединиться к создаваемому в рамках ЕЭП Таможенному союзу и использовать все возможности этой интеграции. Надеюсь, новый украинский кабинет министров подойдет более взвешено к оценке ситуации и найдет разумное решение. А европейский вектор интеграции, кстати, этому никак не противоречит: Россия сама создает с Европой общее экономическое пространство. Активно работают в этом направлении Казахстан и другие страны - члены ЕврАзЭС.

Участие в формировании ЕЭП уже сейчас дает четырем государствам реальные преимущества. Так, с января 2005 года все страны, включая Украину, перешли к взиманию НДС по стране назначения без изъятий, действует также режим упрощенного перемещения физических лиц через границы между государствами.

Если заглядывать в будущее, то в результате формирования ЕЭП повысится наш общий потенциал в торговле с третьими странами. Это объединение реально сможет конкурировать с такими крупными мировыми игроками как ЕС, АТР, США. Думаю, с моей точкой зрения согласится любой экономист.

Юридически ЕЭП открыто для всех. Кстати, открыто как для свободного входа, так и для выхода, разумеется. Так что Молдова, Армения, любая другая страна СНГ, если проведет соответствующие процедуры и будет готова подписать необходимые соглашения, вполне могут присоединиться и к Таможенному союзу, и к Единому экономическому пространству. Как и Азербайджан, например, с которым у России существуют очень хорошие двусторонние отношения. Национальный интерес России - в экономическом прогрессе на всем пространстве СНГ.

http://www.rian.ru/economy/20060905/53543762.html

05/09/2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован