16 сентября 2003
1273

Джафар Бикмаев: `На Дону шахидов нет`

Очередная волна терактов, след которых ведет в Чечню, укрепила в сознании многих людей настороженное отношение к исламу. Древнейшую мировую религию подчас напрямую связывают с терроризмом и экстремизмом. Но имеет ли такое представление право на жизнь? Об этом корреспондент "Независимой газеты" беседует с главой Центрального Духовного Управления мусульман по Ростовской области и Югу России Джафаром Бикмаевым.
- Джафар Зуфарович, насколько реально существование на Дону подпольных организаций, проповедующих ваххабизм или иные религиозные течения экстремистского толка?

- Думаю, что широкая деятельность таких организаций в Ростовской области вряд ли возможна. Не исключено, что есть единичные случаи, отдельные носители каких-то радикальных идей, но не более того.
С нашей стороны этой проблеме уделяется пристальное внимание. Например, не так давно к нам обратился ваххабит, прибывший из Таджикистана, с предложением вести просветительскую работу среди наших прихожан. Разумеется, я наотрез отказался от его услуг. Более того, запретил ему молиться в нашей мечети. Увы, были случаи, когда в Ростове появлялись представители течений или партий, запрещенных даже в тех странах, откуда они прибывали.
Некоторое время назад в городе пытались создать Российско-Турецкий образовательный центр, в котором декларировались благие намерения: обучать желающих турецкому языку, знакомить с историей и культурой страны. Однако у нас появилась информация, что к идее создания центра непосредственное отношение имела религиозно-националистическая секта "Нурджулар", которая под вывеской образовательного учреждения могла проповедовать идеи, близкие ваххабизму. Именно поэтому создателям центра не дали развернуться в городе, а главный организатор был выдворен из страны. Так что ростовские мусульмане категорически против появления в своих рядах экстремистски настроенных фанатиков. Ростов испокон веков считается многонациональным городом, в котором мирно уживаются представители разных религиозных конфессий, здесь ни разу не возникало межэтнических конфликтов.

- Однако такие конфликты уже неоднократно случались на востоке Донского края, куда в последнее время переселилось большое количество выходцев из Чечни, Дагестана и других северокавказских республик. Достаточно вспомнить массовую драку казаков и чеченцев в Песчанокопском и Заветинском районах.

- Думаю, в этом плане обстановку можно назвать вполне спокойной. Что касается имевших место конфликтов, то, как правило, возникали обычные межличностные конфликты, которые лишь впоследствии перерастали в межнациональные столкновения.
Хотя не секрет, что и сегодня есть отдельные представители отдельных национальностей (не будем их называть), которые, выходя по вечерам на улицу, начинают в буквальном смысле наглеть. С другой стороны, существуют и определенные выразители националистических настроений, которым выгодно инициировать беспорядки, чтобы затем проводить свою грязную политику.

- Может, в условиях угрозы терактов властям необходимо ужесточить миграционную политику? Например, на Кубани и Ставрополье не так давно были приняты законы, предусматривающие введение квот на миграцию.

- Такие методы я считаю абсолютно неприемлемыми. Зачем создавать дополнительные проблемы и искусственно накалять обстановку? Вопросами нелегальной миграции должна заниматься не только милиция, но и национальные диаспоры, которые обязаны следить за соблюдением законности пребывания своих земляков на определенной территории. Когда ко мне приезжают гости из других регионов или стран, то первым делом я иду в паспортный стол и регистрирую их. Заплати 20 рублей, и в течение трех месяцев никто тебя трогать не будет. Тех же, кто вовремя не регистрируется, на каждом шагу останавливают патрули и требуют за отсутствие необходимых документов по 500 рублей. Разумеется, эти деньги оседают в карманах у нерадивых стражей порядка. Однако в таких случаях своим прихожанам я говорю, что виноваты они сами.

- У многих обывателей мусульмане сегодня ассоциируются с бандитами, для которых представители других религий являются "неверными", а потому подлежат уничтожению

- Подобный стереотип массового мышления очень далек от истины. Ислам - это человеколюбивая религия, которая проповедует терпимость и уважение к ближнему, отказ от агрессии и применения силы. Миф о разделение исламом на "верных" и "неверных" и непримиримости мусульман к людям другой веры в корне неверен. Мусульмане лишь выступают противниками многобожия, поскольку Всевышний, создавший землю, один для всех вне зависимости от исповедоваемой религии. Террористы, в свою очередь, лишь прикрываются религией, понятиями "чистота веры" или "борьба с неверными", которые в их трактовке к истинному исламу не имеют никакого отношения. Настоящим мусульманином может считаться только тот человек, от руки которого не пострадали другие люди. С точки зрения ислама, никакая смерть не оправданна и только Всевышний, который даровал жизнь человеку, имеет право ее отнять. Не случайно пророк Мухаммед говорил, что убийство одного безвинного человека приравнивается к убийству всех людей.

- Ну а как же женщины-шахиды, которых называют мученицами за веру, или джихад, подразумевающий борьбу с неверными?

- Сегодня шахидами принято считать людей, которые мстят за своих родных и близких - таких же бандитов, что и они сами. На самом деле шахидом может называться только человек, который погиб, защищая свою семью, дом, отчизну. С точки зрения нашей религии шахиду уготовлено место в раю, но это место надо действительно заслужить, и уж никак не путем проведения терактов, от которых гибнут мирные люди, включая женщин и детей.
Что касается понятия "джихад", то и оно сегодня очень часто трактуется неверно. Джихадом называют агрессию, порожденную стремлением к власти и ненавистью ко всему миру. Однако ислам учит, что джихад - это священная война с теми, кто разрушил твой дом или убил близких. В то же время любая месть не должна идти вразрез с законами шариата и может распространяться лишь на тех, кто действительно заслуживает наказания. К тому же ислам призывает прощать каждого, кто покаялся в грехе.

- Не ощутили ли на себе донские мусульмане проявление каких-либо негативных настроений в связи с последними терактами в Москве и на Северном Кавказе?

- Лично я и мои прихожане не почувствовали какой-либо неприязни в свой адрес. Правда, иногда возникали проблемы с отдельными стражами порядка, которые после молитв буквально вылавливали возле ростовской мечети наших прихожан и вымогали у них деньги. Проблему удалось решить только после того, как я обратился к руководству милиции общественной безопасности. Мы не против того, чтобы проверялись документы или содержимое сумок, но это должно делаться в рамках закона.


"Независимая газета" 16.09.2003http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован