19 мая 2009
8005

Экономический консалтинг. (Программа)

Целью данного курса является привитие студентам знаний, умений и навыков в сфере экономических консультационных услуг. В процессе изучения дисциплины студенты должны проанализировать отечественные и зарубежные теоретические источники, раскрывающие состояние экономического консалтинга в США, странах Западной Европы и России, научиться проводить диагностику экономической ситуации и состояния экономической напряженности в обществе и различных социально-экономических структурах.

Цель курса - научить не определять экономические ресурсы, выявлять тенденции экономических течений, но и овладеть методикой создания и поддержания имиджа хозяйственного руководителя и экономических структур, формирования умений принимать управленческие решения в экономической сфере, планировать экономическую деятельность, включая поддержание связей и отношений в экономической сфере .


2.2. Задачи курса

- изучение эволюции взглядов на консультирование;

- определение места и роли экономического консалтинга в системе консультационных услуг;

- сравнительны й анализ моделей экономического консалтинга;

- освоение системы знаний по созданию имиджа руководителя, экономической структуры и приобретение навыков в формировании такого умения у других;

- привитие знаний и навыков принятия управленческих решений в экономической сфере;

- привитие умений диагностировать экономическую ситуацию и устранять или смягчать экономические конфликты, проводить мониторинг социально-экономических процессов;

- обучение студентов планированию и проведению целевых экономических акций;

- овладение приемами и методами убеждающего психологического воздействия на людей в процессе хозяйственно-экономической деятельности

- определение места экономического консалтинга в общей системе общественных связей и различных видах информационно-коммуникационного процесса.

2.3. Место курса в системе социогуманитарного образования

экономический консалтинг является сегодня одним из наиболее действенных инструментов управления экономическими структурами и процессами, формирования имиджа экономического лидера, партии, экономического течения и движения. Он базируется на теоретических знаниях политологии, социологии, социальной психологии, менеджмента, имиджеологии, маркетинга и рекламы. Освоение тем дисциплины "экономический консалтинг" усиливает социально-экономическую ориентированность подготовки специалистов, закрепляет базовые политологические, социологические и психологические знания, придает прикладную направленность процессу освоения социогуманитарных знаний.

2.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Пройдя курс "Экономический консалтинг", студенты должны овладеть знаниями и основными навыками, необходимыми современным специалистам по специализации "экономическая социология и демография". Уровень освоения содержания курса должен позволить будущим специалистам применять полученные в ходе обучения знания уже на первом этапе практической деятельности.
В процессе изучения курса студенты приобретут навыки участия в реальной консультативной деятельности, умение их применять в коммуникационном процессе. Умение проводить анализ теоретического и эмпирического материала, раскрывающего состояние экономической системы, организации, явлений и процессов в экономической жизни, даст возможность специалистам самим принимать правильные управленческие решения в экономической сфере, а также оказывать соответствующие консультационные услуги лидерам экономическим и структурам. Социолог, получивший специализацию по направлению "Экономическая социология и демография" должен овладеть навыками организации и управления консалтинговыми агентствами и службами, работающими в экономической сфере.


III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3.1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Введение в курс. Эволюция взглядов на экономическое консультирование

Появление экономических консультаций. Развитие консультационных услуг по созданию имиджа лидеров и экономических структур. Развитие комплексной системы сбора и обработки информации, предшествующей предложению и оказанию консультационных услуг в экономической сфере. Превращение эпизодических экономических консультационных услуг в индустрию бизнеса и управления экономической сферой.
Становление и развитие экономического консалтинга как методологического механизма систематической диагностики состояния экономического рынка, системы экономических консультационных услуг, регулирования состояния напряженности и прогнозирования будущего состояния экономических систем.

Тема 2. Место и роль экономического консалтинга в системе консультационных услуг и изучения экономической структуры общества

Экономический консалтинг в общей системе консультационных услуг. экономический консалтинг как комплекс консультационных услуг и комплексное изучение экономической сферы общества, региона. Использование услуг профессиональных консультантов и консалтинговых компаний. Адаптация способностей штатных консультантов к специфике экономического рынка.

Социология экономической сферы как методологическая основа формирования концепции экономического консалтинга. Изучение экономической системы общества и исследование экономических ресурсов как источник информации в системе экономического консалтинга.

Применение социологических и психологических методов сбора данных в изучении экономических структур, процессов и отношений.

Тема 3. Классификация консалтинговых услуг. Модели экономического консалтинга

Разновидности экономического консалтинга (управленческий, инвестиционный, финансовый, инжиниринговый, информационный, маркетинговый консалтинг). Обзор моделей экономического консалтинга. Особенности применения на практике моделей консультирования:

1) по предмету работы (проектное и процессное консультирование);

2) по видам консультирования (экспертное, процессное, обучающее);

3) по целям (локальные, многоцелевые);

4) по результату на выходе (нормативное, ценностное, проблемное);

5) по задачам (оперативное, стратегическое, организационное);

6) по специализации консультантов (узкие и многопрофильные специалисты);

7) по месту расположения консультантов;

8) по длительности проведения работ видам обслуживания (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное; разовое, периодическое, абонементное);

9) по формам собственности и масштабам клиентов (государственные, негосударственные; крупные, средние малые);

10 по отрасли клиента (банковское дело, финансовая сфера; энергетика, транспорт, отрасли социальной сферы и т.д.);

11) по месторасположению консалтинговой фирмы (многонациональные, российские. региональные, местные);

12 по типу консультант-клиентских отношений (рекомендации по конкретным изменениям, новые ценностные ориентации, решение проблем, новые методы совместного решения проблем и др.)

Пользование услугами независимых консалтинговых агентств и собственных консультационных служб экономических структур. Экономический консалтинг как модель формирования лидера. Экономический консалтинг в системе анализа экономической системы и изучения экономических отношений в обществе. Модели экономических организаций. Экономический консалтинг как система социального прогнозирования и управления экономическими процессами.

Профессиональное содействие, оказываемое специалистами руководителям в виде рекомендаций, совместно вырабатываемых решений и совместная их реализация как модель интенсивного экономического консалтинга.

Тема 4. Фазы и стадии процесса консультирования

Фазы консультирования. П).Фазы консультативного процесса: подготовка, диагностирование, планирование действий, внедрение, завершение: подготовка к консультированию (начало контактов с клиентом, предварительный диагноз проблемы, планирование задания, предложения клиенту, заключение контракта на консультирование); диагностирование (выявление факторов, анализ и синтез материала, детальное изучение проблемы); планирование действий (выработка решений, оценка альтернативных вариантов, предложения клиенту, планирование практической реализации решения); внедрение (помощь в осуществлении предложений, корректировка действий, консультирование кадров); завершение (оценка результатов, отчет, расчет по обязательствам, оценка планов на будущее, завершение работы

Стадии консультативного процесса. Ознакомление с имеющимися материалами. Диагностика объектов консультирования. Обобщение накопленного в рассматриваемой области опыта. Постановка конкретной задачи. Согласование задания с заказчиком. Подготовка оптимальных вариантов решения проблемы. Содействие в реализации предложенных решений.

Тема 5. Конфликты в социально-трудовой сфере и способы их разрешения.

Замер состояния экономической ситуации и напряженности. Социология социально-трудового конфликта. Результативность диагностики состояния напряженности в коллективе.

Использование современных информационных технологий в качестве механизма регулирования конфликтов в экономической сфере. Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов. Консультирование по способам разрешения конфликтов, организации проведения примирительных процедур.

Организационное поведение в кризисных экономических ситуациях. Консультационные услуги внешних консультативных фирм и консультационная работа собственных служб и специалистов по диагностике экономической ситуации и устранению (локализации) конфликтов в социально-трудовой сфере.


Тема 6. Диагностика экономической ситуации. Методика проведения мониторинга социально-экономических процессов.

Методика и техника проведения мониторинга социально-экономических процессов. Экономический аудит как инструмент диагностики. Реализация комплекса информационных, научно-методических, нормативно-правовых, организационных и финансовых мер. Зависимость результатов экономической диагностики от социально-экономических, научных, организационных, материальных и других условий.

Последовательность этапов экономического мониторинга, операций и процедур.

Особенности этапов сбора, регистрации и обработки данных. Соблюдение требований к формированию выборки, объекту исследования.

Функции мониторинга как инструмента управления экономическими системами и процессами. Принципы построения экономического мониторинга: системности, адресности и предметной направленности. Организационная, научно-методическая, организационно-техническая подсистемы экономического мониторинга.

Организационно-правовые и финансовые отношения консалтинговых агентств с пользователями их результатов. Обеспечение надежности информации консалтинговых агентств.

Прогнозирование экономических процессов и принятие экономических решений

Тема 7. Стратегический анализ как важнейший инструмент консалтинга

Стратегический анализ российского рынка консультационных услуг. Стратегическое планирование - неотъемлемая часть рыночной экономики (методология, логика, принципы, система показателей и методы). Стратегический аудит как тип управленческого аудита. Ситуационный анализ: анализ текущей ситуации (функционирование, стратегическая позиция), стратегическое управление, анализ сильных и слабых сторон внутренней и внешней среды, стратегические альтернативы, рекомендации, реализация, оценка и контроль

Тема 8. Управленческие решения в экономической сфере. Планирование экономической деятельности

Организационное развитие как экономическая деятельность и его место в экономическом консалтинге. Принятие управленческих решений с помощью экономических консультантов, консалтинговых служб и фирм. Реализация системы консалтинговых мер.

Управленческое консультирование. Консультации по оптимизации структуры экономической организации. Выявление соответствующих сегментов экономического рынка и категорий клиентов.

Технология социально-экономического моделирования. Выработка рекомендаций по реорганизации экономической структуры и экономических процессов.


Тема 9. Передача консультантом системы знаний по созданию имиджа руководителя,
экономической структуры и привитие навыков формирования такого умения у других

Имидж руководителя хозяйствующего субъекта и экономической структуры. Методы и приемы формирования корпоративного имиджа. Миф в рекламе и формировании корпоративного имиджа.

Психологическая структура имиджа лидера и пути ее оптимизации. Расчет ресурсов экономического влияния. Работа по привитию навыков и овладению приемами создания и поддержания корпоративного имиджа. Консультации по методике и технике формирования и поддержания имиджа экономической структуры и лидера.

Тема 10.Планирование и проведение целевых экономических акций как результат консалтинговой деятельности

Планирование экономических кампаний в России. Исследование, планирование, реализация программы, оценка эффективности экономических акций (мероприятий).

Учет в экономических мероприятиях и акциях ценностей экономического сознания. Программы участников экономических акций. Борьба с экономическими инсинуациями и фальсификациями.

Формирование уникальных экономических предложений. Экономические акции в сферах общего управления экономической структурой, деятельности руководителей лидеров, финансовой и экономической структуры, управления кадрами, информационных технологий, специализированных услуг.

Тема 11. Роль консалтинга в антикризисном управлении

Специфика оказания консалтинговых услуг организациям их руководителям в условиях кризиса. Стадии кризисного процесса (потенциальный, латентный, острый преодолимый, острый непреодолимый).

Организационный механизм антикризисного управления как объект консалтинга. Алгоритм антикризисного консультирования (создание специализированной группы, обоснование целесообразности проведения мероприятий по антикризисному управлению, разработка управленческих решений по выводу из кризисной ситуации, создание системы реализации управленческих решений, проверка качества выполнения принятых решений,, проверка целесообразности проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, разработка мероприятий по прогнозированию будущих кризисных ситуаций).

Тема 12. Роль консалтинга в финансовом оздоровлении организаций

План финансового оздоровления организации (целевой характер разработки и реализации плана финансового оздоровления, системный подход, принцип адекватности, , структурный, содержательный, командный принципы).
Состав и структура плана финансового оздоровления организации (Титульный лист, постановка задачи, общая характеристика организации, финансовое и технико-экономическое состояние, оценка причин неплатежеспособности, маркетинговый анализ, план производства, реструктуризация организации, организация управления производством, реструктуризация задолженности, финансовый план, график погашения кредиторской задолженности, календарный график реализации мероприятий по финансовому оздоровлению организации, приложения).

Тема 13.Партнерские отношения "клиент-консультант"

Отношения, возникающие в консультативном процессе. Диагностика проблем и факторов влияния на клиента при получении консалтинговой услуги. Принятие клиентом рекомендаций консультанта и дальнейшее продолжение работы с ним. Способность консультанта разработать взаимовыгодные отношения. Глубина понимания бизнес-проблем клиента. Организация совместной работы. Взаимопонимание и доверие. Связь между потребностями клиента и возможностями фирмы. Взаимная ответственность. Обещания консультанта и ожидания клиента.

Спецификация проблемы. Важность проблемы для клиента и консультанта. Конфиденциальность. Управление ожиданиями и выполнение обещаний. Партнерские взаимоотношения с клиентом. Способность консультанта правильно опознать и идентифицировать проблему - основа для построения успешных клиент-консультантских отношений. Принятие клиентом результатов диагностики. Дискуссия по всем аспектам возникшей проблемы. Отличия консультанта и клиента в понимании проблем. Учет личных качеств в клиент-консультантских отношениях. Оценка затрат. Совместное внедрение результатов в практику.

Тема 14. Аудитинг и управленческое консультирование

Аудиторские услуги (проведение сегментирования валютно-финансовых рынков, составление валютных, финансовых и инвестиционных "корзин"; организация брейнсторминга с участием персонала клиентской организации; анализ валютно-финансовых рисков клиента, рекомендация путей их снижения, предложение способов и форм страхования; разработка бизнес-планов различных проектов и сделок, составление валютно-финансовых схем, структурирование проектов).

Виды консалтинговых услуг по управлению (общее управление, управление деятельностью администрации, финансовое управление, управление маркетинговыми коммуникациями, управление производственным процессом, информационно-управленческие технологии, специализированные услуги).

Тема 15.Соцологический анализ рисков как инструмент консалтинга и обеспечения безопасности организации

Классификация рисков. Суть социального риска. Риски в общественных системах. Принятие решений в контексте восприятия риска. Факторы формирования адекватного поведения личности в условиях риска. Проблемы минимизации социально-экономических рисков. Адаптация к рискам. Минимизация рисков в обществе.

Понятие экономической безопасности. Экономическая безопасность организации. Общие социологические подходы к изучению рисков: использование теоретико-методологического инструментария, синтеза, интегральных парадигм, полипарадигмальный подход). Изучение отношения населения к экономическим событиям. Методы изучения механизмов формирования общественного мнения в экономической сфере.

Тема 16. Реструктуризация как объект консалтинговой услуги

Стратегическая реструктуризации компании (формулирование цели и направлений реструктуризации; порядок и критерии принятия решения реструктуризации; средства, необходимые для проведения реструктуризации, механизм финансирования; сроки реструктуризации; мероприятия по стимулированию; меры по обеспечению социальной защиты работников; порядок взаимодействия с органами власти и другими организациями в ходе реструктуризации; перечень нормативно-правовых документов, обеспечивающих реструктуризацию.

Содержание реструктуризации ( анализ сфер деятельности, создание необходимой информационной системы, организация маркетингового исследования, разработка стратегии маркетинга и продвижения продаж, выработка стратегии сырьевого обеспечения, разработка возможных вариантов дальнейшего развития, бизнес-планирование на основе оптимального варианта развития, формирование детальных отраслевых концепций развития).

Тема 17.Организация работы консалтинговой фирмы и нормативно-правовое обеспечение ее деятельности

Анализ существующего бизнеса. Разработка концепции развития бизнес-процессов. Разработка мероприятий по реструктуризации. Разработка системы управления (создание интегрированной модели бизнес-процессов фирмы, разработка внутриорганизационных правил, разработка системы бизнес-мониторинга для руководства фирмы). Наличие законодательного закрепления обязанностей между подразделениями и сотрудниками.

Реинжиниринг бизнес процессов (разработка образа будущей компании, создание модели бизнес-процесса, разработка внедрение нового бизнес-процесса).


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован