22 мая 2004
4769

Дом восходящего солнца

Дядя Ваня на сцене МХАТа

Дом впечатляет и манит. Там хочется жить и предаваться неге. Под пенье птиц и шум деревьев, под урчанье сверчка и гул ночного дождя. Там никогда не кончаются лето, полуденный зной и спелая черешня. Там не кончаются водочка в графине, хлеб и сыр, мерное качание гамака, там не остывает ароматный чай в самоваре, не затихает стук молотков и ночной трещотки,которые ни в коей мере не нарушают благостного ощущения вечного покоя и обязательных алмазов на свежевымытых небесах:
Обитатели дома свято хранят его традиции. Это люди без возраста и болезней - они милы, непритязательны в быту и в отношениях друг к другу, каждый прожитый день с точностью до мелочей повторяет предыдущий,но скука никогда не омрачит их существованья, поскольку мир их наполнен любовью, они светятся изнутри как пасхальные свечи и прощают и прощаются,и начинают сызнова.

Дядя Ваня - Борис Плотников, худой, взъерошенный, восторженный большой ребенок. Наивен, доверчив и предан как домашняя ласковая собака, не знающая предательств и обид. Он, как Нина Заречная, несет свой крест и верует, понимая, что его призвание пригвождено к этому дому, к этим неструганным доскам и к этим людям. И смешным оказывается его игрушечный бунт с настоящими выстрелами, которые ни в кого не попадут и ничего не разрушат.

Доктор Астров - Дмитрий Назаров, уставший от несбывшихся надежд бывший красавец и сердцеед, тщетно пытающийся свершить еще одну любовную победу над случайно подвернувшейся провинциальной кокеткой. Ленив, подлец, но обаятелен. Целует страстно, но коротко. Опрокинет, крякнув, рюмашку, взревет и заломает девушку. Только сам не знает, зачем.

Профессор Серебряков - Олег Табаков. При кажущейся инородности абсолютно вписывается в декорацию всеобщей праздности и необязательности. Хитрая бестия, профессиональный симулянт с обостренным слухом и зрением. Насквозь каждого видит, знает цену и своей скучающей жене и своей не в меру восторженной теще и своему вечному оппоненту.Да, обманщик, да, имитатор, но с собственной совестью у него разговор короткий - Дело надо делать, господа.

Крепкий мужской треугольник, грамотно разложенный на голоса или на амплуа, совершенно неожиданно разрушает необычная исполнительница роли Сони - Ирина Пегова. Пухлая девушка-девочка с неправдоподобно длинными и тугими косами вносит в этот запрограммированный мир жизнелюбивую суету и сумятицу. Ее, Сони, очень много, она в жизнь вгрызается как в яблоко, разбрызгивая ароматный сок.И, кажется, что она никогда не постареет. И страдания ее будут всегда светлы, как девичий дневник под оплаканной подушкой, и жизнь свою она проживет правильно и счастливо. Без зависти, иссушившей душу дяди Вани. Без цинизма, убившего Астрова. Без подлостей, ставших обыденностью для отца.

Когда закроются ставни и закончится пьеса, дом засветится изнутри, а потом сам свет вырвется наружу, минуя стены, обнаружив мастерство художника по свету Дамира Исмагилова и романтизм режиссера постановщика. Миндаугаса Карбаускиса.

Жаль, что в этой пасторали не нашлось места для Елены Андреевны - умницы, красавицы, роскошной женщины и пушистого хорька. Марина Зудина узнаваема и хорошо выглядит, очень правдиво скучает и мается. Большую роль с лихвой заменили собою две маленьких - Илья Ильич Телегин в ярком остроумном исполнении Сергея Беляева и маман Марья Васильевна - в откровенном гротеске Ольги Барнет.



Ксения Ларина
Радиостанция "Эхо Москвы"
22.05.2004
http://www.mxat.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован