11 июля 2008
1057

Дмитрий Вольвач: уходить от налогов - дурной тон

Нынешнее интервью можно назвать в некотором роде долгожданным. Новый руководитель возглавил управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю еще в середине февраля. Однако общаться с журналистами Дмитрий Вольвач не спешил: видимо, не хотелось говорить лишь о задумках и проектах. Теперь же, когда появились конкретные результаты, первое интервью Д. Вольвач согласился дать "Ставропольской правде".
Дмитрий Вольвач
Фото: Александр ЦВИГУН

- Дмитрий Валерьевич, как вы оцениваете краевое управление ФНС, то есть "наследство", оставленное вашими предшественниками на этой должности?

- Сразу подчеркну, что термин "наследство" здесь не совсем уместен. Ведь если говорить о краевом управлении, то оно представляет собой систему, которая работает прежде всего в строгом соответствии с законом, конкретными нормативными актами и в рамках установленных правил. Руководитель должен определять лишь некоторые нюансы и детали этой работы, осуществлять, так сказать, "тонкую настройку".

Однако как новый руководитель отмечу, что краевое управление ФНС России представляет собой мощную государственную структуру. Это относится и к системе территориальных инспекций, и к аппарату управления. И мощь эта заключается не в численности, а в том, что это профессиональный коллектив.

Буквально несколько слов о результатах нашей работы. За шесть месяцев текущего года в бюджетную систему России Ставрополье аккумулировало более 31 млрд. рублей налогов и сборов, причем почти половина из них поступила в бюджет края. Следует отметить, что поступления во все уровни бюджетов в текущем году растут опережающими темпами по сравнению с 2007 годом. Судите сами, темп роста поступлений за первое полугодие составил 134 процента, в то время как в прошлом году - лишь 117. Более 74 процентов консолидированного бюджета края сформированы за счет налога на доходы физических лиц, на прибыль организаций, поступления от которых стабильно растут.

Немалую роль в достижении этих показателей сыграли налоговые органы. Речь идет в первую очередь о работе комиссий по легализации объектов налогообложения и о контрольной работе. В частности, постоянно увеличиваются суммы налогов, которые уплачиваются налогоплательщиками добровольно до окончания контрольных меро-приятий. Да и все больше работодателей отказываются от применения "конвертных" способов выплаты зарплаты своим работникам.

- Теперь о налоговом потенциале края. На одном из заседаний думских комитетов недавно говорилось о том, что мы не полностью используем свои возможности. И предстоит еще огромная работа. На чем, по вашему мнению, должны быть сделаны акценты?

- Буквально на днях мы обстоятельно обсуждали этот вопрос и в краевой Госдуме, и с губернатором Валерием Гаев-ским. Правительство края ставит перед собой ряд по-хорошему амбициозных задач по укреплению и развитию экономики региона, улучшению качества жизни ставропольчан. И роль налоговой службы здесь значительна.

Мы можем говорить даже об удвоении налоговых поступлений в консолидированный бюджет края. Это, конечно, должно произойти не за один квартал и даже не за год. Ведь объем налоговых поступлений - это, по сути, отражение экономической ситуации в регионе. Налоговая система на территории нашего государства едина, и законодательство одно. Поэтому очень многое зависит как раз от уровня развития экономики и от инвестиционного климата, то есть комфортно ли здесь работать и развиваться в легальном секторе экономики предприятиям, насколько они прибыльны, насколько развиты и модернизированы перерабатывающие отрасли, в которых заключается основной налоговый потенциал. И, на мой взгляд, руководство края ясно понимает эти особенности. Потому сейчас начата активная работа по улучшению инвестиционного климата, надо дать возможность на территории края развиваться легальному бизнесу всех категорий и поставить жесткие барьеры на пути теневой экономики и криминала.

Однако есть и другая сторона вопроса. Это уровень правосознания как населения, так и тех же руководителей и собственников бизнес-структур. Речь идет о том, насколько они тяготеют к различного рода способам минимизации налогов, каким образом они определяют для себя, что можно и что нельзя. Здесь уже многое зависит от налоговиков, их профилактической, аналитической и контрольной работы. Как бы ни критиковали неприятные для предпринимателей налоговые проверки, они необходимы. Если их исключить, мы все вместе будем наблюдать за резким и необъяснимым снижением поступлений во все уровни бюджетов, не имея возможности исправить положение.

Одну из важнейших функций налоговых органов я как раз вижу в том, чтобы привить людям уважительное отношение к экономическим законам. Надо понимать, что необходимость уплачивать налоги - не чья-то блажь, не "дополнительная" нагрузка на бизнес. Это конституционная обязанность. Без нормального добросовестного отношения к своим налоговым обязательствам социально-партнерских отношений с государством ни у граждан, ни у бизнеса построить не получится. И я думаю, мы доживем до тех времен, когда даже разговоры о сокрытии доходов от налогообложения будут считаться неприличными. А сегодня, к сожалению, кое-кто еще позволяет себе даже бравировать своим умением скрываться от инспекторов и "экономить" на уплате налогов.

Очевидно, что задача тотального налогового контроля сегодня перед нами не ставится: у налоговиков нет на него ни человеческих, ни временных ресурсов. С каждым годом снижается количество выездных проверок по краю. Раньше, как говорится, гнались за количеством, порой забывая о качестве. Теперь принципиально иной подход. Самым тщательным образом анализируется информация по неплательщикам. Я нацеливаю своих коллег на то, что, выходя на проверку, надо не предполагать, а быть уверенным, что допущены серьезные финансовые нарушения. Ведь зачем же на два месяца, пока идет проверка, отвлекать от работы предприятие за незначительные арифметические погрешности в отчетности?

Одна правильно проведенная налоговая проверка, по результатам которой выявлены серьезные нарушения или использование "серых" схем, гораздо эффективнее, в том числе и по влиянию на правосознание, о котором я говорил. Как говорится, смотрите и учитесь: если после одной такой проверки хотя бы 50 предприятий этой отрасли поменяли свое отношение к налогообложению, это позитивный результат, который обязательно самым наилучшим образом скажется на экономике региона. Это шаг к добросовестной конкуренции.

- А может, теневой бизнес, "серые" схемы - это все же вынужденные действия предпринимателей, реакция на те условия, в которых им приходится работать?

- Нет, я думаю, эти времена остались позади. И, к сожалению, это пока еще во многом проблема правосознания. Российской налоговой системе всего семнадцать лет. Это немного. Запад уже перешагнул через подобные проблемы с массовым укрывательством доходов, и мы обязательно пройдем.

К примеру, помните, как российские бизнесмены повально увлеклись так называемыми оффшорами? Причем все забыли о том, что нам достались эти оффшоры как поношенное пальто, которым давно перестали пользоваться Америка и Европа. Там за это стали давать реальные сроки тюремного заключения. Теперь идет активный возврат денег в российскую экономику как динамично развивающуюся.

Когда и у нас все привыкнут к тому, что уходить от налогов - это дурной тон, установится совершенно другой уровень конкуренции. Все должны иметь равные возможности и обязанности, в том числе платить государству одинаковый процент при сходных условиях работы. И тогда уже никто не скажет, что "налоги задушили". Ведь несправедливо сейчас и то, что легальный бизнес серьезно проигрывает теневикам в конкурентной борьбе.

Как известно, президентом Д. Медведевым перед контролирующими органами поставлена задача исключить неоправданное административное вмешательство в деятельность бизнес-сектора. И это правильно, особенно по отношению к малым предприятиям, где предприниматель формирует свой первый серьезный капитал. Потому сейчас необходимо однозначно определить, где должна быть проведена четкая граница между малым, средним и, так сказать, полноценным предпринимательством.

- Дмитрий Валерьевич, судебная практика показывает, что в последние годы существенно увеличилось количество обращений физических и юридических лиц с попытками оспорить решения налоговых органов. Это следствие каких-то недоработок налоговиков, пробелов в законодательстве или чего-то еще?

- Прежде всего скажу, что, по моему мнению, это хорошая тенденция. Она как раз иллюстрирует то, как меняется правосознание общества. Наконец-то, хотя и не сразу, люди поняли, что свои права надо защищать не через знакомства, взятки, угрозы, а в суде.

Судебными инстанциями за первый квартал текущего года рассмотрены тысячи судебных дел с участием налоговых органов Ставропольского края. Из них по 10367 делам приняты судебные решения, в 10292 (99 процентов) случаях решения приняты в пользу налоговых органов.

Но спекулировать судебной статистикой не стоит. Важно ведь не только то, в чью пользу вынесено больше решений, важен сам факт, что люди и организации идут в суды и отдают предпочтение цивилизованным методам урегулирования спора.

Кроме того, надо учитывать, что налоговые органы являются специальным субъектом в судебных спорах. Предполагается, что налоговики просто не должны допускать просчетов или расширенного толкования законодательства, то есть, по сути, не имеют права на оплошность.

Нами делается серьезная ставка на досудебное урегулирование подобных споров. Действует система "налогового аудита", а с 2009 года в суд нельзя будет обратиться без рассмотрения жалобы в вышестоящей налоговой инстанции. Это позволит не только снизить нагрузку судов, но также исключить не-обоснованные и не имеющие судебной перспективы иски налоговиков.

В целом же я считаю, что мы продвигаемся по правильному пути. Если провести аналогию, можно вспомнить, что не так давно в определенных кругах было нормой и не осуждалось, например, нарушение правил дорожного движения. Сейчас при выстраивании новой, более совершенной системы профилактики и контроля это уходит в прошлое. То же самое нас ждет с налогообложением. Соблюдение налоговых и экономических законов станет нормой жизни.

* * *

Наша справка

Дмитрий Валерьевич Вольвач - государственный советник Российской Федерации I класса, кандидат юридических наук. В налоговых органах с 1998 года. Начинал с должности ведущего специалиста, главного специалиста Специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Москве. С 2000 года работал в МНС России, занимал должности от главного специалиста до начальника Управления. С ноября 2005 года - руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. В феврале 2008 года возглавил Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю. Женат, воспитывает троих детей.

Юлия ЮТКИНА
"Ставропольская правда" от 11 июля 2008 г.
http://www.stapravda.ru/20080711/Dmitrij_Volvach_uhodit_ot_nalogov_durnoj_ton_31725.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован