30 апреля 2005
2797

`Эхо Москвы`: Регистрация сделок с недвижимостью

Передача : Город
Ведущие : Лев Гулько
Гости : Александр Крутов, Константин Апрелев, Алексей Величко


Л. ГУЛЬКО: 16 часов 15 минут, поговорим о регистрации сделок с недвижимостью, я, слава богу, это все уже закончил 3 года назад, все было быстро, через одно из агентств риэлтерских известных. В гостях у нас Константин Апрелев, вице-президент российской гильдии риэлтеров, Алексей Величко, замначальника Управления по регистрации сделок с недвижимостью, и Александр Крутов, депутат Мосгордумы, председатель специальной комиссии Думы по регламенту, правилам и процедурам, добрый день. Так какие сейчас проблемы? Люди, говорят, стоят ночами, записываются, перепродают очереди. Кто-нибудь может объяснить, в чем проблема, что случилось?

А. КРУТОВ: Если можно, я начну. Мы на проблему реагируем по обращениям избирателей. Я вам честно скажу, может быть, у меня район несчастливый, но за последние 12 лет у меня не было ни одного обращения в связи с проблемами по регистрации прав на недвижимость. Наверное, это лакуна такая, можно так сказать.

Л. ГУЛЬКО: Может быть, не покупают у вас квартиры?

А. КРУТОВ: Конечно, район такой, северо-восток, с одной стороны север, с другой - восток, дело тонкое.

Л. ГУЛЬКО: То есть проблемы не существует?

А. КРУТОВ: Я думаю, да, коли мы тут собрались. Но не могу сослаться на мнение москвичей, поскольку у меня реакции нет.

Л. ГУЛЬКО: Тогда кто следующий?

К. АПРЕЛЕВ: Реакция, да, скажем так, мы проводили мониторинг состояния дел с регистрацией, конечно, это касается, прежде всего, не Москвы, а регионов, в том числе Московской области.

Л. ГУЛЬКО: Мы сейчас из регионов услышим.

К. АПРЕЛЕВ: Проблема серьезная в Санкт-Петербурге. На наш взгляд, проблемная ситуация существует, в основном она базируется на том, что в рамках осуществления административной реформы произошло снижение окладов регистраторов, и в связи с этим естественно существует определенная угроза, связанная с оттоком квалифицированных кадров из этой системе. Если в Москве это пока никто не заметил, то в Санкт-Петербурге и Московской области проблема есть. В Санкт-Петербурге, по нашим данным, уже порядка 15% регистраторов - это потери, люди, которые уходят из этой системы. Нас как риэлтеров беспокоит это, потому что это смежная область, которая обеспечивает деятельность рынка недвижимости, и мы считаем, что там достаточно квалифицированные специалисты за эти годы.

Л. ГУЛЬКО: Регистраторы это кто?

К. АПРЕЛЕВ: По сути, юристы с обязательным высшим юридическим образованием, которые имеют опыт работы на рынке недвижимости несколько лет.

Л. ГУЛЬКО: То есть специалисты по жилищному праву?

К. АПРЕЛЕВ: Скорее, гражданское право, жилищное право, и знание просто всех нормативных документов, связанных с регистрационными действиями.

Л. ГУЛЬКО: То есть своего рода нотариусы?

К. АПРЕЛЕВ: Я бы сказал, более квалифицированные, чем нотариусы. Потери этих людей и отсутствие механизмов экономической мотивации для них, для системы, на мой взгляд, является проблемной областью, особенно если учесть, что сегодня, по сути, другие области, где используются юристы, они на рынке работают, они находятся в конкурентной среде. То есть уход специалистов из системы может быть для нас достаточно проблемной ситуацией.

Л. ГУЛЬКО: Теперь Алексей Величко, свое видение проблемы.

А. ВЕЛИЧКО: Я бы хотел более предметно обозначить вопросы, которые мы хотели бы обсуждать.

Л. ГУЛЬКО: Давайте.

А. ВЕЛИЧКО: Я не очень понимаю проблему, которую поднимает Константин. Думаю, что рынок недвижимости не в меньшей степени зависит от качества и оперативности рассмотрения дел судебными органами.

Л. ГУЛЬКО: Нет, лучше до суда не доходить, зачем?

А. ВЕЛИЧКО: В любом случае, есть споры, которые рассматриваются судебными органами. Мы же не ставим вопрос таким образом, в судебных органах изменилась зарплата, и нас как риэлтеров это очень волнует, потому что возможен отток специалистов из системы. Наверное, с точки зрения гражданского сознания нас должны волновать и такие перипетии, но с точки зрения профессионального участника рынка хотелось бы все-таки более предметно обозначить, что именно волнует риэлтеров. Отток специалистов - это проблема в первую очередь все-таки вы меня извините за, может быть, повышенное самомнение, проблема Министерства юстиции и Федеральной регистрационной службы. Риэлтеров как потребителей услуг Федеральной регистрационной службы должно волновать сроки рассмотрения, качество рассмотрения, какие иные обстоятельства, которые мешают им осуществлять привычный бизнес.

Л. ГУЛЬКО: Сроки и качество же зависят?..

А. ВЕЛИЧКО: Давайте послушаем Константина.

К. АПРЕЛЕВ: Мы хотим превратить эфир в такую дуэль, я так понимаю?

Л. ГУЛЬКО: Нет, мы хотим выяснить проблему.

А. ВЕЛИЧКО: Просто более предметно обозначить проблему.

К. АПРЕЛЕВ: Для начала отвечу по поводу судебной системы. Мы все знаем, что в судебной проблема есть. Как мы решаем эту проблему, у нас есть комитет по разрешению споров, который работает как досудебный орган, который в принципе позволяет сократить количество дел, которые попадают в суды, по нашим оценкам, раз в 10, потому что мы рассматриваем дела на досудебном уровне, именно поэтому мы стараемся не обращаться в судебную систему, потому что можем профессионально решить эти вопросы. Но без регистрационной системы профессионально обойтись мы не можем, потому что это обязательное условие государства, чтобы граждане могли получить реальную услугу. Поэтому в отличие от судебной системы, к ней можно обращаться, а можно не обращаться, к регистрационной мы обязаны обращаться в любом случае, это обязательное условие. Если говорить о проблемах, то в принципе, безусловно проблема первичного толка заключается том, что качество рассмотрения документов и дел снизилось в целом по России с января месяца, сроки в среднем увеличились в 2-3 раза.

Л. ГУЛЬКО: Сроки прохождения документов?

К. АПРЕЛЕВ: Да. Сроки прохождения процедуры регистрации. Я не имею в виду нарушение сроков регистрации по закону, 30 дней, просто ранее существовавшие документы и нормативные акты позволяли регистрировать и за неделю и за две, по усмотрению местного регистрационного органа. В сегодняшней ситуации по сути до февраля, а конкретно до 28 февраля у нас вообще не существовало возможности зарегистрировать в более короткие сроки. То есть 30 дней, может быть, это и нормальный срок, но когда мы говорим о сделках с ипотекой, о сделках, связанных с расселением, например, коммунальных квартир, это существенная проблема по срокам, потому что за это время может просто квартира на рынке уйти, или клиенты - передумать, мы говорим о цепочках, в которых присутствует значительное количество людей. Даже не говоря о том, что сейчас рынок на 70% состоит из сделок по приобретению альтернативных квартир, это не просто покупка или просто продажа квартиры, а это подбор взамен той, которой есть, другой. Вот 70% именно таких сделок. И здесь срок является ключевым вопросом, поэтому, мне кажется, что проблема есть. Мы как бы совместно в том числе с Регистрационной палатой эту проблему решаем. Я думаю, что проблемы связаны не столько с действиями административных органов, управляющих сейчас действиями Регпалаты, сколько с законодательством, оно было не очень эффективно продумано, и основные проблемы как раз лежат в плоскости законодательного регулирования и тех реформ, которые осуществлялись в рамках административной реформы. Нам кажется, что эти проблемы абсолютно преодолимы, нужно просто некоторые изменения в законодательстве предпринять. Вот потеря этих возможностей, связанных с ускорением сроков регистрации, она, прежде всего, связана с тем, что в рамках закона слишком жесткие рамки, не мягкие рамки предусмотрены при регистрации. Однотипные регистрационные действия - 30 дней. А нам кажется, что та степень свободы, которая была на уровне регистрационных палат регионов, она все-таки была более гибкой и позволяла более адекватно реагировать на потребности рынка, не говоря уже о том, что рынок недвижимости - это очень гибкий механизм. Например, осенью количество сделок может быть в два раза больше, чем в январь-февраль или лето, то есть здесь должны быть механизмы, которые позволяют в том числе привлекать квалифицированных специалистов на какой-то краткосрочной основе.

Л. ГУЛЬКО: Давайте дадим слово Алексею Величко. Александр Крутов, вы можете комментировать.

А. КРУТОВ: Я буду комментировать, да.

А. ВЕЛИЧКО: Я хотел бы разделить проблему, которую обозначил Константин, на две части. В первую очередь, это сама административная реформа системы регистрации недвижимости, и потом уже частная проблематика, которая возникает, недостатки законодательства, нерасторопность руководства федеральной регистрационной службы или техорганов и так далее. Но давайте начнем с самой административной реформы. Я не могу категорически согласиться с тем, что ранее действовавшая до 1 января система государственной регистрации вполне отвечала тем запросам, которые предъявляли не только обывателям, но и риэлтеры, то есть профессиональные участники рынка. Вспомним, как обстояло дело. С 1998 года в каждом субъекте РФ создавалось учреждение, которое хотя и носило название учреждение юстиции, собственно, к федеральному центру и к Министерству юстиции практически никак не относилась, ни подчиненным, ни иным образом. Минюст лишь осуществлял правовой контроль и издавал правовые акты, обязательные для исполнения ими. Основные вопросы регулировались все-таки законодательством субъекта РФ. В этой связи возникали ситуации, когда одна и та же процедура регистрации варьировалась в различных субъектах очень и очень различно. Естественно, может быть, оно было бы неплохо, если бы мы не учитывали самую главную цель системы регистрации, для чего она создана, не только в России, но еще и практически во все6х странах мира. Самая главная цель - это обеспечить гарантии участникам гражданского оборота. То есть выдавая свидетельства государство удостоверяет, и в законе кстати говоря во второй статье так и написано, что государственная регистрация - это единственное юридическое удостоверение со стороны государства о том, что лицо является надлежащим собственником данного объекта недвижимости, вот что самое главное, гарантии. Чтобы следующий приобретатель не думал, будет ли он обманут при покупке, вернутся ли ему деньги, которые он уплатил, если это выяснится. И в этой связи естественно как любой гражданский оборот требует единства, по крайней мере на территории России. Если у нас существуют различные правила, в том числе различный программный продукт, обеспечивающий введение единого государственного реестра прав, то никакого единства гражданского оборота на самом деле нет. И нужно сказать правду, система к 2005 году уже исчерпала свой внутренний потенциал, а ее необходимо было объединить внешне, именно на федеральном уровне, что на самом деле и произошло. Да, объединение прошло в крайне сжатые сроки, буквально в течение одного месяца декабря произошла передача всех учреждений юстиции от субъектов РФ в Российскую Федерацию, и создание самой службы как таковой, наполнение ее штатной численностью, и создание ее территориальных органов. На самом деле, я искренне полагаю, что административная реформа системы регистрации была произведена объективно, в силу крайней необходимости. Конечно, были проблемы, связанные и со сроками реализации, и с иными аспектами, которые, увы, не всегда были учтены. Но я напомню, что у нас прошлогодняя административная реформа иных федеральных органов исполнительной власти также проходила небезошибочно. Мне кажется, что действительно везде человеческой деятельности свойственны ошибки, поэтому ничего страшного в этом нет. И теперь второй вопрос, что касается тех проблем, о которых Константин сказал. Не очень люблю ссылаться на какую-то статистику, не имея под рукой материалов. Говорить о том, что нынешняя система стала работать менее качественно совершенно необосновательно по той простой причине, что на самом деле единственным критерием показателя качества системы в профессиональном плане является именно судебная практика, которая говорит, да, энное количество сделок было зарегистрировано с нарушением законодательства, и суд отменил решение регистратора. Так вот, за I квартал этого года никакой судебной статистики не было, да и быть не могло, даже если подадите заявление в феврале, оно будет рассмотрено явно не в апреле с нашими судами. Что касается качества прошлых периодов, на удивление, я удивлю Константина, оно было отнюдь не с таким высоким, как ему хотелось бы быть, более того, как ни странно, ухудшалось. Последние данные, которые брал в Минюсте, позавчера, следующие. 24% всех заявлений и исков, направленных по оспариванию действий регистраторов, удовлетворялись судами в 2004 году, когда еще никакой службы не было, а начинали, кстати говоря, с 12%, то есть за 7 лет количество оспоренных дел увеличилось в 2 раза.

Л. ГУЛЬКО: Нас как обывателей и простых граждан не волнует, сколько судебных, можете на дуэли выходить, драться, нас волнует, чтобы быстро, качественно и в короткое время зарегистрировали мою купленную квартиру, чтобы я ее получил. Давайте после новостей вернемся конкретно к этому вопросу. У Александра Крутова, я чувствую, есть уже свои комментарии.

НОВОСТИ

Л. ГУЛЬКО: 16 часов 35 минут, мы продолжаем разговор о регистрации сделок с недвижимостью. Тут у нас сообщения на пейджере, Петр Николаевич пишет - да что вы мне тут все объясняете, для того, чтобы зарегистрировать сегодня участок, нужно как минимум 6 месяцев. Не знаю, так это или нет, Петру Николаевичу, наверное, виднее.

А. КРУТОВ: Я бы хотел вот на что обратить внимание. Я за более чем 10 лет работы в Думе выработал простую формулу, преподавательская привычка, все пытаться максимально упростить. Мы можем делать все что угодно, важно, чтобы люди этого не заметили. Потому что хорошее не замечают никогда, к этому очень быстро привыкаешь, на следующий день кажется, что это было всю жизнь. А любое ухудшение быстро замечается. Потому что если где-то в каких-то районах Москвы или в каких-то регионах возникли проблемы, то надо понять, это проблемы временного характера, переходный режим, 2-3 месяца, все пройдет, вернется на круги своя, и будет все нормально. Или это мы сделали системную ошибку, которая будет накапливаться и которую потом надо будет устранять. Хотелось бы, чтобы мы сегодня это поняли, думаю, что здесь можно найти какое-то решение. И еще одно соображение вот какое. Я знакомился с этой ситуацией, проблемой, конечно, система регистрации прав должна быть единой по России, это понятно, не может быть разных паспортов в разных регионах России, не может быть разных механизмов регистрации прав гражданского состояния в разных регионах России. Хотя не может, а есть. Видел сюжет по телевидению, говорят, вот по обычаям данного региона у него три жены, хотя Семейный кодекс ясно говорит о том, сколько жен должно быть у мужчины в РФ, бывает, на местах бывает. Так вот, конечно система регистрации прав на недвижимость должна быть единой, то, что наконец мы к этому пришли, это правильно и хорошо. Другое дело, что в процессе перехода наверное эти сроки сжатые перехода, даже в Москве, 28 декабря было издано постановление по передаче в федеральную собственность всего того, что было связано с регистрацией прав на недвижимость. Я хотел вот еще какую тему здесь затронуть. Если говорить о нашем городе, то у нас примерно 50% москвичей имеют жилье на правах договора социального найма. А этот договор не регистрируется нигде.

Л. ГУЛЬКО: Это значит неприватизированное жилье? Объясните.

А. КРУТОВ: Жилье принадлежит городу, так называемое муниципальное жилье. Люди должны с ним заключать договор социального найма. До недавних пор этого вообще не было, был так называемый ордер, который после того, как вы занимали жилое помещение, исчезал неизвестно где, и строго говоря, никакого документа на то, что вы проживали в этой квартире.

Л. ГУЛЬКО: То есть прав не было.

А. КРУТОВ: Никаких абсолютно, и вас можно было в любой момент оттуда выбросить. Так вот, сейчас Жилищный кодекс говорит о том, что договор социального найма, ордера больше не будет, он должен заключаться, заменять ордер, но ведь это договор на право пользования, владения и распоряжения.

А. ВЕЛИЧКО: Не на распоряжение.

К. АПРЕЛЕВ: Просто на пользование. Ни продавать, ничего вы не имеете права.

А. КРУТОВ: Вот договор аренды должен регистрироваться? Обременение должно регистрироваться.

Л. ГУЛЬКО: У нотариуса можно зарегистрировать, как вы думаете?

А. КРУТОВ: Государство это не требует, как интересно получается. Здесь правовой пробел. У меня вопрос к федеральной службы регистрации.

А. ВЕЛИЧКО: Я бы даже более углубил проблему. Есть некоторые ситуации, когда пользование помещением наступает в силу закона. Предположим, проживала семья, родители вследствие естественных причин оставили этот мир, перешли в лучший, остались дети, которые приобретают по закону право пользования данным помещением. Однако этот переход прав нигде не регистрируется, вообще не фиксируется кроме как в специальных органах, которые занимаются эксплуатацией домов. Естественно, это пробел в законодательстве, и увы к сожалению далеко не единственный. Совершенно согласен. Но если говорить в данном случае все-таки о службе, поймите правильно, можно регистрировать лишь то, что обязывает либо разрешает закон, те права и те объекты, которые подлежат государственной регистрации. Если данный вид прав не требует обязательной государственной регистрации, то обязать гражданина либо организацию прийти и оставить у нас соответствующее заявление просто...

А. КРУТОВ: Это понятно, но это порождает правовые проблемы в последующем.

А. ВЕЛИЧКО: Порождает.

А. КРУТОВ: Вы сами об этом сказали.

Л. ГУЛЬКО: Вот смотрите, где зарегистрировать давно выплаченную кооперативную квартиру? Вопрос на пейджер.

А. ВЕЛИЧКО: Очень просто. У нас в Москве 15 отделений, пунктов государственной регистрации прав в зависимости от района, надо прийти в соответствующее отделении.

Л. ГУЛЬКО: Я так понимаю, это уже собственность, раз она уже выплачена?

К. АПРЕЛЕВ: Сначала надо получить справку из кооператива, что пай выплачен в полном объеме, и после этого.

А. КРУТОВ: А если это сделано давно, то это вообще это регистрируется по желанию собственников, потому что до вступления федерального закона в силу, все, что было по старым нормам, переходило в собственность, он может это регистрировать, а может не регистрировать. Если он не собирается менять субъектов правоотношений здесь, то можно вообще не регистрировать. Если он собирается ее продавать, передавать в наследство, тогда надо регистрировать.

А. ВЕЛИЧКО: Ну живет человек и живет, зачем ее регистрировать.

Л. ГУЛЬКО: Естественно, у нас в семейном архиве есть документ, заключенный с ЖЭКом в 1956 году.

А. ВЕЛИЧКО: На самом деле, Александр Николаевич говорил совершенно верно. Договоры найма у нас существовали и по старому законодательству еще с советских времен. Другой вопрос, что договор найма мог быть заключен в письменной форме, именно об этом вы говорите, что 1956 года документ, а мог и не заключаться. То есть выдавался ордер, который являлся свидетельством заключенного договора найма помещения.

К. АПРЕЛЕВ: А сейчас существует орган, который должен регистрировать все права и сделки с ними. Но вообще говоря, давайте попробуем вернуться к тем проблемам, которые есть. Я вообще далек от мысли о том, что у нас была идеальная система регистрации, тем более, что она абсолютно непрозрачна даже для экономического анализа. То есть, сколько раз мы ни возвращались к экономическим реформам в сфере жилья, и в том числе к жилищно-коммунальной реформе, мы все время сталкивались с тем, что у нас в принципе нет никакой статистике, которая позволила бы говорить о том, какое состояние рынка, каковы цены. Вот эти цены абсолютно непрозрачны на сегодняшний день, поэтому мы абсолютно четко, то, что касается административной реформы в части создания ли федеральной вертикали, перехода на стандарты учета, на стандарты сбора статистической информации, мы абсолютно за. Мы сейчас говорим о том, где появились узкие места. Узкие места появились, первое, в том, что существует единый шаблон регистрации, скажем, регистрация перехода прав, он единый для всех, сделан для всех прав, 500 руб. для граждан. Что это, хорошо или плохо? Не знаю. Мне кажется, что для Москвы это классно, это хорошо, не такой большой тариф, хотя он в 2 раза увеличился.

А. ВЕЛИЧКО: В 1.6.

К. АПРЕЛЕВ: Почти в 2.

А. ВЕЛИЧКО: В разных местах по-разному.

К. АПРЕЛЕВ: А для регионов, извините меня, для деревни отдаленной в Вологодской области, что такое 500 руб.? Я думаю, что треть зарплаты вообще специалиста, работающего в сельском хозяйстве сегодня, или пенсии, то есть это существенные деньги. То есть очевидно, что это стало пошлиной, что эта сумма поступает в федеральный бюджет, и за счет этого можно будет выстраивать единую систему информационного учета, получать адекватную информацию. Но при этом, если говорить о качестве услуги, если в Самаре раньше за 1 неделю абсолютно все сделки регистрировались, сейчас за месяц и есть задержки. При том, что стоимость сбора увеличилась. Мы об этом сейчас говорим. Если мы считаем, что это не проблема для наших граждан, тогда можно не говорить о том, что такая проблема существует, если раньше деньги-качество, соотношение, было другим. В отношении нарастания количества оспариваемых сделок. Безусловно, чем больше лет будет существовать система регистрации, тем больше будет накапливаться нарастающим итогом количество сделок, которые могут оспариваться, поэтому здесь цифры не являются, к сожалению, адекватными, и нужно оценивать их многосторонне. Давайте посмотрим, что произойдет с количеством зарегистрированных сделок именно за этот год, и рассматривать именно эту ситуацию. На мой взгляд, задержка существует, есть очень серьезные сбои. Они, мне кажется, все-таки носят не столько административный, сколько системный характер, связанный с отсутствием эффективных инструментов в законодательстве для регулирования этих размеров сборов и сроков регистрации. Мы говорим о том, что эту область нужно дополнительно отрегулировать и дополнительно создать инструменты, которые бы мотивировали регистраторов к более качественной работе, чтобы там задерживались, в этой системе работали квалифицированные специалисты, вот за это мы переживаем как профессионалы.

Л. ГУЛЬКО: Алексей Величко со всем согласен, насколько я понимаю.

А. ВЕЛИЧКО: Безусловно, как сам государственный регистратор я хотел бы получить больше денежного содержания.

Л. ГУЛЬКО: Давайте сейчас больше обратим внимания на регионы. Начнем с Санкт-Петербурга. Г-н Ватлевский, он советник губернатора Матвиенко, и он же девелопер, какие проблемы существует в Санкт-Петербурге, сейчас послушаем.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

А. ВЕЛИЧКО: Я готов прокомментировать. Я, честно говоря, не понял, в чем критичность ситуации. В том, что уходят регистраторы, либо в силу каких-то иных причин, надеюсь, Константин, может быть, поможет своему питерскому коллеге.

Л. ГУЛЬКО: Только очень кратко, у нас осталось минуты 4.

А. ВЕЛИЧКО: Я не понимаю, чем прежняя система была хороша. Она хороша была, на мой взгляд, может быть, несколько жестковато, только в одном. Если воспринимать ее, саму систему регистрации как некую необходимую обязательную стадию, которую должен пройти риэлтер для того, чтобы наконец совершить сделку. Государство обязывает меня уплатить какую-то мзду для собственных целей, я пошел, уплатил, главное, чтобы быстро, чтобы не препятствовало сделке. А что будет после того, меня совершенно не волнует. В этом отношении, конечно, система была хороша, чем быстрее, тем лучше. Качество система какое давало, не могу сказать, гарантии, кстати, государственные гарантии у нас возникли только с 1 января этого года, до этого государство гарантии не давало, если вдруг обнаруживалось, что запись произведена неверно, на всякий случай. Чем же система лучше стала. По поводу только специалистов, не могу с Виталием по одной простой причине. Позавчера получил сводку из Питера по поводу штатного расписания, 78% занято штатное расписание. Уж явно не 40% специалистов.

А. КРУТОВ: Он сказал, четверть.

К. АПРЕЛЕВ: Проблема следующая. Раньше за 3 дня происходила регистрация, в среднем за 5, в частности, и я не могу сказать, что система регистрации работала плохо, было очень много расторжений, либо жалоб на действия системы регистрации. Сейчас 30 дней, очереди.

А. ВЕЛИЧКО: Сейчас до 30 дней, Константин, не 30.

К. АПРЕЛЕВ: И очереди на подачу заявления на регистрацию, на которую пишутся, занимаются с ночи. Я думаю, что это ухудшение конкретное. Но думаю что Питер - это не единственный регион, поэтому наверное имело бы смысл, конечно, если есть возможность получить какую-то краткую информацию из других регионов.

Л. ГУЛЬКО: Из других, к сожалению, уже не получим. Последнее слово, заключительное, Александру Крутову.

А. КРУТОВ: Я с точки зрения опять же городского человека, мне кажется, главное вот что, чтобы соблюдались нормы закона. Для обывателя, для нормального человека важно что. Сказано, что регистрировать брак через 3 месяца, и он спокойно приходит через 3 месяца, если нет никаких экстраобстоятельств. Вот знает он, что через месяц зарегистрируют его права, и он спокойно. Другое дело, конечно, у риэлтеров свой интерес, понятно, потому что в этих сделках цепочка, все должно работать быстро. Но для обывателя, для городского, нормального человека важно соблюдение установленных законом сроков и государственные гарантии. Если это будет обеспечено в новой системе, замечательно. Если нет, будем думать вместе, как ее поменять, спасибо.

Л. ГУЛЬКО: Спасибо большое. И до встречи в нашем эфире, потому что встречи, конечно же, продолжатся, тема объемная.






30.04.2005
http://echo.msk.ru/programs/town/36164.phtml
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован