14 февраля 2003
1651

Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев: Профильная школа - это индивидуализация обучения и свобода выбора

Директор школы. 2003. N 2. С. 14-17.

Тематические разделы: Менеджмент в социальной и неприбыльной сфере, Социология образования

Авторы высказывают свои соображения по проекту "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования". Дело это, безусловно, важное и актуальное, отвечающее как потребностям подрастающего поколения, так и запросам общества. Известно, что наибольшей популярностью у школьников и особенно родителей пользуются учебные заведения, где старшеклассники имеют возможность углубленно изучать именно те предметы, которые и определяют выбор будущей профессии. Но профильное обучение нельзя рассматривать только через углубление каких-либо образовательных дисциплин. На наш взгляд, это продуманная система, включающая основное и дополнительное образование, допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку на базе учебных центров, а также связи общеобразовательной школы с вузами.

Опыт, который следует развивать

Проект Концепции подтверждает, что профилизация - это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Ее несомненное преимущество в том, что более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их жизненными планами. Еще один немаловажный плюс профильного обучения, по нашему мнению, в том, что оно призвано сыграть важную роль в решении социально-образовательных проблем, таких как массовое репетиторство, учебная нагрузка.

Надо отметить, что в нашем городе нет необходимости начинать это дело с чистого листа. Есть немалый практический опыт. Научно-методическое сопровождение профильного обучения стало одним из приоритетных направлений в деятельности муниципальной системы образования. Увеличилось количество школ и классов, реализующих такое обучение. Нас радует, что выросло число выпускников, продолжающих свое образование в соответствии с выбранным профилем. Разработаны различные модели профильного образования.

Это, во-первых, профильные классы: экономические, физико-математические, медицинские, химико-биологические, милицейские, правовые. Во-вторых, профильные группы, представляющие более гибкую систему обучения, позволяющую регулировать содержание и объем учебного материала в зависимости от возможностей и потребностей школьников. В-третьих, многопрофильное обучение, когда каждый ученик самостоятельно выбирает интересующие его предметы (базовые, профильные, специализированные) из числа предлагаемых школой.

В-четвертых, профессиональное профильное обучение, которое через образовательную область "Технология" дает возможность выпускникам получать основные навыки по ряду профессий. Оно осуществляется на базе муниципального учебно-производственного центра. Сотрудничество школ со специальными средними и высшими учебными заведениями, учебными центрами и комбинатами, а также службами занятости и социальной защиты также позволяет сохранять единое образовательное пространство и лучше решать проблемы социальной адаптации и самоопределения выпускников.

Альтернатива традиционной школе

Как альтернатива традиционной унитарной организации учебно-воспитательного процесса профильная дифференциация и вариативность требуют прежде всего внедрения новых подходов, а для этого необходимо решать вопросы нормативно-правовой базы, государственных образовательных стандартов, программно-методического и материально-технического обеспечения, совершенствовать систему повышения квалификации педагогов.

Мы планируем проводить социологические и психологические исследования. Особое место в этом процессе должны занять школьные психологи, центры тестирования, службы занятости, словом, необходимо вести диагностику потенциальных склонностей детей к тому или иному виду деятельности, учитывая ее результаты при конкретном комплектовании классов и групп. Становится актуальным и маркетинговый подход в организации образовательных услуг.

Очевидно, что профилизация должна быть прямо соотнесена с единым государственным экзаменом. Его введение ставит ряд вопросов в части содержания и критериев оценки такого обучения.

Уже осуществляется на практике "предпрофильная" пропедевтическая работа. Она ведется в рамках не какой-то отдельной дисциплины, а опирается на блок предметов определенной направленности, давая учащимся второй школьной ступени возможность попробовать свои силы и соразмерить свои интересы и потребности с определенными областями. Организация раннего профилирования формирует у школьников мотивацию к выбору того или иного направления.

Жизнь убедительно показала малоэффективность обучения всех и всему. Основная идея обновления старшей школы состоит в том, чтобы существенно расширить возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Все обучение должно строиться с учетом их жизненных планов. По сути, речь идет о школе совершенно иного типа, о новом структурном, институциональном элементе в системе школьного образования, обеспечивающем разнообразные варианты учебных курсов, гибкую организацию обучения. Эта система, на наш взгляд, должна включать в себя следующие типы курсов: базовые общеобразовательные курсы: математика, русский, иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей и естествознания для гуманитарного и социально-экономического профилей; профильные курсы, которые изучаются по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения); элективные курсы, которые также изучаются по выбору и входят в состав профиля и либо поддерживают изучение основных профильных курсов, либо служат для внутрипрофильной специализации.

Не утерять исходный принцип

В любом варианте реализации идеи профильной школы важно не утерять исходный ее принцип: значительная дифференциация обучения с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Однако не будем забывать и то обстоятельство, что у значительного числа выпускников основной школы еще нет четкого и устойчивого определения в выборе профессиональной деятельности. Поэтому жесткая и необратимая (без возможности смены направления обучения) профилизация может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления, привести к негативным учебным и социальным последствиям. Поэтому общая профилизация старшей ступени школы должна предусматривать возможность наличия универсальных (общеобразовательных) старших классов и школ, а также возможность смены профиля обучения (и его специализации) внутри одной многопрофильной школы. Таким образом, можно выделить несколько вариантов организации профильного обучения: внутришкольная и сетевая профилизации.

Нормативные документы определяют начало широкого перехода на модель профильного обучения с сентября 2004 года. Немаловажной проблемой остается подготовка педагогических кадров. Речь идет не только о повышении квалификации учителей - нужна новая модель педагогического образования и профессиональной переподготовки на основе современных подходов. При разработке моделей профильной старшей школы необходимо учитывать и вопросы изменения видовой номенклатуры школ, финансирования и платных образовательных услуг.

В целом положительно оценивая проект Концепции, не можем умолчать о явно слабых сторонах этого документа. Есть опасность, что они обернутся непоправимыми негативными последствиями: снизят качество образования, значительно ослабят коммуникативную функцию системы общего среднего образования в социуме. Так, предлагаемая авторами идея жестких групп при организации профильного обучения, построенных на классно-урочной системе, как показывает практика, уже давно перестала быть актуальной. Она явно отстает от запросов современных школьников и их родителей, не учитывает специфики разнообразных вузов страны, а в целом зачеркивает один из основных принципов профильности - индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Большой шаг назад и тотальная профилизация по четырем возможным профилям и сформированным программам. Такое, может быть, и приемлемо для школ, которые еще очень далеки от организации профильного обучения, а как быть с продвинутыми в этом направлении образовательными учреждениями? Им что - двигаться вспять?

Есть в проекте Концепции очевидные противоречия. В так называемых "целях" на первое место выдвигается принцип тотального "углубления изучения отдельных дисциплин", а в предполагаемой новой видовой структуре "углубленка" упоминается пренебрежительно, в кавычках, и вообще, вопреки успешно зарекомендовавшей себя практике, предлагается низвести этот вид общеобразовательных учреждений. Явная несправедливость, с которой нельзя соглашаться.


www.ecsocman.edu.ru

14.02.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован