09 марта 2007
4737

`Единая Россия` остановит `утечку мозгов`.

Второй год продолжается реализация национального проекта "Образование". Специалисты уже отмечают видимые результаты. В то же время в результате глубокого изучения состояния дел обнажились многие проблемы, решение которых, возможно, должно стать приоритетом в будущем.

Главный плюс Единого государственного экзамена - равные условия для поступления в вуз у школьников из крупных городов и из глубинки. Однако многие студенты из тех, кто приехал издалека, вынуждены жить в общежитиях, которые для житья, честно говоря, мало пригодны. Качество обучения в таких условиях сильно страдает. Другая задача - развитие системы образовательных кредитов, которая пока еще не начала действовать.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, член президиума РАМН, заслуженный деятель науки РФ Сергей Колесников:

- В принципе, большая часть регионов оценивает результаты Единого Государственного экзамена позитивно. Только два региона прислали свои отрицательные заключения при обсуждении законопроекта о ЕГЭ в Государственно Думе - Московская область и Татарстан. По данным Министерства образования, возможности поступления в вузы для выпускников с периферии расширились. Видимо настало время подумать о государственной программе финансовой помощи наиболее талантливым выпускникам в их приезде из глубинки, обеспечении их стипендиями и общежитиями.

У меня лично вызывают сомнения несколько моментов. Прежде всего, это резкое повышение количества высоких оценок в ряде регионов (иногда в разы!), что ставит вопрос о возможном перемещении коррупции из вузов в школы, что требует очень жесткого контроля за созданием и распространением тестов и проведением ЕГЭ.

Второе - необходимо срочно (до начала полного действия закона) создать системы технических и гуманитарных олимпиад, которые бы не позволили отсечь от вузов наиболее талантливых в отдельных сферах школьников.

Фракция "Единая Россия" сделала все, чтобы закон об ЕГЭ стал предельно прозрачным и цивилизованным, и в нем были сбалансированы интересы, как среднего, так и высшего образования, а также учтены интересы разных льготников.

В 2007 году лишь в некоторых регионах начнется эксперимент по выдаче ссуд на обучение. Он продлится 5 лет. Мне кажется, что этот процесс надо резко ускорить, поскольку за время реформ 90-х годов мы потеряли обязательное распределение выпускников, а образование осталось бесплатным (за государственный счет).

Образовательные кредиты могли бы законодательно определить ответственность обучающегося (выпускника) перед оплатившим обучение. При условии отработки в течение трех-пяти лет на определенном месте работы кредит должен погашаться. Например, это касается глубинки, где создался острый дефицит кадров врачей, педагогов и др. Конечно, это не исключает заботу принимающей стороны о жилье и зарплате молодого специалиста.

К сожалению, представленный рядом депутатов законопроект об образовательных кредитах призван лишь облегчить ряду категорий выпускников школ поступление в вуз через банковские кредиты и погашение их кредитных ставок государством. В исправленном варианте закон имеет право на жизнь, а в существующем варианте фактически выгоден больше банкам, нежели заказчику кадров. Неважно, кто заказчик - государство, муниципалитет или бизнес.

Если в отношении улучшения жилищных условий для молодых ученых робкий шаг правительством сделан (спасибо!), то в отношении временного жилья для студентов, на мой взгляд, желание есть, но государственной программы пока нет. Через ипотеку этот вопрос не решить - нужна политическая воля.

В настоящее время разрабатывается целевая программа "Научно-педагогические кадры РФ". Цели этой программы - преодолеть тяжелейшее кризисное положение, создавшееся в науке и вузах за последние 15 лет вследствие "утечки мозгов" как за рубеж, так и в другие сферы экономики. Мы фактически потеряли целое поколение ученых. Интерес к науке у молодежи вследствие крайне скудного финансирования чрезвычайно низок.

Нам надо восстановить престиж ученых и педагогов Высшей школы, и тогда есть надежда, что мы увидим блеск в глазах нашей молодежи при словах наука, знания, изобретения, инновации. Для этого нам остро нужен новый комплексный национальный проект "Инновационная Россия".

К сожалению, во взаимоотношениях исполнительной власти и общества (и его представителями - депутатами) есть много проблем. Никак не удается создать реальные общественно-государственные экспертные советы и сделать процесс разработки и утверждения программ прозрачным. Это порождает массу кривотолков и недопонимания в обществе и подозрения о корыстных интересах чиновников.

Но помочь решению данного вопроса может законопроект, внесенный в Госдуму депутатами-единоросами. Этот законопроект призван решить проблемы интеграции образования и науки в нашей стране, а значит и проблему подготовки научно-педагогических кадров.

Источник: Edinros.ru 30.01.07 15:33
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован