12 декабря 2005
674

Эдуард Тиктинский: `Я могу быть `играющим тренером`

Эдуард Тиктинский, генеральный директор и собственник RBI, считает, что в аутсорсинге главное - правильно выбрать, что оставить себе, а что отдать другим.
Все герои серии "Интервью с топ-менеджерами и собственниками петербургских компаний", по данным рейтинга Ассоциации менеджеров России, названы лучшими функциональными управленцами 2005 г. (см. www.dp.ru).

-Почему девелоперский бизнес?
-Стечение обстоятельств. В детстве я хотел быть адвокатом, чтобы зарабатывать деньги и быть менее зависимым от системы.
Когда оказалось, что можно заниматься бизнесом, у меня не было альтернативы. Попал в агентство недвижимости, чуть больше года проработал менеджером и создал RBI.

-RBI - классический девелопер, в то время как многие строительные компании города стремятся стать или становятся вертикальными корпорациями.
-Логика нашего бизнес-поведения проста. Можно строить бизнес вертикально - делать технологические холдинги полного цикла: от производства стройматериалов и строительства до продаж конечного продукта, играя на экономии издержек. Но обеспечить максимальную эффективность в каждом звене цепочки сложно. Когда рынок подходит к стадии зрелости и конкуренция усиливается, крупные компании отдают большой объем деятельности на аутсорсинг, чтобы сосредоточить лучших людей на основном бизнесе.
У меня никогда не было в планах набирать строительные мощности, и сейчас нет. Мне это неинтересно.

-Какие виды деятельности вы не отдадите на сторону?
-Покупка пятен под застройку - это первое, что невозможно аутсорсить, потому что это ключевая компетенция девелоперского бизнеса. Здесь многое зависит от топ-менеджера.
На Западе коэффициент "капитализация к чистой прибыли" у фирмы-девелопера очень низок: 3-4. Для сравнения, "Пятерочка" стоит 10 чистых прибылей, а Microsoft - больше 40. Если, например, вы добываете и возите нефть, то по большому счету все равно, кто первое лицо компании - Смит или Джонс. А если в девелоперскую компанию вместо Смита придет Джонс, не исключено, что он не сможет договориться с местным водоканалом, газом, обладателями пятен под застройку, не сможет продать землю перед самым кризисом, купить ее "на дне". Капитализация такого бизнеса низка, другое дело, когда появляется коммерческая недвижимость.
Второе - это создание добавленной стоимости, ее нельзя рассматривать отдельно от стратегии премиального девелопера. Сюда входит все, что называется "маркетинг-микс": философия продаж, офис, люди, то, как они знают продукт, обучение сотрудников.
Третье - в управлении издержками аутсорсинг тоже невозможен, потому что это 95% себестоимости.
И наконец, деньги. Чтобы девелоперский бизнес рос, необходимо вкладываться в новые проекты. Нужны новые стратегии финансирования. В мире все уже придумано, нужно лишь потратить время на изучение зарубежной практики и адаптировать ее к нашим реалиям.

-Вы контролируете все четыре ключевые компетенции компании?
-В оперативном режиме я ими не занимаюсь. Я могу быть "играющим тренером" в те моменты, когда считаю, что одну из этих компетенций нужно подтянуть по сравнению с другими.

-Насколько девелоперский рынок в России прогнозируем?
-Дело не в России - мы же не акции "Газпрома" покупаем. Нужно прогнозировать спрос клиента на определенный продукт, и от страновых рисков это зависит в меньшей степени. Идти за лидером безопаснее, но тогда все сливки будут сняты без тебя. Мы достаточно глубоко понимаем рынок жилой недвижимости, чтобы идти на нетривиальные ходы.
Мы адаптируем мировой опыт к российской ментальности. Объехав пол-Европы, мы смотрели, как люди живут, как устраиваются, какие дома делают. Мы хотели понять, какой набор инфраструктуры важен им, а какой - нам . Так, в Европе почти все квартиры, кроме пентхаусов, продаются с отделкой, а в России люди еще не насытились индивидуальными решениями. Наши люди покупают не только блага, но и ощущение собственной значимости.
Эдуард Тиктинский, генеральный директор холдинга RBI: "На Западе девелоперские компании низко оценены, потому что они очень сильно зависимы от первых лиц".

http://www.spbgid.ru/index.php?news=69318
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован