31 мая 2007
3540

Эдита Пьеха: Хочу быть не холодной звездой, а теплым солнышком

Main piexa250maiorova
Свое 70-летие и полвека жизни на эстраде Народная артистка СССР Эдита Пьеха намерена сделать праздником для своих почитателей.

"Где-то есть город - тихий, как сон"... Знакомые, близкие сердцу песенные строчки. Эдита Станиславовна признается, что все песни, которые она пела и поет, - любимые. И тем не менее думаю, что песня про город-сон - "Город детства" - самая сокровенная. Недаром ее сделал своим, что нынче называется хитом, внук Стас Пьеха. И хотя поет он ее по-своему, по-молодежному, но все равно с бабушкиными интонациями. Да и живет певица сейчас в доме, точь-в-точь похожем на дом своего детства. Он - в 30 километрах от Санкт-Петербурга. А тот, настоящий, был во французском шахтерском поселке Нуаэль-су-Ланс в 300 километрах от Парижа.

- Эдита Станиславовна, почему сиятельный Петербург вы предпочли обаятельному сельскому уединению?

- Оттого, что много приходилось выступать, устали уши. А они, как локаторы, ловят всякие раздражающие городские шумы. Дом этот 10 лет строила. Это не вилла, но очень уютное гнездышко. Свою обитель называю имением "Соловьиная роща". Здесь и соловьи заливаются, и всякие другие птички поют. Сосны шумят, сирень, яблони цветут. А охраняют имение пять моих любимых собак.

- Вокруг дома все зелено. А в самом доме тоже преобладает зеленый цвет. Вы к нему неравнодушны?

- Да. Он меня успокаивает после бурных гастрольных лет. Зеленый цвет "прописался" в моей жизни еще и потому, что шесть лет моей заочной учебы в Ленинградском университете поздние вечера просиживала в библиотеке под зеленым абажуром, где чувствовала уют. И самоутверждалась: я хотя и артистка, но не хуже очных студентов.

- А кто дал вам "зеленый свет" на эстраду?

- Ансамбль Александра Броневицкого, название которому я случайно дала сама, - "Дружба". Сан Саныч, будучи студентом Ленинградской консерватории, дирижировал хором польских студентов, куда я попала. Из него и вырос ансамбль. Состав у нас был интернациональный - выходцы из социалистических стран и Советского Союза. И вот однажды мы выступаем в Большом зале Ленинградской филармонии. Я - солистка. На мне маленькое черненькое платьице, перелицованное из мамочкиного. На ребятах - мешковатые костюмы хора рабочей молодежи. Конферансье обращается к нам: "Гаврики, как вас объявить?" Тишина. И вдруг я тихонько, с акцентом: "Объявите, пожалуйста, "Дружба". Слово-то не ново. Новой, раскрепощенной стала форма, в которой мы выступали. Броневицкий аранжировал мои песни, и они имели безошибочный адрес публике. А публика такого прежде не видела: на эстраду выходит не разукрашенная певица, а просто 18-летняя девчонка в простеньком свитере и юбчонке. Вот эта непохожесть ни на кого другого и сыграла со мной "коварную" шутку. Ведь из Польши в Ленинград я приехала, чтобы стать учительницей.

- Как?

- Да, да... Ведь я окончила педагогический лицей круглой отличницей. Нет, я не была зубрилкой - напротив, прогуливала уроки. Но учителя подпадали под мои чары и ставили мне "отлично". А когда они узнали, что я хочу штудировать психологию, дали мне все тот же "зеленый свет".

- Почему вдруг психологию?

- А как же учительнице общаться с детишками? Ведь к каждому нужно найти свой ключик. Меня саму никто не воспитывал. Когда во время войны умер мой папа, а потом брат, маме было не до моего воспитания. Поэтому я сама начала себя спасать, начала в себе копаться. Это и потянуло меня в психологию. Благодаря ей я не заразилась "звездной болезнью". Понимала: я существую благодаря тому, что люди меня приняли.

- Да как же при таком сокрушительном успехе не подцепить "звездную болезнь"?

- Просто однажды открыла такую истину: артист - это не права, а обязанности. Я должна отработать тот талант, который мне свыше подарен. Я ничего не должна требовать, даже личной жизни - должна принадлежать только зрителям. Я - частичка людей, которые меня признали.

- Вы - не человек модных нынче тусовок. Почему? Ведь в вашем, извините, возрасте это необходимо, чтобы о вас помнили?

- Мне абсолютно не присуще врать. А улыбаться ради того, чтобы улыбаться?.. Вот когда я на сцене - это мой долг: улыбаться, даже если мне невмоготу.

- Что для вас песня? Она должна развлекать или, по-Станиславскому, еще и поучать?

- В песне надо сыграть мини-спектакль. Исполнитель должен не просто показывать свои голосовые данные. Должен глубоко вникнуть в ее суть и вынести публике, как образ, действие. Нужно жить на сцене, чтобы этой жизнью проникся и зритель.

- Вы первой из наших эстрадных певцов взяли микрофон со стойки и начали разговаривать со зрителем. Как это вам пришло в голову?

- Это не от головы. Просто стоять на сцене мне было тесно. Вот я и взяла микрофон и спустилась в зал. Я стала одеваться не так, как одевались до меня, - с помощью Славы Зайцева на мне появились соответствовавшие моим песням летящие платья. Не побоюсь наглого сравнения: если Петр I прорубил окно в Европу, то я - в европейскую эстраду.

- Кто помогал это окно рубить?

- Василий Палыч Соловьев-Седой, например. Он "отстирал" меня от грязных ругательств наподобие такого: "Эта пошлая певичка, которую нужно выстирать по самое декольте". Правда, спустя несколько лет этот критик извинился передо мной и публично опроверг себя. А тогда на мою защиту встал Василий Палыч, который написал: "Появилась эстрадная исполнительница, которая живет на сцене, только ей свойственным способом воспринимая мир, и об этом поет". Соловьева-Седого подхватил Дмитрий Кабалевский.

- А кто еще из мэтров эстрады тех лет вдохновлял?

- Ну, конечно, Клавдия Ивановна Шульженко! Я у нее спрашивала: "Клавдия Ивановна, как у вас получается, что ваши руки поют?" А она удивленно отвечала: "Деточка, если сердце поет, то и руки запоют". Вот это самое главное и простое Шульженко мне и подсказала. Все от сердца, от души должно идти. А сейчас все в ноги ушло.

- На нашей эстраде вы были первой во многом. Первой выступали во французском зале "Олимпия", американском "Карнеги-холл". Вы - лидер по природе?

- В лицее я была очень хорошим спринтером. Мне нравилось вырываться вперед. В "Олимпии" весь концерт провела на французском. И хотя я 9 лет прожила во Франции, мой язык был на уровне начальных классов. Мне просто написали текст, и я, как обезьянка, его произносила. И все же все газеты написали про мой изысканный французский.

- "Карнеги-холл", "Олимпия" - и оленеводы Чукотки, Афганистан, чернобыльская зона... Как сочетались у вас эти несовместимые маршруты?

- Везде же люди... Оленеводы Чукотки - незабываемо! Они нас по тундре без снега прокатили! Это необыкновенное гостеприимство чумов! А строганину до сих пор вспоминаю, предпочитая в еде свежую красную рыбку. Очень много довелось гастролировать по Латинской Америке. Пять раз приезжала на Кубу, где вместо цветов мне дарили кусочки хлеба.

В Афганистане была первой из наших артистов до ввода советских войск. На пушту произносила приветственную речь перед президентом Тараки, за что прилюдно - немыслимо для мусульманских обычаев - была расцелована им в лоб. Еще раз приехать в Афганистан мне довелось в 1983 году, когда там уже были наши войска. Перелетали на самолетах вместе с ранеными, умирающими. Это было страшно. В Кандагаре на наших глазах подстрелили наш вертолет. Летчики сделали все, чтобы машина не рухнула на территорию гарнизона. Троим удалось спастись, четверо погибли. Это произошло почти так, как в моей песне "Огромное небо". Вечером на концерте командир подходит ко мне и просит: "Эдита Станиславовна, спойте "Огромное небо". Я говорю: "Не могу. Я все видела своими глазами". А он мне: "Я приказываю. Вы - на войне". Тогда я попросила коньяка, чтобы успокоиться. Спеть так, как тогда, я больше никогда не смогла. В зале воцарилась мертвая тишина. Потом все встали и молча почтили память всех погибших.

- Эдита Станиславовна, давайте от печали к радости - к вашему предстоящему юбилею. Ведь вы опять же первой из наших эстрадных певцов устроили свой первый юбилейный концерт.

- Да. Это было 25-летие моей жизни на сцене. Я тогда уже без "Дружбы" выступала, у меня был свой коллектив. Когда я заявила о своей идее в Ленконцерте, все страшно перепугались и отправили меня на "допрос" в горком партии. Там мне популярно объяснили, что юбилеев достойны только деятели классического жанра. А тут какая-то эстрада! Я подумала-подумала и придумала такое название своему концерту: "Творческий отчет Эдиты Пьехи перед трудящимися Ленинграда за 25 лет выступлений на сцене". Этакую афишку мне никто запретить не смог, и концерт состоялся в "Октябрьском". Когда исполнилось 40 лет моего творчества, я отважилась и дала концерт на Дворцовой площади. Надеюсь, и нынешний юбилей отмечу на Дворцовой. Надеюсь. Вообще надежда - понятие, ведущее меня по жизни. Как, конечно же, вера и любовь.

- Что для вас любовь?

- Это прежде всего почитание моей публики. Любовь двоих для меня - особая статья. Я не была удостоена счастья встретить человека, с которым у меня состоялась настоящая любовь.

- А как же ваши отношения с Александром Броневицким?

- Это была любовь, лишь позже мною осознанная. Когда я попала в "Дружбу", он для меня, простой шахтерской девчонки, был идолом. То, что мы действительно были влюблены друг в друга, я не чувствовала. Мне было не до этого - у меня уже стали вырастать крылья артистки. А Сан Саныч себя принизил, не мог свою любовь поднять выше той, что мне дарила публика. Когда я его спрашивала: почему ты мне в дни рождения цветов не даришь? - он отвечал: зачем? Зрители же тебе дарят столько цветов! А еще, знаете, как мы грустно поженились? Мое свадебное платье было черное - то самое, концертное, мамочкино, перелицованное. Пришли в какой-то жуткий кабинет в райисполкоме. На стене торчал гвоздь - только что сняли портрет Сталина. Потом скромненько поужинали с друзьями Сан Саныча. И все. Всю брачную ночь я проревела на кухне...

- Самое время вспомнить вашу песню "Семейный альбом" и в этот альбом заглянуть.

- Я не примерная мама и не примерная бабушка. Хотя на Стаса имею больше прав, чем Илона. Он с трех до семи лет ездил со мной по гастролям, и я хоть как-то могла за ним присмотреть. А Илонка заканчивала институт, разошлась с отцом Стаса, родила дочь от второго брака Эрику.

- Сейчас, наверное, у вас больше времени за ним присматривать? Вы вторгаетесь в его сценическую жизнь?

- Советы даю, но ненавязчиво. Например, объясняю, что сцена - это не то место, где можно появляться в рваных джинсах. Он отвечает так: "Я тебе ни разу в рваных джинсах на глаза появляться не буду. Но для своей публики надену. Ты не против?"

- Извините за бестактность, а не использовала ли бабушка свою фамилию для проталкивания внука?

- Ничего похожего. Стас все делал собственным трудом. Пошел на "Фабрику звезд", и никто об этом не знал. Так же, как Илонка поступила в театральное, не сказав мне об этом.

- Вы не боитесь, что он переплюнет вашу популярность? Не боитесь стать просто бабушкой Стаса Пьехи?

- Хотела бы стать прабабушкой.

- Вот мы с вами все про Стаса и Илону. А внучке Эрике не обидно, что ее не видно-не слышно?

- Нет. Она очень гордится нашей семьей. И говорит так: "Я не кичусь тем, что моя бабушка - Эдита Пьеха, а мой брат- Стас Пьеха. Я - Эрика Быстрова и подаю надежды стать хорошим архитектором".

- Какое главное ваше семейное качество?

- У нас нет звездности.

- Но ведь почти уже десять лет на "Площади звезд" в Москве горит ваша звезда.

- Я с уважением отношусь к тем, кто это придумал. А вообще это не мое. Ведь звезды холодные. А я хочу быть теплым солнышком.

- Любовь к живности - у вас тоже семейное? Вот и у Илоны в загородном доме и собачки, и даже хряк обитают?

- О свинке Илонка мечтала с детства. А тут вот вычитала, что в Беларуси есть ферма, где выращивают карликовых свинюшек. Приобретенный карлик вырос в дородистого хряка, которого зовут Пумба. У него даже свой дом есть.

- С Беларусью, конечно, вашу семью связывают не только хрюшки. Ведь, наверное, не только ради Пумбы Илона фестивали "Славянский базар" ведет?

- Я участвовала в одном из первых "Славянских базаров" в Витебске, которые в те времена были фестивалями польско-белорусской дружбы. Для меня белорусы - как связующее звено между поляками и русскими. Я ездила к маме в Польшу на каникулы всегда через Беларусь. И оказавшись там, ощущала: вот я уже одной ногой дома. В этом году на "Славянском базаре" будет мой юбилейный бенефис. В Беларуси очень много моих почитателей и чисто подсознательно мне белорусы очень близки.

- А корни фамилии вашего бывшего супруга - тоже, кажется, белорусские?

- Да, да. Александр Семенович, папа Сан Саныча, полковник в отставке, был полубелорусом, полуполяком. Все Броневицкие были выходцами из Слуцка. Настоящая фамилия звучала как Бороневицкие. Три старших брата Александра Семеновича ушли в моряки и их фамилию переделали.

- Эдита Станиславовна, вопрос на закуску. Рецепт вашей неповторимой красоты, изысканности и молодости. Признайтесь, красота - это от бога или труд?

- Я училась быть красивой. Однажды на гастролях встретилась с опереточной актрисой. Ей было 60, а мне 22. И я у нее спросила: "Любовь Михайловна, а что делать, чтобы быть такой красивой, как вы". "Деточка, - ответила она, - это труд, труд и еще раз труд".

- Вы можете себе позволить выйти в магазин, не подкрасившись?

- Нет. Глазки обязательно чуть-чуть подведу, подпудрюсь немножко. Ведь и в магазине я - человек публичный. Вот если иду туда, где меня никто не увидит, тогда сделаю себе поблажку. Правда, был у меня один поучительный случай. Мы были на гастролях в Пермской области, жили в гостинице на окраине Соликамска, рядом с деревней. Утром я вставала, умывалась, натягивала куртку с капюшоном и вперед - через деревню в лес. На второй день смотрю: у заборов бабушки смотрят подозрительно, мол, какая-то тетка чужая. На третий день вышли на дорогу: "Послушай, тут Марфа сказала, что ты - артистка. Правда?" - "Да ошиблась ваша Марфа". И пошла себе дальше. На следующий день выхожу - уже вся деревня на дороге стоит. "Слышь, ты, что ты врешь? Что намалевана, что не намалевана, все равно Пьеха!"


Елена Калядина
Опубликовано в газете N312 от 31 мая 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован