В должности генерального директора на долю Алексея Васильевича выпали тяжелые испытания, когда в стране и на заводе перестройка показала свою разрушительную силу, когда завод задерживал оплату смежникам, когда зарплату выдавали с помощью банковских займов, а подготовка производства, очень своевременного автомобиля ВАЗ – 2110, еще не была закончена. Казалось, что завод вот – вот остановится, но завод в самые мрачные времена работал. В дальнейшем синдром перестройки сказался на всю последующую жизнь коллектива.
Расскажу о первой производственной встрече с Алексеем Васильевичем.
Я был в то время руководителем ремонтной службы Сборочно – кузовного производства и на определяющем оборудовании случилась тяжелая авария – загорелась оснастка сварочной линии шасси. Пожар это всегда волнения вплоть до паники и именно в такие минуты требуется поддержка и помощь. Так вот, Алексей Васильевич спрашивает: «Вам все ясно, какая нужна помощь, сами справитесь?» Все благополучно закончилось, мы не допустили простоя конвейера, а в душе осталась благодарность за то что в нас поверили, и это почувствовал весь ремонтный персонал, потому, что ликвидация аварии заняла сутки самоотверженной работы всех, кто мог хоть чем - то помочь, в данном случае.
Еще один поучительный урок я получил от А. В. Николаева. Это было время массовой передачи производства комплектующих на заводы – смежники для высвобождения площадей под новый автомобиль “ Калина “. Жизнь показала правильность и своевременность этого решения. Так вот, очередь дошла до перевода технологии изготовления сидений на завод «АвтоВазАгрегат». Коллектив участка, 500 человек – половина женщин, никак не соглашался покидать насиженное место. И когда дело дошло до предела, звонит Алексей Васильевич и спрашивает: « Вы хорошо знаете этот вопрос, в частности – почему принято такое решение на заводе и есть ли на «АвтоВазАгрегате» достойные условия труда? Я приглашаю Вас на встречу с коллективом бригады, чтобы положительно решить эту задачу». Тогда, я видимо, правильно ответил на технические вопросы, но ведь всех интересовали вопросы к генеральному. Это в первую очередь социальные вопросы: зарплата, транспорт, условия труда, выход на пенсию, сохранение льгот ВАЗа в части профилакториев, турбаз и тому подобное. И Алексей Васильевич отвечал каждому, потому что понимал, что ответы на такие вопросы люди ждут только от него. Поэтому А. В. Николаев закончил свое выступление следующими словами: «Пока я генеральный директор все будет так, как мы договорились».
И так он умел разговаривать со всеми: с конструктором, с технологом и с каждым, у кого свои особенные вопросы. Все его совещания были примером интеллигентности, корректности и уважения к другим. Думаю, с его совещаний добросовестные руководители выходили удовлетворенные. Больше всего он любил называть подчиненных на ВЫ! Никогда не повышал голоса. Алексей Васильевич был образцом руководителя, который в лучшем смысле, учился и учил других, как он это понимал. Всегда было чувство, что перед тобой умный и благородный человек, у которого хотелось всему этому научиться.
Э.Бреккель, ВАЗа ветеран.
Из книги, готовящейся к изданию, под редакцией В.Арцыкова.