26 июня 2007
3081

ДОСТАЛЬ Владимир Николаевич - Заслуженный работник культуры РСФСР

президент гильдии продюсеров России, академик Российской академии кинематографических искусств "Ника", вице-президент FIAPF-международной федерации ассоциаций кинопродюсеров

Родился 15 апреля 1942 года в городе Ашхабаде (Туркмения). Отец - Досталь Николай Владимирович (1909-1959). Мать - Досталь Джахантаб - дочь Али (1918-1946). Супруга - Досталь Мариам Захаровна, выпускница факультета журналистики, генеральный директор ТОО "МД-Трейдинг". Дочь - Досталь Дария Владимировна, выпускница ВГИКа, киноактриса. Сын - Досталь Николай Владимирович выпускник ВГИКа, заместитель генерального директора кинокомпании "МакДос". Внуки: Борис и Екатерина.

Мать Владимира Николаевича была чистокровной персиянкой. Ее дед считается основоположником и одним из руководителей религиозного движения в Персии, целью которого было объединение всех существующих религиозных течений. Бабушка Досталя по линии отца была русская, а дед - чех. Поэтому Владимир Николаевич считает, что у них с братом Николаем в крови течет наполовину иранская и по четверти - чешская и русская кровь.

Владимир родился в творческой семье: - отец был кинорежиссером, а мать - солисткой филармонии, играла на виолончели. Николай Владимирович во время войны ушел на фронт, попал в плен, близким даже приходили сообщения, что он пропал без вести. К счастью, его освободили, и летом 1945 года он вернулся домой. Со своей будущей супругой Николай Владимирович Досталь познакомился в Ашхабаде, в 1945 году она переехала в Москву, в 1946 году родила Николая, но через несколько месяцев умерла. Володе в то время исполнилось всего 4 года, и детей стала воспитывать сестра отца.

После войны Николай Владимирович сразу попал на кинематографическое поприще, работал с В. М. Петровым над картиной о Сталинградской битве, снял фильмы "Мы с вами где-то встречались" (1954), "Дело "Пестрых"" (1958), часто ездил в экспедиции.

С 1949 по 1959 год Владимир учился в школе, когда он оканчивал 10-й класс, отец уехал на съемки картины "Все начинается с дороги" и трагически погиб. После его смерти "Мосфильм" взял Владимира и Николая под свою опеку - там ребята чувствовали себя, как дома, а впоследствии начали работать. Спустя полгода после смерти отца Володя уже поехал в первую экспедицию - в Ростов-на-Дону помощником режиссера картины "Первое свидание" (1959, режиссер-постановщик И. Бабич). С этого фильма начался его путь в кинематограф.

В 1968 году Владимир Досталь окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов (режиссерское отделение - мастерская Л. Трауберга). Во время учебы он встретился с потрясающим педагогом и режиссером Георгием Данелия, которого по сей день считает своим учителем. В 1986 году В. Н. Досталь заочно окончил экономический факультет ВГИКа по специальности "экономика кинематографии - организатор производства".

По мнению Владимира Николаевича, в кинематографе существует масса профессий, которым нельзя научить, - это дается человеку свыше. Около 17 лет он работал с выдающимся мастером Сергеем Федоровичем Бондарчуком, которого тоже считает своим учителем. Начинал у него ассистентом режиссера картины "Война и мир" (1963-1967), а впоследствии в качестве второго режиссера принимал участие в съемках фильмов "Ватерлоо" (1968), "Они сражались за Родину" (1975), "Степь" (1977).

В жизни Владимира Досталя есть еще один удивительно талантливый человек, в значительной мере повлиявший на его мировоззрение и творческий путь, - это Эльдар Рязанов. С этим замечательным режиссером Досталь работал над картинами "Гусарская баллада" (ассистент режиссера, 1962), "Зигзаг удачи" (второй режиссер, 1968), "Невероятные приключения итальянцев в России" (второй режиссер, 1973), "О бедном гусаре замолвите слово" (второй режиссер, 1982).

Помимо упомянутых фильмография Владимира Досталя включает следующие картины: "Укрощение строптивой" (режиссер-постановщик С. Колосов; помощник режиссера, 1960), "Казаки" (режиссер-постановщик В. Пронин; помощник режиссера, 1961), "Весна на Одере" (режиссер-постановщик Л. Саков; второй режиссер, 1967), "Человек в штатском" (режиссер-постановщик В. Журавлев; второй режиссер, 1972), "Здесь, на моей земле" (режиссер-постановщик В. Досталь, режиссер Чемодуров, 1979), "Избранные" (режиссер-постановщик С. Соловьев; второй режиссер и исполнительный продюсер, 1980), "Февральский ветер" (режиссер- постановщик В. Досталь, 1981).

С 1982 по 1986 год В. Н. Досталь работал заместителем генерального директора киностудии "Мосфильм" по производству, с 1987 по 1998 год - генеральным директором (президентом) и продюсером киноконцерна "Мосфильм". Одновременно, с 1987 по 1991 год, он - заместитель председателя Госкино СССР, с 1993 по 1996 год - заместитель председателя Госкино РФ. В общей сложности с 1959 по 1998 год Владимир Досталь работал помощником и ассистентом режиссера, вторым режиссером, режиссером-постановщиком, заместителем генерального директора, а затем и генеральным директором киностудии (киноконцерна) "Мосфильм", 40 лет своей жизни посвятив родной киностудии.

Владимир Николаевич сделал для "Мосфильма" очень много. Руководить киностудией он начал в очень сложный период, когда в ее штате состояло 5 тысяч сотрудников, и нужно было любым способом сохранить и поддержать кинопроцессы - "Мосфильм" того периода снимал 12-13 картин в год. В. Досталь принимал активное участие в создании закона о поддержке кино, и в тот период это стало немаловажным событием.

В течение 11 лет Владимир Досталь демократично управлял "Мосфильмом", в правление которого входили Ю. Райзман, С. Бондарчук, В. Наумов, Г. Данелия, С. Колосов, С. Соловьев, В. Меньшов, В. Черных - все руководители студий бывших творческих объединений. Они собирались вместе и много говорили о кинематографе, искусстве в условиях рынка, вели длительные дебаты, которые оказались весьма полезны в дальнейшей работе.

В 1995 году Владимир Николаевич начал создавать гильдию продюсеров. Все началось еще с тех времен, когда в течение 3 лет он работал с С. Бондарчуком за границей - в 1968 году они снимали картину "Ватерлоо". Владимиру Досталю исполнилось всего 26 лет, но уже тогда он впитал суть рыночной системы в кинобизнесе, которую и в настоящее время считает единственно правильной. По мнению Владимира Николаевича, российскую киноиндустрию можно поднять лишь развив сеть проката. На сегодняшний день знаменитому продюсеру катастрофически не хватает опытных режиссеров и сценаристов - на телевизионную продукцию возник большой спрос, а условия создания сериала очень жесткие, и новичок не может быстро войти в предлагаемые обстоятельства.

В 1998 году Владимир Досталь покинул "Мосфильм" и стал заниматься самостоятельной деятельностью. С 1998 по 2000 год В. Н. Досталь - вице-президент ЗАО "Медиа-Мост", с 1998 по 2001 год - член совета директоров ЗАО "Медиа-Мост", генеральный директор ЗАО кинокомпании "Кино-Мост" и генеральный директор ЗАО "Золотой экран", с 1998 по 2002 год - генеральный директор ООО "Мост-Видео", с 2001 года по настоящее время - генеральный директор кинокомпании "Дом-Фильм", с 2001 года по настоящее время - генеральный директор кинокомпании "МакДос".

В. Н. Досталь - продюсер следующих художественных и телевизионных фильмов: "По прозвищу зверь" (1987), "Мигранты" (1988), "Цареубийца" (1991), "Россия, которую мы потеряли" (документальный фильм, 1992), "Ширли-Мырли" (1995), "Полицейские и воры" (1997), "Дети понедельника" (1997), "На бойком месте" (1998), "Классик" (1998), "День полнолуния" (1998), "Досье детектива Дубровского" (1999), "Прикованные рыцари" (1999), "Рейнджер из атомной зоны" (1999), "Катерина Ивановна" (фильм-спектакль, 1999), "Россия. XX век" (1999), "Президент и его внучка" (1999), "Новые бременские" (мультфильм, 1999), "Старые клячи" (2000), "Фортуна" (2000), "Бандитский Петербург" ("Барон") (2000), "Бандитский Петербург-2" ("Адвокат") (2000), "След оборотня" (2001), "Идеальная пара" (2001), "Крот" (2001), "Сыщики" (2001), "На углу у Патриарших" (2001), "Бандитский Петербург-3" ("Крах Антибиотика") (2001), "Гражданин начальник" (2001), "Крот-2" (2002), "Под крышами большого города" (2002), "Агентство "Золотая пуля"" (2002), "Кукла" (режиссер-постановщик В. Попков, Б. Небиеридзе, 2002), "На углу у Патриарших" (2002), "Сыщики-2" (2002), "Шут Балакирев" (2002), "Право на защиту" (2002), "Стилет" (2003), "Захват" (режиссер-постановщик Э. Уразбаев, А. Бородянский, 2003), "Бандитский Петербург-4, 5, 6" (режиссеры-постановщики В. Фурман и А. Бенкендорф, 2003), "Литовский транзит" (режиссер-постановщик Э. Кубилиус, 2003), "На углу у Патриарших" (режиссер-постановщик В. Дербенев, 2004), "Сыщики-3" (2004), "Стилет-2" (2004), "Конвой PQ-17" (2004), "Я тебя люблю" (2004), "Штрафбат" (2004), "Богатство" (2004), "Пепел "Феникса" (2004), "Иванов и Рабинович" (2004), "Шахматист" (2004), "Кровавая паутина" (2004), "Время жестоких" (2004), "Легенда о Тампуке" (2004), "МУР есть МУР!" (2004).

Идут съемки фильмов: "Бандитский Петербург"-7, 8, 9, 10, "Очарование зла", "Сыск его величества", "Сыщики-5", "Девять жизней Нестора Махно", "Плата за любовь", "Я песне отдал все сполна", "Столыпин. Невыученные уроки", "Кровавый круг", "В ночь на 13-е", "Театр мертвецов", "Фаворит", "Гражданин начальник-2".

Брат Владимира Досталя - Николай Досталь как актер снялся в фильмах "До свидания, мальчики!", в киноальманахе "Морские рассказы" и в других картинах. В начале 1960-х годов он работал ассистентом режиссера на киностудии "Мосфильм", в 1971 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1981 году - Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где учился в мастерской Георгия Данелия. В качестве режиссера он дебютировал в 1985 году полнометражной картиной "Человек с аккордеоном". В 1991 году Николай Николаевич Досталь по своему сценарию поставил фильм "Облако-рай", удостоенный нескольких премий на кинофестивале в Локарно, в том числе и приза "Серебряный леопард". На счету режиссера такие картины, как "Шура и Просвирняк" (1987), "Маленький гигант большого секса" (1992), "Полицейские и воры" (1997), "Штрафбат" (2004). Николаю Досталю невероятно дорога его работа в телевизионном проекте "Штрафбат", где прекрасная драматургия сочетается с великолепным замыслом и игрой актеров - последнюю серию картины смотрело около 67 миллионов телезрителей. "Штрафбат" - это художественный образ, а не документальное воспроизведение фактов, и, по мнению Владимира Досталя - продюсера фильма, практика показала, что именно художественная сторона картины нашла отклик в сердцах зрителей.

В свободное время Владимир Досталь читает сценарии или книги, которые могут стать основой будущих фильмов. Его хобби - кино. Несколько раз в неделю он посещаете бассейн, а из литературы в настоящее время интересуется мемуарами. Своим кумиром считает Алексея Баталова - Владимиру Николаевичу близок его образ артиста и человека... Волею судьбы он был знаком со многими выдающимися актерами: В. Станицыным, А. Кторовым, Б. Ливановым И. Смоктуновским - и преклоняется перед их великим талантом.

Владимир Досталь любит классический джаз, ему удалось побывать на концертах Эллы Фицджералд и Луи Армстронга и услышать эту потрясающую музыку в неповторимом живом исполнении.

В. Н. Досталь занимался активной деятельностью в творческих союзах, организациях, ассоциациях и гильдиях.

Награжден орденом Дружбы народов (1986), медалью "За трудовую доблесть" (1974), удостоен премии "Кинотавр" в номинации "Приз среди фильмов для избранных" за 1991 год. Заслуженный работник культуры РСФСР (1977).

Живет и работает в Москве.

slovari.yandex.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован