26 октября 2007
1107

Доклад `Комплексное развитие системы образования в Республике САХА (Якутия)`, Э.В.Кондратьев, зам.министра образования

26 октября 2007г. в Городской классической гимназии г. Якутска прошел семинар "Общественное обсуждение результатов конкурсного отбора субъектов РФ для государственной поддержки и проведения мониторинга развития и продвижения регионального комплексного проекта на территории Республики Саха (Якутия)".



В утреннем пленуме приняли участие федеральные эксперты В.К.Бацын, Р.В.Селюков, С.В.Горохов, В.В.Петров, первый заместитель министра образования РС(Я), Э.В. Кондратьев, заместитель министра образования РС(Я), Г.И.Алексеева, директор Института развития образования МО РС(Я), руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и педагоги, специалисты финансово-экономических служб общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на новую систему оплаты труда, представители общественности, члены управляющих советов школ.

Пленум начался с выступления заместителя министра образования Республики Саха (Якутия) Кондратьева Эдуарда Владимировича о ходе комплексного проекта модернизации образования в Республике Саха (Якутия) и исполнении обязательств по направлениям проекта. В целом темпы реализации сетевого плана Республики Саха (Якутия) на данный момент можно считать удовлетворительными. Наблюдается положительная динамика показателей по новой системе оплаты труда, государственно-общественному управлению, развитию сети. Однако, как отметил Э.В. Кондратьев, не все проходит гладко. Необходимо более тщательно проводить мониторинг эффектов проводимых мероприятий, своевременно вносить коррективы. При этом в качестве важнейших требований выступают одновременное и последовательное осуществление мероприятий по всем направлениям на региональном, муниципальном уровнях и уровне общеобразовательных учреждений, выстраивая содержательные и ресурсные связи на основе межведомственного взаимодействия.

По направлению "Новая система оплаты труда" 65 учреждений с 1 сентября 2007 года перешли на систему оплаты труда по условиям, отличным от единой тарифной сетки. В данное время проводится анализ изменений заработной платы учителей в сентябре 2007 года, проходит межведомственное согласование внесение изменений в Порядок по новой системе оплаты труда. Рост средней месячной зарплаты учителей пилотных школ за счет введения новой системы оплаты труда в сентябре т.г. составил более 18% по сравнению с условиями единой тарифной сетки.

Повышение оплаты труда происходит неодинаково и зависит от того, насколько продумана организация труда учителей. У учителей, работающих в классах с наполняемостью, соответствующей и выше нормативной, наблюдается рост заработной платы. В целом по республике повышение заработной платы наблюдается у 71 % учителей, понижение у 29%. Эти данные не учитывают стимулирующую часть, которая в большинстве школ будет распределяться по итогам 1 четверти. Учителям, у которых наблюдается снижение заработной платы в соответствии с трудовым законодательством предусмотрена компенсация.

По второму направлению "Нормативное бюджетное финансирование" значения норматива расходов на 1 ученика - наибольшие для арктической зоны и минимальные для столицы республики рассчитаны в зависимости от нормативной наполняемости классов, установленной в республике с учетом плотности населения, отдаленности и труднодоступности населенных пунктов по 4 группам. Принято Постановление Правительства РС (Я) "О малокомплектных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и арктической зоне", определен перечень малокомплектных школ республики, которым компенсируются расходы независимо от численности учащихся.

Средства, высвобождаемые в результате мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств, остаются там, где они образуются, в соответствии с Указом Президента РС (Я) об экономическом стимулировании оптимизации бюджетных расходов от 02 августа 2007 года N 433. Также Постановлением Правительства от 4 июля 2007г. N 293 закреплены направления, порядок и условия оптимизации расходов в учреждениях общего образования.

Следующая задача комплексной модернизации - объединение разных форм внешней независимой оценки качества и создание региональной системы оценки качества образования. В республике с 2001 года функционирует Центр аттестации и контроля качества образования. В 2007 году итоговая аттестация выпускников 11 классов в форме ЕГЭ была проведена по 13 предметам, аттестация выпускников 9 классов по новой форме - по четырем предметам и на добровольной основе.

Для повышения доли выпускников, участвующих в ЕГЭ, на Совете муниципальных образований с участием Президента РС(Я) принято решение расширить географию пунктов проведения ЕГЭ с передачей контрольно-измерительных материалов и результатов экзаменов по Интернету и составить план по переводу отдаленных районов республики на компьютерную технологию проведения ЕГЭ. 24 октября на коллегии Министерства образования был рассмотрен проект Правил аттестации педагогических работников Республики Саха (Якутия) для пилотных общеобразовательных учреждений, которые предполагают квалификационные тесты, рекомендации по организации и проведению аттестационного курса педагогических и руководящих работников и вариативные формы квалификационных испытаний. Его апробация - еще одна задача пилотных школ по новой системе оплаты труда.

Подготовлена нормативная база по следующему направлению - развитие сети общеобразовательных учреждений. Одним из важных показателей является соответствие требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, включая системы жизнеобеспечения, освещенность, микроклимат, мебель в соответствии с росто-возрастными особенностями детей, оснащенность пищеблоков и медицинских кабинетов. Достижение поставленных обязательств по данным направлениям республика решает, с одной стороны, с помощью федеральной субсидии, с другой, за счет внутренних резервов.

Следующее направление предполагает становление гражданских институтов, реально участвующих в управлении образованием. В октябре 2006 года Управляющие советы, обладающие полномочиями по распределению фонда стимулирования общеобразовательных учреждений, были в 2% школ. На 1 сентября 2007 года доля Управляющих советов составила 17% (116 учреждений) по данным мониторинга. К сожалению, медленно развивается публичная отчетность школ в средствах массовой информации и на сайтах. Только 15% школ имеет по данным мониторинга собственные сайты, поэтому надо активизировать работу в этом направлении.

Сегодня на первый план выходит работа с непосредственными участниками процесса: пилотными общеобразовательными учреждениями. Утвержден график командировок специалистов министерства образования, экономического развития, финансов, труда и социального развития в улусы республики для анализа работы пилотных школ. 6-7 ноября на заседании Межведомственной комиссии предстоит заслушать отчеты муниципальных образований. Все это должно привести к оперативному решению возможных проблем, от этого зависит работа, настроение учителей, первых участников нововведений, и, в конечном счете, от этого будет зависеть ход всего проекта, достижение наших обязательств.



Информационно-аналитическая группа

"Эврика-Зеркало"

С.С.Татаринова

26,10,2007
www.kpmo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован