14 февраля 2002
2016

Эдуард Воробьев на радиостанции `Маяк 24`, 14.02.2002

ВЕДУЩИЙ: Буквально 2 часа назад правительство РОССИИ единодушно одобрило проект закона об альтернативной гражданской службе. Выступавшая на пресс-конференции вице-премьер Валентина МАТВИЕНКО даже указала сферы применения для тех, кто по каким-то убеждениям или принципам отказывается служить в вооруженных силах: пожарные службы, органы социальной защиты, интернаты, приюты, дома для престарелых. Среди соавторов законопроекта заместитель комитета ГД по обороне Эдуард Аркадьевич Воробьев. Он наш сегодняшний гость.

Эдуард Аркадьевич, вас можно поздравить с победой?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Ну, не совсем так. Победа состоит в том, что действительно правительство РФ определилось с законопроектом об альтернативной гражданской службе, который будет, наверное, в ближайшее время внесен в ГД в первое чтение. Вместе не все те позиции, которые отстаивали мы, как авторы законопроекта, оказались там. Речь идет о максимальном сроке службы, альтернативной гражданской, и конечно же, о доказательно-заявительном принципе предоставления этой службы.

ВЕДУЩИЙ: Ну, впереди все-таки еще есть дискуссии в ГД, может вам удастся отстоять и эти позиции?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Мы будем спокойно доказывать свою позицию, особенно при подготовке законопроекта ко второму чтению.

ВЕДУЩИЙ: А сейчас коротко представлю вам нашего гостя, хотя задача это трудная. Передо мной не только депутат, но и человек, который 38 лет отслужил в рядах армии в разных районах СОВЕТСКОГО СОЮЗА и РОССИИ, и прошел путь от солдата до генерал-полковника, от стрелка-гранатометчика до первого заместител главкома сухопутных войск.

Вот парадоксально, но вы, человек, проделавший длительную военную карьеру, боролись за законопроект вопреки идеям Генштаба, отстаивая мягкие, я бы сказал, щадящие, демократические варианты альтернативной службы. Вот чем это объяснить?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Поэтом может те не быть, но гражданином быть обязан. Я разделяю те опасения, которые мои коллеги-военнослужащие, военное руководство высказывают. И как раз разделяя эту обеспокоенность, стою на позициях, что мудрость законодателя в том и должна состоять, чтобы не принять такой закон, который должен быть кабальным для гражданина. С другой стороны нужно принять такой закон, который не был бы лазейкой для уклонения от военной службы. И вот здесь нужно найти вот ту золотую середину.

А сложность состоит в том, что никакой практики у нас нет, хотя вы знаете, что в 30-х годах закон об альтернативной службе был и альтернативная служба предоставлялась по вероисповеданию. Однако это было настолько незаметно, что в 1939 году его просто отменили, ибо альтернативщиков как таковых было очень мало. Вот и сейчас мы, доказывая свою позицию, я и мои коллеги, по закону об альтернативной гражданской службе, с одной стороны берем на себя ответственность, отстаива максимальный срок службы 3 года, с другой стороны мы все-таки...

ВЕДУЩИЙ: А вам предлагают все-таки 4 года?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: А нам предлагают 4 года. Это единственное, в общем-то, серьезное, принципиальное, концептуальное расхождение в законопроекте, который сегодня рассматривался на правительстве РФ и тем, что предлагали мы. Хотя я должен сказать, что мы участвовали с нашими коллегами в совместной рабочей группе и то, что сегодня было рассмотрено на правительстве, значительна часть была согласована именно с нами. И положительно отношусь к такой совместной деятельности и надеюсь, что эта совместна деятельность будет продолжаться.

ВЕДУЩИЙ: Ну, хотя бы началось. Слишком долго длилась эта эпопея. Конституция вроде бы предусматривает альтернативную службу, но реально мы ничего не видели.

ВЕДУЩИЙ: Да. Вы знаете, о том, что закон в первом чтении был об альтернативной гражданской службе был принят в 1994 году и вот до сих пор не изменили.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Ну, слава Богу, теперь телега сдвинулась с места. Друзья, мы заранее сообщали слушателям, в том числе нашей зарубежной аудитории, кто у нас будет в гостях и о чем пойдет разговор. И Эдуарду Аркадьевичу пришли вопросы по электронной почте, по телефону, некоторые вопросы из-за рубежа записаны на автоответчик. Так что работы у вас сегодня будет немало. (...)

Звонок по телефону: Добрый день. Я Игорь Сергеевич, из МОСКВЫ. Эдуард Аркадьевич, скажите, пожалуйста, почему законопроект об альтернативной службе был поручен разрабатываться Генштабу, а не вашему комитету? Ведь это дело общенародное, а не ведомственное? И второе: как теперь парламентариям и военным искать компромисс? Спасибо.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Спасибо вам за вопрос. Здесь нет никакого противоречия. Правительство РФ, как и депутаты ГД, которые разработали три варианта законопроекта, являются субъектами законодательной инициативы. Правительство РФ поручило одном из своих федеральных органов исполнительной власти подготовить вариант законопроекта, их видение, которое потом рассматривало. И насколько вы знаете, такой законопроект был подготовлен и правительство с ним не согласилось и отправило его на доработку.

Но сражу же оперативно было предложено депутатам ГД войти в совместную рабочую группу для того, чтобы выяснить концептуальные расхождения и попытаться их сблизить. Первое такое совещание, которое прошло под руководством двух вице-премьером Ильи КЛЕБАНОВА и Валентины МАТВИЕНКО, выяснило такие расхождения. Их было 5. По четырем удалось договориться, а пятое, это максимальный срок альтернативной службы, был вынесен за скобки. И было высказано такое мнение: давайте работать по сближению этих четырех противоречий, пятое же отдаем на совесть депутатам ГД и они при рассмотрении законопроекта в первом и особенно во втором чтении окончательно определят максимальный срок альтернативной службы.

ВЕДУЩИЙ: Ну, это хорошо вы пояснили, значит такое джентльменское соглашение.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, именно джентльменское соглашение. И на сегодня в том варианте, который сегодня рассматривало правительство, максимальный срок альтернативной службы 48 месяцев, для имеющих высшее образование 24 месяца. Если гражданин проходит альтернативную службу на гражданских должностях в военных организациях, не воинских частях, хочу подчеркнуть, это мы оговаривали, а в организациях ну типа военных госпиталей, ремонтные заводы, может быть, научно-исследовательские институты и так далее, то срок альтернативной службы 36 месяцев. А если вы имеете высшее образование и проходите на этом месте службы, то срок 18 месяцев. У нас это ровно на 1 год меньше.

Звонок по телефону: Здравствуйте, господин ВОРОБЬЕВ, меня зовут Геральд БЬЕРН, я из СТОЛЬНА (?), АВСТРИЯ. Господин ВОРОБЬЕВ, мне кажется, что положение об альтернативной гражданской службе реально только там, где есть сильная профессиональна армия. Как вы полагаете, когда РОССИЯ построить контрактную армию? Чем вы думаете привлекать в ее ряды профи?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: По нашему не только мнению, а по нашей Конституции альтернативная служба есть служба альтернативная военной службе по призыву и это прописано в законе об альтернативной службе. И если службы по призыву нет, то и альтернативной службы быть не должно. Это первое.

Второе. Если вы знаете о том, что сейчас в правительстве разрабатывается федеральная целевая программа по переходу на профессиональную армию. СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ, членом которого я являюсь, и во фракции, и в политической парии СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ еще ранее, более года тому назад выступил с инициативой о реформировании системы комплектования. Мы полагаем, что в мирных условиях должна быть армия мирного времени, но состоящая из профессионалов. Профессионалом называем человека, для которого служба в вооруженных силах, служба в армии является его основной профессией. Эта армия выполняет задачи мирного времени.

Одновременно и параллельно с наличием такой армии мы не отказываемся от призыва, ибо не вторгаемся в компетенцию Конституции, а статья 59-я, часть первая говорит о том, что защита Отечества является долгом и обязанность каждого гражданина. Но мы считаем, что призыв должен осуществляться не в ту армию, котора укомплектована профессионалами, а в центы по подготовке резерва. И особенность этой службы состоит в том, что по нашему мнению, она должна быть не 2 года, как сейчас, а 6-8 месяцев. После окончания 6-8-месячной подготовки гражданин получает военно-учетную специальность и уходит и в запас и находится в запасе в течение определенного срока, в соответствии с законом о воинской обязанности и военной службе, и в случае необходимости призывается в действующую армию, которая будет развертываться. Этот же гражданин, который прошел 6-месячную подготовку, он являетс и резервом для комплектования профессиональной армии.

Вот какой наш подход. Чем привлекать профи? Мы, конечно, понимаем, что люди с обочины, извините за такое выражение, не могут идти в вооруженные силы. Нужно создать привлекательность этой службы. Привлекательность дает возможность создать конкурсность, дает возможность сделать отбор, а отбор это качество. Вот такие качественные люди нужны в вооруженных силах. Первое, это конечно же значительное повышение денежного довольствия. Раз. Вторая привлекательная сторона это обеспечение военнослужащих жильем. (нрзб) Но здесь не такой подход должен быть и, видимо, следующая концепция, которую подготовит СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ, это будет концепция, предложенна исполнительной власти, это концепци обеспечения военнослужащих жильем.

Далее. Предоставление возможности после определенного количества лет прохождения службы по контракту обучаться бесплатно или со значительным уменьшением стоимости этой оплаты. И другой набор привлекательных моментов, которые, по нашему мнению и по опросу, который мы проводили, дает возможность иметь двух, даже трех человек на одно место.

ВЕДУЩИЙ: Может быть это войдет в закон о вооруженных силах? Почему, кстати, он до сих пор не принят, как и закон о радио и телевидении?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, совершенно верно. Вот все виды военных ведомств имеют свои законы: и Федеральная погранична служба, и другие. Нет только закона о вооруженных силах. И даже есть парадоксальный такой момент. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим вооруженных сил, а вооруженные силы это армия и флот, а остальным как бы он не является Верховным Главнокомандующим. Конечно, эта нестыковка, она свободно ликвидируется законом. Закон о вооруженных силах... Ну, все говорят о том, что этот закон...

ВЕДУЩИЙ: Ну, когда этот закон мы примем, как вы думаете?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Я думаю, что если захотеть, прежде всего исполнительной власти, то этот закон...

ВЕДУЩИЙ: В течение года можно?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Он свободно может быть... К тому же наработки есть, и в Министерстве есть наработки. Руководство вооруженных сил говорит о необходимости принятия этого закона.

Звонок по телефону: Меня зовут Анатолий Петрович. Как вы считаете, лет через пять будет кому в армии служить и кому родину защищать?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Мы с самого начала сказали об этом и пока не находим другого критерия уравновесить военную службу и альтернативную кроме как сроком службы. Поэтому и срок службы вот больше, чем военной службы. Хот по опыту других государств срока службы 4 года, таких вооруженных сил не существует.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, вот еще одно противоречие. Для того, чтобы поступить на альтернативную службу, нужно не заявление, а доказательства, то есть документы с печатями, свидетелями. Вот как человек... Предположим, я хочу пройти альтернативную службу. Как я должен доказать, что я такой, а не сякой?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Есть две крайности на этот счет. Одну вы уже сказали, что нужно доказывать свои убеждения и вероисповедание. И есть другая крайность: только уведомительный характер, я уведомил и мне предоставляться служба. Мы являемс сторонниками среднего варианта, это заявительно-разъяснительный характер. Гражданин, который хочет пойти на альтернативную службу, пишет заявление. В этом заявлении указывается основания, причины и обстоятельства, побудившие его настаивать на замене военной службы службой альтернативной. Кроме того, он представляет другие документы: автобиографию, рекомендацию с места работы и эти документы прописаны в законе.

ВЕДУЩИЙ: Ну, если, например, человек хочет служить "альтернативщиком" и он совершил какое-то преступление, или на учете в милиции, он отметается, конечно, сразу?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Конечно. Так вот, наша позиция состоит в том, что доказывать несоответствие его убеждениям и вероисповеданию тому, что он написал в заявлении, должна комиссия, презумпция невиновности "альтернативщика" сохраняется. Вот наша позиция.

ВЕДУЩИЙ: Эта комиссия при военкомате будет?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, это призывная комиссия при военном комиссариате, который возглавляет заместитель главы местного самоуправления.

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, здесь тоже очень много будет спорных моментов, правда? До суда будет дело доходить?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: А это уже прописано в законе. В том случае если альтернативщик не соглашается с решением призывной комиссии, он обжалует это в суде.

ВЕДУЩИЙ: Как все сложно...

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Очень сложно. Но с чего-то надо начинать.

ВЕДУЩИЙ: Да, новое дело, оно всегда требует...

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Всегда сложно.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста. Сегодня правительство утвердило, ГД утвердит, все равно реально когда эта служба, в 2003 или 2004 году?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Мы считаем, что обязательно нужен переходный период.

ВЕДУЩИЙ: Сколько он будет длится, на ваш взгляд?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, действительно, в сегодняшнем законопроекте закон будет введен в действие с января 2004 года. Для чего нужно это время? Можно принять закон, но не менее важно принять и положение о прохождение об альтернативной службы, где прописываются все детали, которые нельзя прописать в законе. Далее. федеральный орган исполнительной власти, которому будет правительством РФ определено, что он отвечает за альтернативную службу, он должен адаптировать и закон, и положение...

ВЕДУЩИЙ: Министерство труда будет отвечать?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Вероятнее всего, потому что Александр Петрович ПОЧИНОК, министр труда и социального развития, сегодня докладывал...

ВЕДУЩИЙ: Это тоже ваша победа, кстати, что за них отвечает не Министерство обороны, а Министерство труда?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, конечно. Альтернативная гражданская служба. За нее должен отвечать гражданский руководитель.

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, ПОЧИНОК не очень возражал.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Мы просили его о том, чтобы он не возражал на первом этапе, а потом он активно за это взялся. Субъекты РФ тоже должны адаптировать, изучить этот закон, а также те администрации тех предприятий, учреждений и так далее, которые будут заявлять, что они готовы принять этих "альтернативщиков", они должны все знать. Не только что должен делать "альтернативщик", но прежде всего что они должны делать по отношению к нему для того, чтобы закон соблюдалс и ими, и "альтернативщиками".

Звонок по телефону: Добрый день, господин ВОРОБЬЕВ. Меня зовут Фернандо СЕМЬЯНУ (?), я испанец и у меня к вам вот какой вопрос. В ИСПАНИИ давно существует альтернатива не идти в армию, а отслужить в каком-то гражданском учреждении. При этом человек сам выбирает себе место службы и чаще всего рядом со своим домом. А сколько продолжитс альтернативная служба у вас в стране?

ВЕДУЩИЙ: Извините. Прежде чем вы ответите нашему испанскому другу, должен сказать, что проработал в ИСПАНИИ 11 лет и вот моим соседом как раз по дому был молодой человек. Он отказался служить якобы по религиозным соображениям. Он был спортсмен, работал в бассейне, учил ребят плавать, но одновременно он работал в детском приюте шесть часов, получал очень неплохую зарплату и жил припеваючи. И причем выбрал детский сад или приют рядом с домом. Вот такое возможно у нас?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да. Закон предусматривает 3 положения, которые являются концептуально значимыми. Первое положение состоит в том, что "альтернативщик" проходит альтернативную службу преимущественно в месте своего проживания. Вот это то достижение, которое было обеспечено под руководством двух вице-премьеров на этих совещаниях. Далее. После укомплектовани тех мест, где проходит альтернативная служба, а эти места определяет правительство РФ, "альтернативщик" может быть направлен за пределы места своего проживания, но тогда ответственность за обеспечение его местом проживания и за все остальное несет та администрация, где он будет проходит альтернативную службу, а контроль возлагается, будем говорить, на министерство труда и социального развития.

ВЕДУЩИЙ: А насчет срока мы уже ответили.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да. Что касается срока. Конечно, срок службы, если он будет проходить... (нрзб) Здесь будет 48 месяцев. Если он будет проходить за пределами, то это будет на один год меньше.

Звонок по телефону: Здравствуйте, Эдуард Аркадьевич. Вам звонит Мария Николаевна из МОСКВЫ. Зная наши армейские порядки, боюсь, что отказникам придется несладко. Увезут их куда-нибудь подальше, посадят на казарменное положение и дадут самую унизительную работу, словом отомстят генералы по-своему. Кстати, не скажите, сколько человек сегодня готовы проходит альтернативную службу?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Я последовательно и очень коротко буду отвечать. Военное ведомство, в том числе и вооруженные силы, никакого отношения к альтернативной гражданской службе не имеют. Это концептуальное положение и военные это подтверждают. Те же граждане, которые будут проходить альтернативную гражданскую службу на гражданских должностях в военных организациях, но не в воинских частях, я это подчеркиваю, они будут, и это прописано в законе, проживать отдельно от военнослужащих. Даже так и сказано: "Совместное проживание граждан, проходящих альтернативную службу, и военнослужащих не допускается". Это тоже, на мой взгляд, большой шаг вперед.

Что же касается, что их посадят на казарменное положение, это исключается. Дадут самую унизительную работу... Эту унизительную работу не они определяют. Место прохождения альтернативной службы определяет правительство РФ и это будет перечень, и этот перечень будет известен всем. Ну, не должны генералы мстить своим гражданам, гражданам своей страны, если они, пользуясь конституционным правом, выбрали вместо военной службы альтернативную службу. Я бы даже не называл их отказниками, кто-то ярлык...

ВЕДУЩИЙ: Да, повестили уже такой.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Повесили, да. Это не отказники. Им предоставляется право и они делают этот выбор. Но выбор сопровождается условиями: вероисповедание, убеждения или в иных, предусмотренных законом, случаях. Кстати, вариант законопроекта предусматривает не только вероисповедание и убеждения, но и граждане, относящиеся к малочисленным коренным народностям, объединенным, сейчас припомню точно, "совместными условиями жизни, хозяйствования и прочего".

ВЕДУЩИЙ: Очень интересное положение. Почему-то оно в печати очень редко упоминается.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да. Я не знаю почему. Закон предусматривает "и в иных случаях". В нашем законопроекте было только вероисповедание и убеждения, а здесь и вот такой вариант.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, очень много разных случаев может быть. К примеру. Вот человек честно исполняет альтернативную службу, прекрасно работает, но вдруг сорвался, опоздал, совершил какой-то проступок. Его увольняют. Вот что? Засчитают ему эти годы... Что дальше-то будет? Засчитают это за годы службы или в армию все-таки возьмут?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Гражданин, проходящий альтернативную службу, может по своему желанию перейти на службу армейскую. Два дня альтернативной службы будет засчитываться за один день военной службы. Если же гражданин, проходящий альтернативную службу, совершает какие-то нарушения, то он несет ответственность административную, материальную, дисциплинарную и уголовную...

ВЕДУЩИЙ: То есть наравне со всеми гражданскими лицами?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Совершенно верно. И уже параллельно с принятием закон об АГС разрабатываются те дополнения и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, ответственность за нарушения порядка и правил несения альтернативной гражданской службы.

ВЕДУЩИЙ: Не дай Бог он совершил уголовное преступление, его будет судить суд гражданский или военный трибунал?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Да, конечно, его на общих основаниях будет судить. Точно таким путем, если он не соглашается с решением призывной комиссии, он обращается в гражданский суд и гражданский суд рассматривает его дело на общих основаниях.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, читал, что на УКРАИНЕ был принят закон об альтернативной службе, он был аналогичен тому, что предложил Генштаб и в общем там дело не пошло. Вы можете сказать что-нибудь об этом?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Я могу сказать об этом. Мы изучали различный опыт, в том числе и наших коллег на УКРАИНЕ. Отличие их закона состоит в том, что им альтернативна служба предоставляется только по вероисповеданию. По убеждению... Они не нашли формулы. Вот то, что у нас является камнем преткновения, психологи, социологи и так далее доказывают и говорят о том, что как доказать свои убеждения. Убеждения, они проверяются... Вот сказал словами, а потом я должен подтвердить делом. Только сочетание слова и дела говорит о моих убеждениях.

Поэтому они от этого отказались. Но так как у них срок альтернативной службы высокий, то тогда и получился такой закон, который в общем-то действует, мягко говоря, не в полную силу. Это то, о чем я сказал в самом начале. Ведь можно же взять и принять закон альтернативной гражданской службы 5 лет, а еще лучше 10 и не будет ни одного "альтернативщика". И все. И проблема как бы есть, но мы пополним вот наше известное изречение: закон есть, но он не работает. Вот появится еще один закон. А хотелось бы, чтобы он был и в интересах государства, в интересах общества, и в интересах военного ведомства, и в интересах гражданина. Кстати, Илья КЛЕБАНОВ так и сказал: давайте попытаемся найти такой закон, разработать такой закон, чтобы он удовлетворял гражданина.

Звонок по телефону: Здравствуйте, меня зовут СОРАЯ, я из БРАЗИЛИИ. У меня вопрос к сеньору ВОРОБЬЕВУ. Пример АФГАНИСТАНА показал, что США сделали ставку не на солдата, а на оружие высокой точности. Какой выбор, по-вашему, должна сделать РОССИЯ? И отсюда: какой род войск предпочитают призывники-россияне для службы в вооруженных силах?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Кем я только сегодня не был: и мистером, и господином, и сеньором. Я с большим удовольствием вам отвечаю. То, что США сделали выбор не на солдата, а на оружие высокой точности, это относится и к вооруженным силам РФ. Мы сейчас вступаем в шестое поколение войны и поэтому высокоточное оружие является видом оружия, которое может решать значительные задачи без контактных действий, то есть без применения физической силы. Но это определяется соответствующими военными доктринами данного государства, экономическими возможностями данного государства. РОССИЯ в нынешней ситуации, это мое мнение, имеет... Это не только мое мнение, имеет ядерное оружие как оружие политического сдерживания и еще десятки лет это оружие политического сдерживания будет выполнять вот эту позитивную роль. Второй момент.

Мы стоим на позициях, что высокоточное оружие тоже должно развиваться, ибо в случае применения силы, вынужденного применения силы, особенно прежде всего дл обороны, не всегда и не во всех случаях можно применить ядерное оружие. Ну, и конечно, сейчас появляются виды оружия, которые основаны на новых физических принципах и для того, чтобы быть в числе государств, вооруженные силы которых отвечают современным требованиям, мы тоже должны идти по этому пути.

Я должен сказать, что мы и идем по этому пути. Поэтому здесь нового ничего нет. А вот какой род предпочитают призывники-россияне для службы в вооруженных силах, это прежде всего воздушно-десантные войска. Вы знаете о том, что эти войска в общем-то называются элитными войсками, хотя это связано с тем, что гражданин постоянно находится, военнослужащий находится в серьезной, экстремальной ситуации. Если взять их вооружение, то это вооружение обычное вооружение, как и в сухопутных войсках, более того, оно облегченное. Однако вот искусное применение вот этого оружия дополняетс физическими данными, физическими возможностями этого человека, который действует постоянно в напряжении, в экстремальных условиях и так далее. Эти войска пользуются очень...

ВЕДУЩИЙ: Извините, у нас остается 2 минуты, но есть еще один звонок.

Звонок по телефону: Добрый вечер. Я москвич, мне 55 лет. Вот почему-то в наше время ребята шли в армию в основном все с желанием, даже девчата смотрели на ребят, которые не были в армии...

ВЕДУЩИЙ: Если можно короче, у нас остается 1,5 минуты.

Звонок по телефону: Ну, ладно, извините.

ВЕДУЩИЙ: Ничего. Я думаю, что речь шла о том, что раньше уважали тех ребят, которые проходили армию. Они возвращались героями в форме в деревню, а сейчас военна служба стала терять свою привлекательность?

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Два комплекса причин. Первый субъективный и второй объективный. Субъективные причины, они связаны с нарушениями порядка прохождения службы и так далее, а есть объективные причины, я хотел о них сказать. Это резкое снижение престижа службы.

ВЕДУЩИЙ: Престиж, конечно. Есть офицерская служба и солдатская.

Эдуард ВОРОБЬЕВ: Дальше. Обеспеченность офицерского состава и прапорщиков. И все это в комплексе приводит...

ВЕДУЩИЙ: Вот, я думаю, мы и ответили на вопрос.




Ведущий Игорь КУДРИН
"Маяк 24"
14.02.2002
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001078
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован