27 марта 2008
91

Дума снова ищет управу на правительство

Однако именно кабинет министров остается фактически главным законодательным органом страны

На Охотном ряду случилось очередное возмущение работой правительства. В нижнюю палату представлен законопроект, обязывающий министров присылать свои заключения на думские инициативы в строго оговоренные сроки.

В этот раз свое недовольство полномочием правительства оставлять без внимания отдельные законодательные инициативы высказали представители ЛДПР: зампред комитета по делам национальностей Александр Курдюмов и зампред комитета по законодательству Юрий Напсо. Они требуют подорректировать ст. 36 закона о правительстве РФ. Депутаты предлагают, чтобы кабинет министров мог отказывать в предоставлении своего заключения только тем законотворцам, которые неправильно оформили свою инициативу. Например, если не представлена пояснительная записка или отсутствует подпись автора документа. Третье основание для отказа - совмещение в одном законопроекте поправок к конституционному и обычному федеральному закону.

В законе о кабинете министров сегодня сказано, что эти заключения даются в письменном виде и в течение месяца. Правда, тут же указывается, что срок может быть продлен на неопределенное время - по согласованию с заинтересованным субъектом права законодательной инициативы.

Вот эта последняя лазейка всегда активно использовалась правительством. Месячный срок, в течение которого обязано появиться заключение, не выдерживается фактически никогда. Разве что по законопроектам, которые предлагает президент, да и то не по всем из них. А например, партия власти, хотя оформлением правительственных заключений и занимается ее делегат - единоросс и вице-премьер Александр Жуков, обычно ожидает ответа по полгода и больше. Для "Справедливой России", КПРФ и ЛДПР вообще никаких временных пределов нет. Они иногда вообще ждут реакции на свои инициативы годами.

Что удивительно, право на бесконечные проволочки правительство получает от авторов законопроектов достаточно легко: ведь все они заинтересованы в том, чтобы хотя бы когда-нибудь их закон был обсужден в Госдуме. Между тем, без заключения кабинета министров - положительного или отрицательного - обсуждение не состоится. В Думе не раз предпринимались попытки изменить статью 36, чтобы срок соблюдался более жестко. С такими же предложениями многократно выступали и некоторые региональные парламенты. Но добиться так ничего и не удалось.

Между тем, для неуступчивых законотворцев, требующих обязательного соблюдения сроков, у Белого дома есть другой способ. Депутаты Курдюмов и Напсо в пояснительной записке к проекту сообщают: "Некоторые финансово-экономические обоснования к законопроектам из-за отказа правительства РФ дать заключение дорабатывались в течение ряда лет". Здесь исполнительная власть пользовалась статьей 100 собственного (!) регламента, которая позволяла не дать заключения и отбросить законопроект, если к нему не было финансово-экономического обоснования или же оно просто было недостаточно подробным. Что, впрочем, также трактовалось как его отсутствие. Такое поведение закончилось иском Томской области в Конституционный суд и выигрышем дела против этой статьи 100.

КС РФ в ноябре 2006 года приказал правительству ее отменить и давать заключение в любом случае - есть финансово-экономическое обоснование или нет, подробное оно или донельзя лаконичное. Однако, судя по законопроекту депутатов из ЛДПР, однозначное решение КС кабинет министров по-прежнему продолжает игнорировать. Можно предположить, что после появления там Владимира Путина такая практика продолжится, но законопроекты типа того, что написали Курдюмов и Напсо, появляться уже перестанут. И правительство станет главным законодательным органом де-факто и де-юре.

27.03.2008
Иван Родин
www.ng.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован