01 апреля 2002
1747

Эдуард Воробьев на радио `Новости он-лайн`, 01.04.2002

ВЕДУЩИЙ: У нас в гостях сегодня Эдуард Аркадьевич Воробьев. Сегодня 1 апреля, в пору всех разыгрывать, шутить, но вот для почти 200 тысяч россиян, молодых людей не время шуток - начался призыв в вооруженные силы. По-моему, никогда такого не было, Дума как-то контролирует ход призыва в вооруженные силы? Как правило, этим занимаются исполнительные органы власти, но иногда привлекаются силовые органы в известных случаях. А вот Дума, как законодатель...

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Конечно, проблема контроля со стороны парламента является одной из насущных задач, и я полагаю, что в ближайшее время Комитет по обороне займетс законом о гражданском контроле над военной организацией. И смысл этого закона будет в том, чтобы повысить функции парламента, прежде всего контрольные.

На сегодняшний день только Счетная палата дает возможность через постановления Думы осуществлять тот или иной контроль. Однако призывная кампания не являетс для Думы такой величиной, я бы сказал, над которой она должна осуществлять контроль. Эту работу осуществляют органы местного самоуправления. К примеру, в МОСКВЕ председателем призывной комиссии является первый заместитель мэра МОСКВЫ госпожа ШВЕЦОВА. Точно таким же путем в призывных комиссиях, когда говорят о том, что военкоматы осуществляют призыв, - это немножко не так, я хотел бы защитить военкоматы.

ВЕДУЩИЙ: Призывные комиссии осуществляют призыв.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Совершенно верно. Указ президента... К примеру, 31 марта вышел указ президента номер 301 о призыве в апреле-июле 2002 года граждан РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву. В соответствии с пунктом 1 этого указа, в течение этого времени - апрель-июнь месяц - можно будет по нашей стране призвать 161372 человека.

ВЕДУЩИЙ: Из них чуть больше 5 тысяч приходится на МОСКВУ.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Совершенно верно, 5358 юношей. А в общем-то, призывной контингент в МОСКВЕ большой, около 250 тысяч человек, то есть четверть миллиона.

ВЕДУЩИЙ: Москвичей и собираюсь призвать принять участие в нашей беседе с помощью пейджера. Сегодня все та же госпожа ШВЕЦОВА сказала, что не будет больше облав, то есть использования сил ГУВД дл привлечения призывного контингента. Верится с трудом.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Я думаю, что если МОСКВА подаст пример, это будет положительный пример, то и регионы, субъекты РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ должны на это откликнуться.

Действительно, большое количество представителей правоохранительных органов и работников военных комиссариатов задействованы в этой, я бы так сказал, унизительной для молодых людей и вообще для граждан стране процедуре. Людмила ШВЕЦОВА приводит пример о том, что в этой операции в прошлом году участвовали около 7 тысяч работников милиции и около 3 тысяч работников военных комиссариатов, и они в прошлом году провели почти 3200 рейдов, связанных с этой ситуацией.

ВЕДУЩИЙ: И эффект, по-моему, был невелик.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Совершенно верно. Так как раз и сказано, в этой очень хорошей заметке, на мой взгляд, ровной и критичной заметке, что свыше 70 процентов молодых людей, которые задерживались, имели совершенно законные основания для того, чтобы не идти на службу, они имели или право освобождения, отсрочку от призыва на время получени образования или по другим каким-то основаниям. Но сам факт, когда задерживают, забирают, выясняют, - это никуда не годится.

Я должен сказать, что, наверное, и в закон о воинской обязанности и военной службе нужно вносить соответствующую поправку. Законом о воинской обязанности и военной службе предусмотрена такая норма, когда гражданин не прибыл по повестке, об этом сообщается в правоохранительные органы, и они подключаются для того, чтобы оказать помощь призывным комиссиям в поиске, обнаружении этого гражданина, который не явился к установленному времени по повестке. Но делать это огульно, тем более тогда, когда эти повестки не вручались лично, а задерживать на улицах - конечно, это никуда не годится.

ВЕДУЩИЙ: Вот здесь бы и пригодился, наверное, общественный контроль, о котором вы говорили. Что в вашем понятии этот общественный контроль, в чем он может заключаться?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Гражданский контроль над военной организацией имеет несколько направлений. И главное из них, что не совсем понимают, в том числе, и военные люди, это то, что гражданский контроль предполагает прежде всего соблюдение законности по отношению к самим вооруженным силам и другим военным ведомствам.

Если федеральный бюджет о финансировании на соответствующий год по разделу "Национальная оборона" выделяет вооруженным силам какие-то средства, то эти средства помесячно, планомерно выделяются, чтобы заниматься боевой подготовкой, вовремя платить за свет, за другие виды обеспечения, от материального тылового обеспечения до технического обеспечения, - все это должно быть равномерно разнесено по месяцам. К сожалению, этого не происходит, и функция гражданского контроля - как раз заставить тех, кто это не выполняет, выполнять закон, ибо федеральный бюджет является законом для всей страны.

Конечно же, гражданский контроль над военной организацией предполагает и эффективное расходование средств, которые выделяются, а там, где неэффективное использование этих средств, там могут быть и нарушения. Нарушения могут быть или сознательные или несознательные, и если они несознательные, это влечет за собой материальную, административную, дисциплинарную ответственность, а если сознательные - наступает и уголовная ответственность. Для этого на сегодняшний день у Государственной Думы имеетс только Счетная палата.

ВЕДУЩИЙ: Недавно глава Счетной палаты СТЕПАШИН жаловался, что не пускают аудиторов в Центральный банк, слишком закрытое учреждение. А к проверке оборонных статей пускают Счетную палату, может она полностью проконтролировать ход исполнени бюджета по оборонным статьям?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: На моей памяти не было такого случая, чтобы, допустим, Счетная палата обратилась к Государственной Думе и сказала о том, что наше постановление в отношении проведения плановой или внезапной проверки мы выполнить не можем, потому что нас туда не пускают. Если и есть какие-то препятствия, то это препятстви несерьезные, в целом Счетная палата выполняет свои обязанности, и достаточно строго, потому что, как правило, работа Счетной палаты завершается, в том числе, и привлечением к различным видам ответственности, в том числе и уголовной ответственности.

ВЕДУЩИЙ: Вы сейчас говорили: как хорошо было бы, если бы та конкретная цифра, которая отпускается на определенную оборонную статью, скажем, на бытовые нужды - свет, воду, тепло и так далее, действительно спускалась. В то же время, этой зимой во многих регионах военные объекты отключались за неуплату. Здесь можно найти регулирующий момент?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: В каждом конкретном случае надо разбираться с этим делом индивидуально. Есть перечень объектов, которые нельзя отключать, но, коль мы вступили в рыночную экономику и коль выделяются средства, в том числе и на оплату электроэнергии, значит, здесь нужно разбираться, я еще раз повторяю, в каждом конкретном случае, почему не оплачено за электричество, почему не оплачено, допустим, вещевое довольствие, почему не оплачены ГСМ, а в результате этого нет боевой подготовки. Сегодн боевая подготовка без горюче-смазочных материалов - это справка без печати. Языком боевую подготовку не делают, боевая подготовка делается в поле, на технике, на вооружении.

И здесь нужно расследовать каждый случай, и расследованием этих случаев должны заниматься не только руководители Министерства обороны. Я полагаю, что в серьезных случаях этими вещами должна заниматься и Главная государственная инспекция, чтобы все-таки определить, кто в этом виновен, и виновного примерно наказать или за то, что не поставили деньги, или за то, что деньги поставили, но специально не уплатили, или за то, что специально отключили энергию, и это называетс подрывом боеготовности. А так, вообще, не определив, кто же в этой ситуации должен нести ответственность, говорить очень трудно. Но то, что это непорядок, вне всякого сомнения.

ВЕДУЩИЙ: Возвращаясь к призыву, который сегодня начался. Все надежды на то, что уже в этот призыв будет действовать закон об альтернативной гражданской службе, они как бы разрушились. Дай бог, чтобы к следующему призыву этот закон был принят и заработал. Каковы его перспективы?

Законопроект есть, как нам говорят, согласованный в правительстве и в других организациях. Тем не менее, их снова несколько, насколько я понимаю. В Думе есть еще свои законопроекты. Каковы перспективы, что уже в этой сессии Государственной Думы этот закон будет принят.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Если об истории, законопроект об альтернативной гражданской службе нашими депутатами был принят в первом чтении в 1994 году.

ВЕДУЩИЙ: И приказал долго жить.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да. В прежнем созыве Думы я почти 4 года вел его, готовил ко второму чтению - и в результате его добросовестно завалила ведущая фракция КПРФ, лозунгом которой был такой девиз: принятие закона об альтернативной гражданской службе окончательно развалит вооруженные силы. И она его не пропустила. Сейчас в Государственной Думе три законопроекта: один правительственный; один группы депутатов, в состав которой вхожу я и мои коллеги, БАРАННИКОВ, ГАРНАКОВ, ШИЛОВ, АРБАТОВ, ЛЫСЕНКО; один законопроект члена фракции СПС СЕМЕНОВА. Четвертый закон группы депутатов во главе с председателем Комитета по обороне НИКОЛАЕВЫМ Андреем Ивановичем - он на сегодняшний день снят.

Законопроект, который предложило правительство РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, внесен в Государственную Думу, рассмотрен на Комитете по законодательству, ему дано заключение, и в ближайшее время, завтра будет совет Думы и, может быть, завтра совет Думы уже определит, когда этот законопроект будет представлен в первом чтении. Но это будет в апреле, на мой взгляд, точно.

ВЕДУЩИЙ: (...) Это будет рассмотрение именно правительственного варианта, или все остальные тоже пройдут через горнило?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Все пройдут то, что положено пройти по регламенту. Правительство официально внесло свой законопроект, и раньше еще две группы депутатов внесли свои законопроекты. Эти депутаты должны определиться, как они будут защищать свой законопроект. Потом эти законопроекты будут поставлены на рейтинговое голосование. Тот законопроект, который наберет наибольшее количество голосов, будет представляться уже в первом чтении, будет обсуждаться, и если он наберет 226 и более голосов, то тогда он принимается в первом чтении. И дальше уже над ним идет работа, а остальные отметаются и больше к ним уже не возвращаются.

ВЕДУЩИЙ: То есть история еще долгая, да, она может растянуться?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Нет, это будет в течение одного заседания.

ВЕДУЩИЙ: Допустим, это уже случится в апреле.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, как первое заседание будет по закону об альтернативной службе, все это пройдет в течение одного заседания. Будут отметены две законопроекта и останется один.

ВЕДУЩИЙ: То есть уже в течение этой, весенней сессии Государственной Думы закон об альтернативной гражданской службе будет принят?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Я этого сказать не могу. В первом чтении он будет принят, это точно, но труднее всего готовить ко второму чтению, как вы знаете, тем более такой общественно значимый закон. Количество поправок, мне кажется, будет очень большим, и есть концептуальные расхождения. Я тоже участвовал в двух совещаниях со своими коллегами под руководством Ильи КЛЕБАНОВА и Валентины МАТВИЕНКО, которые после того, как они отклонили вариант законопроекта, представленный Минобороны, они пригласили депутатов и мы определили концептуальные расхождения, а потом искали пути сближения. Многое удалось сделать, за исключением двух принципиальных позиций. Перва позиция - максимальный срок службы. В нашем варианте это 3 года, а в варианте правительства - 4 года. И вторая концептуальная позиция наша, что гражданин, заявив о своем желании проходить альтернативную службу, пользуется методом заявительно-разъяснительным, как мы его назвали: он пишет заявление, он представляет другие документы, которые определил закон, а комисси ему будет доказывать, обращаясь в различные инстанции, что то, что он написал в этих документах, не соответствует истинности его убеждений или вероисповеданий.

ВЕДУЩИЙ: Секундочку, раньше нам говорили, что никаких специальных доказательств от допризывника не потребуется, ни справок ни из церкви, ни из храма не будет. А теперь оказывается, что нужно какие-то бумаги предоставлять.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, конечно. Должно быть заявление, должны быть мотивы, обстоятельства и причины, побудившие вас заменить военную службу альтернативной.

ВЕДУЩИЙ: Но никто не говорил, что это будет проверяться. Это все должно носить уведомительный характер.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: На сегодняшний день в законопроекте правительства как раз и говорится о том, что должны быть даны обоснования со стороны призывника. Наша позиция, моя позиция и моих коллег по законопроекту, что по этим обоснованиям комиссия должна доказывать призывнику, что он со своими убеждениями и так далее, изложив их в документах, мягко говоря, наврал, она ему должна доказывать, а не призывник обосновывать.

ВЕДУЩИЙ: Вопросы веры - настолько интимная штука, что любые доказательства здесь просто неуместны, это личное дело каждого. И ни один правозащитник еще скажет об этом.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Я понимаю, что это внутреннее дело каждого. Да, и уже не единожды сказали, поверьте мне. А тем более труднее доказать убеждения, потому что критериев для доказательства убеждений просто не существует. Вместе с тем, проблема в том, это мое личное мнение, что мы не можем пока сейчас, на первом этапе, не имея совершенно никакого опыта в альтернативной службе, сделать ее только заявительной. Вот я взял и заявил: я хочу идти на альтернативную службу вместо военной. С другой стороны, мы не можем в другую крайность бросаться, когда альтернативщик должен доказывать призывной комиссии, а комисси говорить: неубедительно - так он никогда не получит этой альтернативной службы.

И вот здесь искусство законодателя в том, чтобы найти вот эту середину, но это два концептуальных положения, с которыми я и мои коллеги по законопроекту, который мы готовили, мы со всем этим на сегодняшний день не согласны, хотя я подтверждаю, что действительно, работая с правительством, удалось много согласовать. Пожалуйста, раньше альтернативщику запрещалось учиться, сейчас такое право предоставляется, он может учиться в заочных, очных и вечерних образовательных учреждениях.

ВЕДУЩИЙ: Это все в проекте.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, это все в законопроекте. Далее, если раньше прохождение альтернативной службы должно было осуществляться только по экстерриториальному принципу, то есть обязательно за пределами места проживания, то сейчас в основе правительство РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ устанавливает федеральные органы исполнительной власти, которым предоставляется право, чтобы у них проходили службу альтернативщики, они определяют места, должности, профессии, на которых должен быть альтернативщик, и прежде укомплектовываются эти места по месту проживания, а потом уже за пределами, при этом возлагается ответственность на этот федеральный орган и по размещению, и по другим остальным критериям.

ВЕДУЩИЙ: Поскольку контроль за прохождением альтернативной гражданской службы будут нести гражданские же министерства, в том числе ПОЧИНОК будет за этим следить, грубо говоря...

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Пока еще в законопроекте это не прописано точно, что это будет Александр Петрович ПОЧИНОК, но мы предполагаем, что это будет Министерство труда и социальной защиты.

ВЕДУЩИЙ: Вот альтернативщик раз не вышел на службу, два не вышел, три не вышел - прогулял. Значит, к нему должны применяться меры, предусмотренные Трудовым кодексом, правильно?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да.

ВЕДУЩИЙ: Устав там уже не действует. В какой-то момент наступает ответственность вплоть до увольнения. Что делать с человеком, который эту грань уже переступил, увольнять его надо с работы, а он на альтернативной гражданской службе.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Нет, там это прописано: он может быть привлечен к четырем видам ответственности - дисциплинарная, материальная, административная и уголовная.

ВЕДУЩИЙ: Дисциплинарная - что это? Под домашний арест?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Нет, ему будет объявлен выговор или строгий выговор, и потом это будет накапливаться. Если он совершает это, уклоняется сознательно, то может наступить и уголовная ответственность. Кстати, в законопроекте прописано то, что прогул без обоснованных причин свыше 3 часов считаетс прогулом рабочего дня, ему это фиксируется.

ВЕДУЩИЙ: Но за прогул не сажают в тюрьму на гражданке.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Правильно, но он это будет отрабатывать. И может получиться так, что эти...

ВЕДУЩИЙ: То есть как с дисбате - срок дисбата как бы продлевает службу, входит в общий стаж.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, вот такой учет должен вестись.

ВЕДУЩИЙ: Из дисбата он возвращается и дослуживает еще, сколько ему осталось. То же самое и здесь: если он провинился, грубо говоря, на полгода, то ему еще полгода потом дорабатывать.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, полгода еще он будет дорабатывать. И если это не повлекло за собой уголовную ответственность, значит, он будет просто привлечен к уголовной ответственности за то, что он уклонился от альтернативной службы точно так же, как если бы он уклонился от военной службы.

ВЕДУЩИЙ: Что вы думаете по варианту военной реформы, который правые предлагают, который заключается в сокращении общего срока службы в армии чуть ли не до полугода и в переводе армии на гражданскую основу? Тот же НЕМЦОВ говорит, что это в разы увеличит призыв в вооруженные силы, люди пойдут не просто потому, чтобы оттрубить эти несчастные полгода или год, как получится, а просто с желанием.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Есть четыре причины, которые подвигли СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ именно заняться этой концепцией. Полтора года шла над этим работа, эта работа шла не просто по выработке красивой, привлекательной модели, эта работа шла одновременно с финансово-экономическим обоснованием. Институт проблем переходного во главе с ГАЙДАРОМ, име небольшую лабораторию военных ученых, докторов и кандидатов наук, экономистов, по трем вариантам сделал финансово-экономическое обоснование.

Раньше только кто-то заикнется о том, что надо переходить на контрактную армию, ему тут же: а где ты деньги возьмешь. И все, все проседали, потому что никто на это счет не мог ему сказать. Хотя в 1992 года правительство РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ предоставило возможность вооруженным силам набирать этих контрактников до 250 тысяч, может быть, даже до 300. Однако к этому оказались просто не готовыми ни концептуально, ни жилищно, ни привлекательности не было создано. В результате оказались в вооруженных силах люди случайные, и в первую очередь были укомплектованы не командные должности младших командиров, на плечах которых во всех армиях лежит дисциплина. Не должности, ни военно-учетные специальности, которые определяют боевую готовность, а были набраны должности, которые связаны со словом "склад", "тыл" и так далее. Более того, в отдаленных гарнизонах, где мужского населени прилегающего на хватает, а вакантные должности открылись, командиры, получив такую возможность, стали набирать на эти должности женщин. Ради бога, женщины нужны в вооруженных силах. Во ФРАНЦИИ, в АНГЛИИ, в США при переходе на контрактную армию женщины, по сути дела, создали устойчивое положение и дали возможность перейти на контрактную армию. Есть должности, где женщины замечательно выполняют свои обязанности, где нужна женская усидчивость, женска скрупулезность, женская аккуратность и так далее - чего не хватает мужчинам.

ВЕДУЩИЙ: Правые правильно говорят? Хорошая у них модель реформы? Можно идти этим путем?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Этим путем нужно идти, потому что, идя по этой концепции, которую предлагает СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ, а я являюсь одним из разработчиков этой концепции и было бы несколько смешно, если бы я сказал обратное. Значит, что предлагают правые? На сегодняшний день сложилась такая ситуация. Войны шестого поколения - войны интеллектуальные. Управлять техникой и вооружением интеллектуальным должны профессионалы в хорошем понимании этого слова. В 2005-2006-2007 годы - это годы демографических проблем, которые надвигаются на нашу страну.

Все уже знают о том, что если вооруженные силы и другие силовые ведомства будут комплектоваться по призыву, то мы сможем укомплектовать их на 45-55 процентов, а остальное комплектовать будет некем. Я уже не говорю о том, что морально-психологическа обстановка в воинских коллективах на сегодняшний день такова, что уже стало традицией, позорно для РОССИИ, когда около 10 процентов, о чем говорит первый заместитель мэра МОСКВЫ Любовь ШВЕЦОВА, около 10 процентов от числа подлежащих призыву, по всяким причинам уклоняются от военной службы, не отсрочки получают на законных основаниях, а уклоняются. Я уже не говорю о том, что в горячие точки сегодня мы посылаем парней, которые прослужили 6 месяцев по военно-учетной специальности.

Комплексное решение всех этих проблем возможно в той концепции, которую предлагает СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ. И смысл сводится не только к тому, что это предложил СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ, об этом и военные говорили еще в 1992 году. Просто это сейчас было сосредоточено, сделано финансово-экономическое обоснование. СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ не состязается с кем-то. Задача состоит не в том, чтобы показать, что мы первые, а задача состоит в том, как решать ту проблему, которую мы видим, что впереди будет демографическая яма и к 2007-2008 году мы должны подойти готовыми ее решать, то есть перейти.

Что предлагается? Иметь армию, численность которой определяет президент РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Совет Безопасности, военно-политическое руководство, мы в это дело не вмешиваемся. На сегодняшний день мы полагаем, что это будет численность около 1 миллиона человек, потому что сейчас 365 тысяч сокращается, и на 1 января 2004 года численность вооруженных сил должна быть около 1 миллиона человек.

Особенность этой армии состоит в том, что она комплектуется на добровольной основе, по контракту, иными словами, мы называем ее профессиональной. Почему профессиональной? Потому что она комплектуетс людьми, для которых военная служба является их основной профессией, поэтому она профессиональная. Далее, нам говорят о том, что Конституция утверждает службу по призыву, исполнение долга и обязанностей каждым гражданином, Конституция говорит об альтернативной службе - если армия по контракту, то все это дело вы отметаете. Ничего мы не отметаем. Молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, которым положено служить по закону о воинской обязанности, в установленное время идут, призываются на эту службу, но проходят ее не в той армии, численность которой, к примеру, 1 миллион, которая является контрактной, а в центрах подготовки резерва.

Особенность этой службы троякая. Во-первых, там проходят службу военную граждане примерно одного возраста, значит дедовщины и так далее здесь нет. Это не означает, что дедовщина напрочь отомрет, если не будут там заниматься настоящей воспитательной работой. Преподаватели, сержанты, прапорщики - все на контрактной основе, никаких постоянных составов срочной службы военнослужащих. Втора особенность состоит в том, что там служба проходит не два года, а шесть-восемь месяцев в зависимости от военно-учетной специальности. Третья особенность, после прохождения этой службы, получив специальность военно-учетную, молодой человек, гражданин уходит или на гражданку и становится военнообязанным запаса, или он, если захотел служить, то он заключает контракт и уже служит совершенно на другой основе. Вот смысл вот этой концепции, которую предлагает СПС.

ВЕДУЩИЙ: Мы будем внимательно следить, как идет эксперимент перевода на контрактную основу в Псковской дивизии ВДВ.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: И это уже практические шаги.

ВЕДУЩИЙ: Да. А с вами мы еще встретимся, я думаю, по мере рассмотрения в Думе этого закона - закона об альтернативной гражданской службе.




"Новости он-лайн"
01.04.2002
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001075
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован