06 апреля 2002
136

ДОКЛАД о социально-экономическом развитии Чувашской Республики в 2001 году

Доклад министра экономического развития и торговли М.Илларионовой

ДОКЛАД о социально-экономическом развитии Чувашской Республики в 2001 году

Уважаемый Президент,
Председатель Правительства, участники расширенного заседания!

Оценивая итоги 2001 года, необходимо отметить, что экономический рост в республике протекал на фоне динамичного развития основных отраслей. Увеличились объемы валового регионального продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции, реальные денежные доходы населения, расширился потребительский спрос, инфляция не вышла за рамки прогнозируемой, активизировалась инвестиционная деятельность, улучшились показатели исполнения республиканского бюджета, сложилось положительном сальдо внешнеторгового оборота.
Говоря о промышленности, необходимо отметить, что в течение всего 2001 года рост объема промышленного производства в республике был выше среднероссийского. Индекс физического объема составил 105,8 %, при 104,9 % по России.
Наиболее высокие темпы роста производства продукции наблюдались в химической промышленности (117,4 %) и промышленности строительных материалов (127,4 %). Это свидетельствует о том, что каждый процент роста теперь будет даваться более трудно, т.к. отсчет идет от более высокой достигнутой базы.
Вместе с тем, к концу 2001 года замедлились темпы производства в машиностроении и металлообработке, легкой промышленности, то есть в тех отраслях, которые имеют значительный удельный вес в общем объеме. Если в первом полугодии 2001 года темпы роста продукции в машиностроении и металлообработке составляли 115,3 %, то в целом по году - 106,6 %, в легкой промышленности - 106,9 % и 101,7 % соответственно.
Не преодолен спад в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, где индекс физического объема промышленного производства составил 80,6 %.
Значительный спад производства допустили предприятия: `Электроприбор` г.Чебоксары, `Новочебоксарский завод строительных материалов`, `Маслосырбаза `Чувашская`, `Урмарская мебельная фабрика`, РГУП `Птицефабрика `Чебоксарская` и другие. Возникает вопрос об ответственности руководителей за ситуацию на данных предприятиях.
При оценке краткосрочных перспектив промышленного развития следует обратить внимание на наметившуюся тенденцию роста затрат на 1 рубль товарной продукции, что повлияло на снижение уровня рентабельности производства, особенно в химической промышленности (уровень рентабельности здесь сократился на 6,1 п.п. и составил 7,2 %). Настораживающим моментом является спад промышленного производства в январе текущего года. Отрицательное влияние в целом на промышленное производство оказало ухудшение финансового положения отдельных промышленных предприятий, которое обусловлено снижением платежеспособного спроса, связанным с опережающим ростом цен на основные виды продукции и услуги естественных монополий, по сравнению с ростом цен производителей промышленной продукции, снижение объема оборотных средств в связи с необходимостью выполнения условий реструктуризации.
Вместе с тем, успешность экономического развития нашей республики в значительной степени зависит от компетентности и предприимчивости директоров промышленных предприятий и результатов их деятельности, поскольку промышленность обеспечивает более 55 % налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В связи с этим Министерству промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики и руководителям предприятий, для обеспечения активного роста выпуска продукции и повышения рентабельности производства необходимо в первую очередь направить усилия на ликвидацию неэффективных производств, обновление производственных фондов, снижение материалоемкости и энергоемкости производства, активизацию поиска стратегических инвесторов, обеспечение надлежащего уровня корпоративного управления, улучшение менеджмента на предприятиях.
В 2001 году проводилась активная работа по внедрению международных стандартов качества, таких как ИСО 9000, которые являются своего рода `пропуском` на внешний рынок. В 2001 году сертификаты соответствия систем качества международным стандартам ИСО-9000 получили ОАО `Чебоксарский агрегатный завод`, ОАО `Электроприбор` (г.Чебоксары), ОАО `Электроавтомат`, ФГУП `Росспиртпром` `Ликеро-водочный завод `Чебоксарский`, ОАО `АККОНД`.
Только качественная продукция позволит расширить ее сбыт, откроет пути на платежеспособные рынки. Вопросы разработки, внедрения и последующей сертификации системы качества не терпят отлагательства.
Таким образом, промышленная политика в ближайшей перспективе должна быть прежде всего подчинена одной цели - обеспечению устойчивого роста производства за счет снижения уровня затрат и инвестирования в обновление основного капитала.
Знаковым мероприятием прошлого года являлась реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды 1051 организации на общую сумму 2,5 млрд.рублей. По 502 предприятиям, не прошедшим реструктуризацию, должны быть реализованы меры в рамках действующего законодательства о банкротстве.
Мероприятия по стабилизации агропромышленного комплекса в 2001 году были ориентированы на сохранение ресурсного потенциала сельского хозяйства, максимальное привлечение финансов в агропромышленное производство в рамках республиканской целевой программы `Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы`.
Выпуск сельскохозяйственной продукции за 2001 год увеличился на 2,4 %. В истекшем году во многих сельскохозяйственных предприятиях республики заметно улучшились показатели работы в животноводстве. Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий увеличилось на 1,5 %, в том числе свиней - на 4,3 %. Валовой надой молока на крупных, средних и малых сельскохозяйственных предприятиях увеличился на 2,8 %. По-прежнему растет продуктивность скота: средний надой молока на одну корову увеличился на 11 %, среднесуточный прирост крупного рогатого скота - на 16 %.
Существующая проблема обновления изношенного, технически отсталого машинно-тракторного парка решается путем поставки техники по лизингу. За счет средств федерального и республиканского бюджетов на лизинговой основе сельскохозяйственными предприятиями приобретено техники на сумму 46,1 млн.рублей.
В 2001 году получен положительный результат от производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий в сумме 131,1 млн.рублей (в 2000 году получен убыток в сумме 31,6 млн.рублей). Финансовое положение многих хозяйств стало рентабельным. В качестве примеров можно отметить опытно-производственное хозяйство `Ударник` Моргаушского района, сельскохозяйственные производственные кооперативы `Янгорчино` Вурнарского, `Рассвет` Комсомольского`, `Комбайн` Яльчикского районов. Однако рост доходов сельскохозяйственных предприятий в 2001 году лишь несколько смягчил финансово-экономическую ситуацию, но не остановил дальнейшее увеличение неплатежей. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило более 250 процентов (в среднем по республике - 57,8 %). Основная часть сельскохозяйственных предприятий имеет просроченную задолженность по выплате заработной платы. Сумма просроченной задолженности в сельском хозяйстве составляет почти половину от общей задолженности по республике, при этом средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила 524,4 рубля, что в 3,3 раза ниже, чем в среднем по республике.
Низкий уровень платежеспособности сельскохозяйственных предприятий, рост их долговых обязательств - основные причины медленного преодоления негативных явлений в аграрном секторе. В целях финансового оздоровления организаций агропромышленного комплекса в 2001 году проведена реструктуризация задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды только в 60 процентах сельскохозяйственных предприятий, остальные не обеспечили выполнение условий для проведения реструктуризации. В этом году еще имеется возможность реструктуризации и необходима дальнейшая профессиональная работа руководителей хозяйств в этом направлении.
В целях увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и доходов сельских жителей, оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса в республике активизировалась работа по созданию агропромышленных формирований, основанных на принципах кооперации и интеграции. В настоящее время функционируют 57 вновь созданных агропромышленных формирований. Целенаправленная работа по реформированию ведется в Цивильском, Вурнарском, Шумерлинском, Шемуршинском районах. Путем создания новых агроформирований было привлечено дополнительных инвестиций более чем на 64 млн.рублей.
В 2001 году на поддержку сельского хозяйства из консолидированного бюджета Чувашской Республики выделено 112,3 млн.рублей (94,7 % к плану). Однако при этом Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и его органами на местах не полностью использованы предусмотренные финансовые средства на поддержку АПК. Остались не полностью освоенными средства на оказание господдержки крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидирование затрат сельскохозтоваропроизводителей на приобретение средств защиты растений и элитных семян, ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Реальное положение дел в агропромышленном комплексе показывает, что приоритетными задачами являются повышение эффективности, интенсификации агропромышленного комплекса путем улучшения использования семян зерновых и зернобобовых культур высоких репродукций (справочно: в настоящее время в республике используется 40 процентов семян зерновых и зернобобовых культур массовых репродукций) и племенного скота, биологизации земледелия, привлечение инвесторов - высокорентабельных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, торговых компаний, банков; подготовка и закрепление на селе высококвалифицированных кадров.
Рост инвестиционного спроса являлся одной из отличительных черт развития экономики Чувашии в истекшем году. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличился на 9,9 % к уровню 2000 года и составил 4,8 млрд.рублей за счет увеличения собственных и привлеченных средств на инвестиционные цели, замедление темпов роста цен производителей в промышленности и строительстве, успешное исполнение республиканского бюджета.
В Чувашии существуют все условия для более интенсивного экономического развития. Не случайно по результатам анализа рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов за 2000-2001 гг., республика заняла среди 89 регионов России 23 место по инвестиционному риску, 15 место - по инфраструктурному потенциалу. Наблюдается положительная динамика составляющих инвестиционного риска: законодательного, политического, экономического, финансового, криминального и экологического.
В 2001 году продолжался рост деловой активности в строительстве. Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда увеличился на 5,8 %, общая площадь введенного жилья составила 507,3 тыс.кв.метров. Расширение системы ипотечного кредитования в совокупности с ростом реальных доходов населения обеспечат в дальнейшем более высокие темпы роста жилищного строительства и соответствующий спрос на продукцию строительного комплекса.
Республиканская адресная инвестиционная программа выполнена и профинансирована в полном объеме. Введены в действие автомобильные дороги с твердым покрытием общей протяженностью 100,1 км, что соответствует уровню 2000 года. Сданы в эксплуатацию газовые сети общей протяженностью 617,1 км, из них 548,4 км - в сельской местности. По сравнению с 2000г. их ввод увеличился на 20,9%.
В то же время в строительном комплексе республики много нерешенных проблем. Основными являются: тяжелое финансовое состояние строительных организаций, недостаток собственных оборотных средств, низкий уровень обновления строительной техники, использования устаревших технологий. Несколько крупнейших строительных компаний не прошли реструктуризацию. Назрела необходимость разработки и реализации мер по повышению эффективности функционирования строительного комплекса республики.
Важным для эффективного функционирования экономики является необходимость повышения заинтересованности банков в кредитовании реального сектора. Вместе с тем, их инвестиционная активность сдерживается сохраняющимися кредитными рисками, ограниченностью долгосрочных ресурсов для большинства предприятий, а также дороговизной кредитов. Так, при цене кредита в среднем за 2001 год 25,2 % и рентабельности производства 10,3 % велик дисбаланс в уровне процентных ставок и рентабельности производства (14,9 п.п.), что делает проблематичным использование заемных средств. Дальнейшее развитие процессов реформирования в отраслях и социальной сфере, потребуют мобилизации банковских ресурсов и эффективного взаимодействия органов власти, предприятий и банков. Необходимо стимулировать расширение инвестиций в технически передовые отрасли и жизнеобеспечивающие сферы деятельности, оказывать адресную поддержку высокоэффективных бизнес-проектов, связанных с подъемом реального сектора экономики.
На потребительском рынке Чувашии продолжалось ежемесячное увеличение физического объема оборота розничной торговли, что обусловлено ростом доходов населения. В целом за 2001 год оборот розничной торговли возрос на 11,7 % в сопоставимых ценах по сравнению с 2000 годом. По этому показателю республика занимает третье место в Приволжском федеральном округе. Как и прежде, основную часть оборота розничной торговли формировали торгующие организации, на долю рынков приходилось примерно 37 %. Прирост оборота розничной торговли в большей степени был получен за счет расширения продаж непродовольственных товаров (на 17,1 %), что свидетельствует о повышении уровня жизни населения.
Пока недостаточно высокими темпами развивается сфера услуг населению. В 2001 году общий объем платных услуг населению увеличился лишь на 0,2 %. При этом в семи районах республики допущено снижение объема платных услуг (Алатырском, Батыревском, Канашском, Комсомольском, Порецком, Шемуршинском, Янтиковском районах) . Необходимо принятия мер по развитию услуг именно на селе.
Говоря об инфляционных процессах необходимо отметить, что в целом для 2001 года была характерна тенденция замедления роста потребительских цен. За год потребительские цены выросли на 23 % против 26,5 % в 2000 году. Темп роста потребительских цен в Чувашской Республике в целом соответствовал уровню инфляции, сложившемуся в соседних регионах. Замедление темпов инфляции в сочетании с принятыми мерами по повышению заработной платы, пенсий, снижению задолженности по заработной плате оказали стабилизирующее воздействие на развитие социальных процессов, обеспечение достойной и безопасной жизни населения Чувашии.
Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 6,2 %, реальная заработная плата - на17,6 %. Средний размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации) в реальном выражении вырос на 19,6 %. Это создает основу для повышения потребительского и инвестиционного спроса. Есть положительные сдвиги и в соотношении номинальной заработной платы и величины прожиточного минимума (второй квартал 2001 года 129,1 %, 2001 год - 131,8 %).
Однако на общем позитивном фоне озабоченность вызывает остающаяся отраслевая дифференциация в оплате труда. Уровень зарплаты в сфере здравоохранения, образования, культуры в два с лишним раза ниже, чем в промышленности. Необходимо добиться перелома негативной тенденции. В бюджетной сфере, как известно, предприняты в последнее время серьезные шаги по повышению оплаты труда. И эта работа будет продолжена. Кроме того, следует отметить, что удельный вес среднемесячной заработной платы в республике по отношению к среднероссийскому показателю составил чуть более 50 процентов. Для того чтобы добиться кардинальных сдвигов, необходим дальнейший подъем экономики, повышение производительности труда. Серьезная помощь требуется малым и средним предприятиям, поскольку малый бизнес чрезвычайно мобилен, инновации, реализуемые в отдельных звеньях малого производства, не требуют крупных финансовых затрат. Именно эта сфера может стать одним из двигателей экономики. Необходимо создавать все условия, чтобы люди могли проявить предприимчивость, инициативу, реализовывать свои возможности, зарабатывать больше. И тогда разрыв в оплате сократится.
В ближайшее время будет представлена на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики республиканская программа государственной поддержки развития малого предпринимательства, разрабатываемая с учетом предложений предпринимательских структур, в которой намечается широко использовать механизмы поддержки малого бизнеса через развитие лизинга, налоговые преференции, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, предоставляемым на реализацию перспективных инвестиционных проектов.
Политика роста не может не опираться на эффективную внешнеэкономическую деятельность. Сложившееся положительное внешнеторговое сальдо за год в размере 20 млн. долларов США говорит о совершенствовании республиканских внешних связей, повышении эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции. Одна из приоритетных задач здесь в целях расширения внешнеэкономических и межрегиональных деловых связей предприятий более активно использовать возможности различных объединений предпринимательских структур, таких как Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, развивать систему взаимовыгодных соглашений.
Основной задачей на предстоящий период является поддержание и развитие положительной динамики важнейших макроэкономических показателей. Главные отправные точки здесь - реальный бюджет, здоровые финансы и денежное обращение, рост доходов населения, стимулирование инвестиций, внешняя открытость экономики и выход продукции на новые рынки. Вместе с тем, экономические преобразования будут давать дальнейшие ощутимые результаты только при активной работе органов местного самоуправления по привлечению финансовых средств на свои территории, изысканию внутренних резервов для пополнения собственных доходов в целях обеспечения населения социальными стандартами.
Поддержку развития районов и городов в предстоящей перспективе предполагается осуществлять, исходя из комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований, над методикой которой работает Министерство экономического развития и торговли, а резервы совершенствования управления на муниципальном уровне имеются.
Примером может служить успешное завершение первого этапа реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами. Достигнут самый высокий прирост (36,75 %) качества управления региональными финансами по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, участвующими в Проекте МБРР `Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне`. В результате реализации первого этапа Программы достигнута бюджетная эффективность в размере 360 млн.рублей, что составляет около 9 процентов объема республиканского бюджета Чувашской Республики.
Таким образом, знак минувшего года, как отметил в своем ежегодном Послании Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров - начало реального социально-экономического развития. Основой этого развития является комплексное взаимодействие трех важных составляющих: производственного потенциала, человеческого фактора и эффективной политики органов власти. Поддержание высоких темпов экономического роста требует более активного включения дополнительных источников развития и, прежде всего, дальнейших усилий в сфере улучшения инвестиционного и предпринимательского климата. В связи с этим необходимо сконцентрировать внимание на выполнении Президентской Программы основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года.

В заключение разрешите ознакомить Вас с решением Комиссии по подведению итогов экономического соревнования между районами и городами Чувашской Республики.
Среди городов I место по значению интегрального показателя решено не присуждать, II место - г. Новочебоксарск, Ш место - г.Алатырь.
Среди районов I место присуждено Чебоксарскому, II место - Моргаушскому, III место - Цивильскому районам.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован