08 апреля 2002
182

Экскурсии по Владивостоку

Самым интересным в историческом и культурном плане городом Приморья является Владивосток. Более двухсот памятников обрели здесь свою историческую вечность.
Мягко сплелись в облике города черты старой и новой архитектуры.
Наш экскурс начнем с центра Вокзальной площади, со здания построенного в 1894 году архитектором А. Базилевским. Это железнодорожный вокзал. Он выполнен в стиле старого русского зодчества и напоминает нам дворец-терем русских царей XVII века. В 1908 году его расширил и частично реконструировал архитектор Н.В. Коновалов.
От вокзальной площади начинается одна из старинных улиц города - Алеутская. Когда-то давным-давно здесь шумел первозданный лес. Матросы со шхуны `Алеут` прорубили в нем просеку и застроили ее. В честь шхуны `Алеут` и была названа улица. На ней расположены: здание бывшего Гранд отеля, в прошлом самая фешенебельная гостиница, и здесь же неподалеку комплекс зданий акционерного общества - Дальневосточное морское пароходство, одно из зданий комплекса было собственностью крупного торговца Ю.И. Бриннера. На этой же улице сохранились здания бывшей гостиницы `Версаль` и Русско-Азиатского банка. Ныне в здание банка расположена Приморская картинная краевая галерея. Здесь собраны уникальные произведения русской, советской и зарубежной живописи XVIII - XX веков.
Алеутская улица пересекается с улицей Светланской. Свое название улица получила в честь фрегата `Светлана` в 1873 году, в это время Владивосток стал главной гаванью России на Тихом океане. Эта улица самая большая и длинная. Здесь наиболее полно сохранился старинный облик города. Почти каждый дом - памятник истории. Это и дом Д.А. Старцева - известного общественного деятеля города и предпринимателя, много сделавшего для Приморья. Здание Универсального магазина `Торгового дома Кунст и Альберс` - красивое и оригинальное, его построил архитектор Г.Р. Юнгхендель в 1907 году. Построенное в 1897 - 1899 годах архитектором А.А. Гвоздинским здание Почтово-телеграфной конторы до сих пор соответствует своему прямому назначению.
Во Владивостоке сохранился уникальный памятник военно-оборонительного зодчества. Это комплекс фортификационных сооружений Владивокстокской крепости. Он построен в конце XIX - начале XX веков для защиты Владивокстокского порта. Уникальность комплекса состоит в том, что он образован из двух оборонительных сооружений - крепостей. Внутренняя крепость построена в 1896 - 1894 годах военными инженерами К.И. Величко и К.С. Чернокнижниковым и напоминает укрепления Порт-Артура. Внешняя крепость построена в 1910 - 1914 годах мастером А.П. Шошиным. Фортификационные сооружения представлены береговыми и горными батареями, которые защищали город и с суши, и с моря. Наибольшую историческую и культурную ценность представляют:
- Безымянная батарея No11 на Безымянной сопке;
- Токаревская верхняя батарея на полуострове Шкота;
- Укрепление No1 в районе улицы Днепровской;
- Саперный редут No4 между улицами Лумумбы и Необута;
- Укрепление No4 на острове Русский, его еще называют `Форт Паспелова`.
Часть фортов вешней крепости была достроена во время Второй Мировой войны.
Владивосток - портовый город и здесь собрана целая коллекция знаменитых кораблей и судов - памятников воинской и трудовой славы. На Корабельной Набережной расположился музейный комплекс `Боевая слава Тихоокеанского флота`. Первое, что мы увидим - Гвардейскую краснознаменную подводную лодку С-56. На ее закладной доске выгравировано: `Трудящиеся народов СССР строят подводную лодку для защиты социалистического Отечества от интервенции мировой буржуазии`. В 1942 - 1943 годах группа тихоокеанских подводных лодок совершила переход через Тихий и Атлантический океаны на действующий Северный флот. Вел С-56 ее первый командир капитан-лейтенант Г.И. Щедрин. После списания лодку переоборудовали в учебно-тренировочную станцию. Но 30-летию Победы она была восстановлена, здесь теперь развернута экспозиция `Развитие подводных сил нашей Родины на Тихом океане`.
Здесь же на Корабельной Набережной стоит небольшой сторожевой корабль `Красный вымпел`. Сначала корабль назывался `Адмирал Завойко` в честь камчатского губернатора В.С. Завойко. После гражданской войны корабль оказался единственным в дальневосточных водах, остальные увели отступавшие белогвардейцы. 31 мая 1923 года `Адмирал Завойко` был переименован в `Красный вымпел` и стал посыльным судном. В этом же году был включен в список состава Морских сил Дальнего Востока и возглавил его. В 1924 - 1925 годах охранял морскую границу, помогал исследовать акваторию Японского моря. В 1940 году корабль передали военно-морскому училищу. Во время Великой Отечественной войны корабль снова вернулся в строй. Прокладывал подводные линии связи, обеспечивал базирование субмарин, очищал воды от мин. По окончании войны корабль еще долго служил вспомогательным судном. 20 июля 1958 года по приказу Военного Совета флота `Красный вымпел` был превращен в плавучий музей.
У мыса Голдобина на овальной бетонной площадке замер небольшой сейнер МРС-80. На нем начертано `В честь трудового героизма и доблести рыбаков Приморья`. Этот морской труженик многие годы был основным типом судов для прибрежного лова рыбы.
В одной из частей Тихоокеанского флота на пьедестале почета обрел вечный покой торпедный катер ТКА-123 типа `Комсомолец`. Испытания головного катера этого типа были начаты в 1940 году. Во время войны многие катера такого типа строились на средства собранные тружениками тыла.
Возле бывшего электросварочного цеха `Дальзавода` на пьедестале установлен небольшой буксирный катер типа `ЖС`, а на здание висит табличка с надписью `В 1930 году здесь построено первое в Советском Союзе цельносварное судно`. Строительство велось под руководством и при непосредственном участии профессора Виктора Петровича Вологдина. Подобные катера сыграли важную роль для развития народного хозяйства Дальнего Востока. В годы Великой Отечественной войны они использовались как посыльные суда, суда охраны рейдов и базовые тральщики.
Таким образом, береговая флотилия Владивостока насчитывает пять судов - памятников отечественного кораблестроения и морской истории.
На улице Маяковского расположился Ботанический сад - Институт ДВО РАН - дальневосточное отделение Российской Академии Наук. С целью изучения богатой и уникальной флоры Дальнего Востока был создан еще в начале века ботанический сад при Южно-Уссурийском отделении Русского географического общества. Инициатором создания сада был академик В.Л. Комаров, а ведущим сотрудником - Е.Н. Клобукова-Алисова. Но сад просуществовал недолго. Попытку создания ботанического сада предпринял в середине 20-х годов профессор В.М. Савич, но и он просуществовал недолго. И лишь в апреле 1946 году удалось воплотить в жизнь создание ботанического сада. В пригороде Владивостока (на 19 км) был подобран участок площадью 176 га (современная площадь - 170 га) с хорошо сохранившимися чернопихтово-широколиственными и лиственными лесами. В феврале 1949 года было принято решение Советом Министров СССР строить здесь ботанический сад. В саду можно познакомится с целым рядом интереснейших представителей дальневосточной флоры. Список растений ботанического сада насчитывает 216 видов из 162 родов 73 семейств, 31 вид деревьев и 25 видов кустарников. Самыми крупными являются представители хвойных пород - кедр корейский и пихта цельнолистная. Памятником глубокой древности является тис остроконечный. Очень много видов лиственницы. Многочисленные лиственные деревья представлены здесь такими родами как: клен (12 видов), дуб, липа, яблоня. Кустарники - свободноягодник, калина, смородина. Особую группу растений составляют лианы, поэтому приморье считается самым лиановым местом в нашей стране. Это и лимонник, и 3 вида актинидий. Каждый вид растений занимает свое определенное место в растительном мире Дальнего Востока. Исчезновение любого из них ведет к экологической катастрофе. Только бережное отношение к природе даст возможность сохранить многообразие и многоцветие зеленого мира для будущего поколения.
На территории северо-восточной части полуострова Муравьева-Амурского (вдоль Уссурийского залива), островов Попова, Рейнеке, Рикорда, Наумова, Козлова, Клыкова, Карамзина, Верховского, Пахтусова, Кротова, Сергеева, Моисеева, Циволько, Желтухина (общая площадь 18,6 га) планируется создать Владивостокский природный парк. Сюда же войдут полуостров Песчаный, части островов Русский, Аскольд, Путятин и прилегающие к ним акватории Владивостокского и Островного заказников. На территории предполагаемого парка очень разнообразный видовой состав флоры и фауны. Из 1184 видов растений 42 относятся к редким и исчезающим. Из зарегистрированных здесь 268 видов птиц - 35 занесены в Красную книгу России. Соседство такого парка с населенными территориями имеет огромное значение для поддержания экологического баланса.
Первый и единственный в России Государственный Морской заповедник находится здесь на Дальнем Востоке в заливе Петра Первого Японского моря. Заповедник образован в системе Академии наук СССР 24 марта 1978 года. Морской заповедник занимается охраной заповедной территории и акватории, фиксирует естественные морские и островные эволюционные процессы, разрабатывает научные основы сохранения и восстановления генофонда, ведет пропаганду охраны морской природы.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован