29 июня 2004
3490

Двойственность религиозного ренессанса нач. ХХ в.

С началом XX века стало очевидным эпохальное духовное противостояние в России. Русская духовная революция продолжилась в начале XX века в церковном пробуждении, в культурном возрождении, в творчестве христианских философов. На противоположном полюсе концентрировались силы инфернальной духовности, которая и победила в 1917 году. В результате этой борьбы было создано множество новых смыслов, новых ценностей, которые отражали новый опыт человечества. Многие результаты творчества русских мыслителей и писателей ХХ столетия оказались не востребованными современниками, в большинстве своем озабоченными борьбой за выживание, но все творческие плоды складывались в эстафету борящего духа, в линию противостояния болезням века. В этом смысле все достижения русского творческого гения оказываются наиболее актуальными сейчас, когда подводятся итоги века революций и когда Россия обретает новые формы жизни.

В начале XX века новое религиозное сознание и богоискательство интеллигенции через все искушения и соблазны тернистого пути возвращало к духовному отечеству - Православию. Вдохновенное открытие вечных истин создавало яркую творческую атмосферу: ""По своему духовному напряжению, по страстности исканий, по богатству принесенных им плодов период этот имеет мало параллелей в истории русской культуры"" (С.А.Левицкий). Русский религиозный ренессанс проявился в двух формах: эстетической, представленной художественными направлениями модернистов и символистов (Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Ф.К.Сологуб, Л.Н.Андреев, А.Н.Бенуа, А.Белый, А.А.Блок, А.М.Ремизов), и философской, представленной плеядой русских мыслителей - кающихся марксистов (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, С.Л.Франк, Н.О.Лосский, Г.П.Федотов).

В культурном творчестве расширялись духовные горизонты русского человека. ""Русская культура переживала Возрождение в стилистических формах модерна. Особенность русского Возрождения в том, что избранных периодов классической древности было несколько: античность, Древний Египет, западноевропейское Средневековье, но доминировало, конечно, отечественное наследие (прежде всего, русское Высокое Средневековье XIV-XV веков). Анализ эволюции русской живописи от плакатно-политического передвижничества к тому же модерну Нестерова, Билибина, Кустодиева, художников "Мира искусства" показывает, что тенденции деструкции уступают место тенденциям созидания"" (В.Л.Махнач). Как всегда в России, чистое искусство выходило за свои границы, к духовным прозрениям. ""Поэзия символистов выходила за пределы искусства, и это была очень русская черта. Период так называемого "декадентства" и эстетизма у нас быстро кончился, и произошел переход к символизму, который означал искания духовного порядка, и к мистике. Вл.Соловьев был для Блока и Белого окном, из которого дул ветер грядущего. Обращенность к грядущему, ожидание необыкновенных событий в грядущем очень характерны для поэтов-символистов. Русская литература и поэзия начала века носили профетический характер. Поэты-символисты, со свойственной им чуткостью, чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще неизвестная"" (Н.А.Бердяев). Но грядущее виделось в большинстве своем в очистительной революционной буре, в чем и сказался основной соблазн культурного ренессанса начала ХХ века.

В художественном отношении творчество поэтов и писателей серебряного века было фейерверком блестящих талантов, но мировоззрение их осталось расколотым, двойственным, яркие и глубокие прозрения о грядущем чередовались с настроениями упадничества, осознанием разложения культуры, увлечением темной мистикой, оккультизмом, поисками разного рода знамений. Атмосфера декаданса и отображала сочетание острейших религиозных переживаний, метафизических исканий с отторжением от подлинного источника духовности - Православия. В частности, мода на античность с ее культом телесности в символизме явно оппонировала христианскому аскетизму. Об атмосфере времени писал Н.А.Бердяев: ""У нас был культурный ренессанс, но неверно было бы сказать, что был религиозный ренессанс. Для религиозного ренессанса не хватало сильной и сосредоточенной воли, была слишком большая культурная утонченность, были элементы упадочности в настроениях культурного слоя, и этот высший культурный слой был слишком замкнут в себе... В нашем ренессансе элемент эстетический, раньше задавленный, оказался сильнее элемента этического, который оказался очень ослабленным. Но это означало ослабление воли, пассивность... Ренессанс стоял не только под знаком Духа, но и Диониса. И в нем смешался ренессанс христианский с ренессансом языческим... Мироощущение поэтов- символистов стояло под знаком космоса, а не Логоса. Поэтому космос поглощает у них личность; ценность личности была ослаблена: у них были яркие индивидуальности, но слабо выражена личность. А.Белый даже сам говорил про себя, что у него нет личности. В ренессансе был элемент антиперсоналистический. Языческий космизм, хотя и в очень преображенной форме, преобладал над христианским персонализмом"".

Н.А.Бердяев ярко свидетельствует о двоящемся духе времени: ""В начале века Д.С.Мережковский играл главную роль в пробуждении религиозного интереса и беспокойства в литературе и культуре. Это - литератор, до мозга костей живущий в литературе и словесных сочетаниях и отражениях более чем в жизни... Его романы... свидетельствуют об эрудиции, имеют огромные художественные недостатки, они проводят его идеологические схемы, и о них было сказано, что это - смесь идеологии с археологией... Книга "Л.Толстой и Достоевский" - блестящая, но испорченная... риторикой, идеологическим схематизмом, мутью двоящихся мыслей, преобладанием словесных сочинений над реальностью. У Мережковского отсутствует нравственное чувство, которое так сильно было у писателей и мыслителей XIX в. Он стремится к синтезу христианства и язычества и ошибочно отождествляет его с синтезом духа и плоти. Иногда остается впечатление, что он хочет синтезировать Христа и антихриста... Характерно, что символисты начала века, в отличие от Вл.Соловьева, верили в Софию и ждали ее явления, как Прекрасной Дамы, но не верили в Христа. И это нужно определить, как космическое прельщение, под которым жило это поколение... Влиял не дневной Вл.Соловьев с его рационализированными богословскими и философскими трактатами, а Соловьев ночной, выразившийся в стихах и небольших статьях, в сложившемся о нем мифе... Вяч. Иванов хотел не только примирить, но и почти отождествить Диониса и Христа. Он, как и Мережковский, вносил много язычества в свое христианство, и это было характерно для ренессанса начала века... Проблема личности была ему чужда. Вяч. Иванов имел склонность к оккультизму, который вообще процветал в России около 10-го года нашего века"". Властители умов одновременно и ориентировали сознание современников на религиозные проблемы, и сеяли соблазны.

Наряду с художественным творчеством наблюдалась необыкновенная активность религиозной философской мысли. Складывалось религиозно-философское направление, представители которого, переболев марксизмом, обратилась к идеализму и духовным ценностям. В свою очередь лицезрение проблем идеализма - Бог и мир, место человека в истории и за пределами исторического времени, в вечности - привело к христианскому мировоззрению. С тех пор путь от марксизма к идеализму и Православию стал типичным для ищущей русской интеллигенции. Знаменательно, что многие философы сначала выступали как литературные критики, ибо впервые была по достоинству оценена великая русская литература XIX века, особенно Достоевский и Толстой. Метафизически ориентированная русская классическая литература пробуждала философскую мысль. ""По свойствам русской души, деятели ренессанса не могли оставаться в кругу вопросов литературы, искусства, чистой культуры. Ставились последние вопросы. Вопросы о творчестве, о культуре, о задачах искусства, об устройстве обществ, о любви и т.п. приобретали характер вопросов религиозных. Это вопросы - все тех же "русских мальчиков", но ставших более культурными"" (Н.А.Бердяев). Другим возбудителем философского мышления был Вл.С.Соловьев, который развернул русскую мысль к религиозному созерцанию, к метафизике: ""Традиционное миросозерцание левой интеллигенции пошатнулось. Вл.Соловьев победил Чернышевского"" (Н.А.Бердяев). Соловьевым зачинались многие темы русской философии: софиология, богочеловечество, нравственная философия, эсхатология. Таким образом, русская религиозная философия XX века имеет два основных источника - русскую классическую литературу XIX века (философия в образах) и религиозно-философскую систему Владимира Соловьева. Многие русские мыслители начинали свое философствование с размышлений о русской литературе, преисполненной глубокими мировоззренческими проблемами и глубинными образами бытия. Особенно сильно было влияние Ф.М.Достоевского - художника-метафизика. Владимир Соловьев - создатель первой в России системы христианской философии, во многом непонятый современниками, был вновь открыт в начале ХХ века новым поколением русских философов, переживших искушения нигилизмом, позитивизмом, марксизмом.

Новое религиозное мировоззрение было декларировано авторами сборника "Проблемы идеализма" (1902), в котором совершался поворот от отвлеченного идеологизированного мышления к реальной философии, в традициях русского умозрения соединяющей философскую и нравственную проблематику в решении главного вопроса - о смысле жизни, о нравственном и духовном идеале. С этого сборника началось становление русской религиозной философии XX века.

Повышение интереса к религиозным проблемам в обществе сопровождалось изменением отношения к Церкви и установлением личных контактов с церковными иерархами. В 1901-1903 годах в Петербурге проводились религиозно-философские собрания, где совместно с церковными деятелями обсуждались проблемы христианства и культуры, взаимоотношения интеллигенции и Церкви. Около 1908 года в Петербурге по инициативе Н.А.Бердяева, в Москве по инициативе С.Н.Булгакова и Киеве по инициативе профессоров Духовной академии было организовано религиозно-философское общество, которое организовывало публичные собрания и дискуссии. Московское общество называлось "Памяти Вл.Соловьева". Оригинальная русская философия изначально приобрела религиозный характер. ""На Западе существовало резкое разделение между богословием и философией, религиозная философия была редким явлением, и ее не любили ни богословы, ни философы. В России в начале века философия, которая очень процветала, приобретала религиозный характер, и исповедание веры обосновывалось философски"" (Н.А.Бердяев). В 1910 году общество создает религиозно-философское издательство "Путь", главной задачей которого была борьба с материализмом и позитивизмом. Все эти начинания были нацелены на духовное возрождение России. В первые десятилетия века определились темы философского творчества, расцвет которого произошел уже после революции 1917 года. ""Вопрос об отношении христианства к полу превратился в вопрос об отношении христианства к миру вообще и к человечеству. Ставилась проблема религиозной космологии и антропологии"" (Н.А.Бердяев).

Глубоким богословом и философом был о.Павел Флоренский. Бердяев тонко характеризует сложный душевный и творческий склад Флоренского: ""Его консервативность и правость носили не столько реалистический, сколько романтический характер... П.Флоренский был человеком утонченной культуры, и в нем был элемент утонченной упадочности. В нем совсем нет простоты и прямоты, нет ничего непосредственного, он все время что-то прикрывает... Этот реакционер по эстетическому чувству, во многом является новатором в богословии... Книга П.Флоренского "Столп и утверждение истины" по своей музыке производит впечатление падающих осенних листьев. В ней разлита меланхолия осени... Ее можно было бы причислить к типу экзистенциальной философии... Мысль его все же нельзя назвать творческим словом в христианстве. Он - слишком стилизатор, слишком хочет быть традиционным и ортодоксальным. Но по душевному складу своему он все-таки новый человек... Он слишком понимал движение Духа как реакцию, а не как движение вперед. Но он ставит проблемы не традиционные... Характерно, что в книге, которая представляет целую богословскую систему, хотя и не в систематической форме, почти совсем нет Христа. П.Флоренский старается скрыть, что он живет под космическим прельщением и что человек у него подавлен. Но, как русский религиозный мыслитель, он тоже по-своему ждет новой эпохи Духа Св."". Флоренский сумел философски объединить метафизику и вероучение, вслед за Вл.Соловьевым разрабатывал учение о софийности, в частности о Софии тварной, которая одухотворяет своей любовью тварный мир. Будучи универсальным мыслителем и человеком энциклопедических знаний, П.А.Флоренский сделал ряд научных открытий, некоторые из которых предварили открытия будущего. Смерть в большевистском лагере оборвала его гениальное творчество.

Ярким противоречивым мыслителем был Василий Васильевич Розанов, который сочетал литературный талант с тонкой психологической наблюдательностью и метафизической углубленностью, тяготение к чувственному плотскому язычеству с искренней православной верой. Его волновали проблемы веры, брака, любви, пола, культ земли. Особенное место в космологии Розанова занимали проблемы пола, через который человек мистически связан со своей природой: ""Связь пола с Богом - большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом"" (В.В.Розанов). Он был уверен в происхождении всего из "мистико-материнской утробы универса". ""Все творчество Розанова есть апофеоз рождающей жизни... У В.Розанова, возвращающегося к юдаизму и язычеству, энергия пола освящается, как рождающая новую жизнь и этим побеждающая смерть"" (Н.А.Бердяев). Вместе с тем, он отстаивал самоценность индивидуального бытия, в индивидуальном начале видел основание и смысл истории. Мировоззрение Розанова было одновременно натуралистично и мистично, он нюансировано чувствовал и любил природную сторону жизни, но одновременно он остро переживал и мистические основы природного космоса: ""Розанов - это какая-то первородная биология, переживаемая как мистика"" (Н.А.Бердяев). Это оригинальное сочетание и было основой его неповторимого взгляда и сочной публицистики, он многое умел заметить раньше других, остроумно разоблачить очередных общественных кумиров, обратить внимание на ценность живой жизни. Но собственно духовную сторону бытия он чувствовал слабо, что и было причиной его сложных отношений с христианством и Церковью. ""Розанов из страха принял Православие, но Православие без Христа, - православный быт, всю животную теплоту православной плоти, все языческое в Православии. Но ведь это он всегда любил в Православии и всегда жил в этой коллективной животной теплоте, - не любил он и не мог принять лишь Христа. Нет ни единого звука, который свидетельствовал бы, что Розанов принял Христа и в Нем стал искать спасение... Православие так же нужно Розанову для русского стиля, как самовар и блины"" (Н.А.Бердяев).

Философские основы нового религиозного мировоззрения, оппонирующего господствующим в обществе взглядам, были сформулированы в книге "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции", авторами которой были Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, М.А.Гершензон, А.С.Изгоев, П.Б.Кистяковский, П.Б.Струве, С.Л.Франк. Впервые в русской мысли были четко и глубоко поставлены проблемы исторической необходимости и человеческой свободы, роли насилия в общественной жизни, взаимоотношения независимой личности и общества, религиозных основ культуры. Авторы "Вех" единодушны в той христианской истине, что духовная жизнь человека определяет социальные и политические формы общества. Культура понимается ими как творческая реализация духовных ценностей, а духовное творчество - как полнота человеческой свободы. Вместе с тем, веховцы осуществили критический анализ мировоззрения и психологического склада революционной интеллигенции. ""В начале века велась трудная, часто мучительная, борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, - борьба во имя свободы творчества и во имя духа. Русский духовно-культурный ренессанс был встречен очень враждебно левой интеллигенцией, как измена традициям освободительного движения, как измена народу, как реакция... Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма... нужно было преодолеть материализм, позитивизм, утилитаризм, от которых не могла освободиться левонастроенная интеллигенция"" (Н.А.Бердяев). Русская интеллигенция, находящаяся в плену воинствующего атеизма, материалистических и позитивистских предрассудков, оказалась слепой к духовным основам жизни, к божественному достоинству и ответственности, к творческому потенциалу личности. Орден революционной интеллигенции радикализировался в своем мировоззрении "интеллигентской кружковщины" (идеомании) от народничества к марксизму и маниакально навязывал разрушительную идеологию стране. Впервые после славянофилов вновь прозвучал призыв к образованным слоям покаяться и вернуться к народным духовным истокам - христианству: к "религиозной философии" (Н.А.Бердяев), к "христианскому подвижничеству" (С.Н.Булгаков), к "религиозному гуманизму" (С.Л.Франк). Авторы сборника по существу поставили диагноз духовной болезни общества, предрекли грядущие катастрофы, но и сформулировали пути духовного возрождения.

Но призывы к покаянию были встречены большинством образованного общества критически и даже агрессивно. Весь политический спектр российского общества высказался по поводу "Вех": кадеты сборником "Интеллигенция в России" (1910г.), либералы - "В защиту интеллигенции" (1909г.), эсеры - "Вехи" как знамение времени" (1910г.), большевики - "Из истории новейшей русской литературы". Но высказывания были крайне односторонними, их авторы пропустили главное - духовное содержание "Вех", и вся полемика свелась к политическим темам. Наиболее радикален был, конечно, вождь русской духовной контрреволюции Ленин - в реферате "Идеология контрреволюционного либерализма": "энциклопедия либерального ренегатства". Пораженный интеллект нации маниакально толкал ее к гибели - духовной, затем социально-политической.

Таким образом, религиозные искания интеллигенции вели к воссоединению с русскими духовными традициями - с православием, но духовные усилия были недостаточными и непоследовательными: ""Религиозный ренессанс связан с духовной структурой, которой не хватало нравственного характера. Была эстетическая размягченность. Не было волевого выбора"" (Н.А.Бердяев). Вместе с тем, к десятым годам ХХ века углубились все существовавшие и добавились новые расколы в обществе: ""Несчастье русского ренессанса начала ХХ в. было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных движений того времени... Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого излучения... Творческие идеи начала ХХ в., которые связаны были с самыми даровитыми людьми того времени, не увлекли не только народные массы, но и более широкий круг интеллигенции. Революция нарастала под знаком миросозерцания, которое справедливо представлялось нам философски устаревшим и элементарным, и которое привело к торжеству большевизма... Деятели русской революции вдохновлялись идеями уже устаревшего русского нигилизма и материализма и были совершенно равнодушны к проблемам творческой мысли своего времени. Их не интересовали Достоевский, Л.Толстой, Вл.Соловьев, Н.Федоров и мыслители начала ХХ века, их удовлетворяло миросозерцание Гельвеция и Гольбаха, Чернышевского и Писарева; по культуре своей они не поднимались выше Плеханова. Ленин философски и культурно был реакционер, человек страшно отсталый, он не был даже на высоте диалектики Маркса, прошедшего через германский идеализм. Это оказалось роковым для характера русской революции: революция совершила настоящий погром высокой русской культуры. Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы"" (Н.А.Бердяев)

Духовная болезнь в разных формах поразила весь образованный слой: ""Вина тут лежит на обеих сторонах. У деятелей ренессанса, открывавших новые миры, была слабая нравственная воля, и было слишком много равнодушия к социальной стороне жизни. Деятели же революции жили отсталыми и элементарными идеями"" (Н.А.Бердяев).

Когда грянула катастрофа 1917 года, была издана книга "Из глубины. Сборник статей о русской революции" (1918г.), в которой напечатаны статьи большинства авторов "Вех". В них дан глубокий анализ духовного смысла происходящего. Но это был уже глас вопиющего в пустыне. Тираж арестовали и уничтожили большевики, и только в 1967 году книга переиздается в Париже (единственный экземпляр вывез Бердяев). Название сборника - слова из псалма Давида: "De profundis" ("Из глубины взываю к тебе, Господи"), который читается при погребении. Из глубины российской трагедии раздался профетический голос для будущих поколений и грядущего возрождения: ""Старая Россия, в которой было много зла и уродства, но так же и много добра и красоты, умирает. Новая Россия, рождающаяся в смертных муках, еще загадочна. Она не будет такой, какой представляют ее себе деятели и идеологи революции. Она не будет цельной по своему духовному облику. В ней более резко будут разделены и противоположены христианское и антихристианское начала. Антихристианские духи революции родят свое темное царство, но и христианский дух России должен явить свою силу. Сила этого духа может действовать в меньшинстве, если большинство отпадет от него"" (Н.А.Бердяев). Сборник подводил итог русского религиозного сознания и религиозно-философского ренессанса в России. Отныне эти традиции продолжились в русском зарубежье. России же требовалось уже воскресение после крестного пути и голгофского распятия. Грядущее возрождение во многом предвосхищено и творчеством русских религиозных философов. Некоторые из них погибли в коммунистических лагерях, большая же часть были выслана в 1922 году по указу Ленина за границу - взамен смертной казни.

"Полемика и дискуссии" www.polemics.ru обязательна.
Опубликовано: 29.06.2004
Аксючиц Виктор
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован