23 марта 2007
5331

Эксперт: Абакумов Сергей Александрович, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства : `гражданское общество`.

Дайте, пожалуйста, определение такому понятию, как "гражданское общество".
- Единого определения понятия "гражданского общества" пока нет.В 1982 году еще в условиях советской системы одно из первых определений дал Андраник Мигранян. В настоящее время существует достаточно много определений понятия "гражданское общество" российских и зарубежных ученых, социологов и политологов с учетом трансформации общественного строя в России.
У меня, как у автора книг и статей по проблемам развития гражданского общества в нашей стране, есть более полное и достаточно краткое определение этого понятия. В первом варианте - это совокупность негосударственных общественных институтов и отношений, позволяющих личностям, гражданам и их саморегулируемым объединениям реализовывать частные инициативы или корпоративные интересы, которые гарантированы и защищены государством и его Конституцией.
С другой стороны, это - общество, экономически и духовно свободных граждан, которые кроме прав, имеют и обязанности перед государством.
У нас все время забывают о личности, когда говорят о гражданском обществе. Личность и гражданин - это самая важная составляющая гражданского общества.
- Вы сказали про права и обязанности перед государством. Не могли бы перечислить эти права и обязанности?
- Возьмите Конституцию, тогда поймете, какие права и обязанности. Прав очень много, а реализуются они очень сложно. Обязанности определяют место гражданина в обществе и его отношения с другими членами общества. Гражданин не живет сам по себе, не имея никаких обязанностей. Надо служить в армии. Это его обязанность. Он обязан платить налоги. С другой стороны, ты имеешь различные права, их очень много. Надо понимать, что задачи зрелого гражданского общества - это создание возможностей для реализации своих прав, которых всегда много в основном законе - конституциях всех стран, но при этом не забывать о своих обязанностях. Потому что можно тогда страну просто превратить в хаос.
- Как Вы оцениваете развитие гражданского общества в России?
- Я считаю, что гражданское общество, как хорошее вино, должно созреть. На сегодняшний день оно находится в стадии становления. Это связано с рядом причин, зачастую чисто исторических причин. Я не хочу сказать, что в Советском Союзе не было гражданского общества или таких институтов. Хотя и в достаточно бюрократизированном виде, но оно было. Дети, молодежь могли бесплатно реализовать свои творческие, спортивные и иные потребности. Были и такие формы объединений, как клубы самодеятельной песни, студенческие строительные отряды, союзы научно-технического творчества молодежи, те же самые профсоюзы, которые хотя и на государственные деньги, но давали возможность для отдыха и других видов досуга граждан.
Сейчас ситуация в стране совершенно другая. Поэтому следует определять состояние гражданского общества как стадию становления его основных институтов. Это фактически первая стадия. Надо посмотреть на институты гражданского общества. Что мы понимаем под этим? Это, прежде всего, организации, граждане и их объединения. Что за объединения? Объединение граждан в виде некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. Второй институт, по своей значимости крайне важный, - это электронные и печатные СМИ. Это один из наиболее влиятельных институтов, поскольку он формирует общественное мнение. В начале-середине 90-х годов он был наиболее активным гражданским институтом, но использовался он, как правило либо олигархическими кругами, либо властными группировками и политиками в борьбе за эту власть.
Сейчас этот институт практически находится или в руках государства, или в руках крупных финансово-промышленных групп. Естественно, он отражает интересы либо государства, если это государственный телеканал или печатное издание, либо, если это корпоративные СМИ, то отражает интересы корпоративные. В любом случае можно говорить об их сильном влиянии на гражданское общество. Еще один важный институт гражданского общества - это различные религиозные организации. Не случайно за их поддержку идет борьба во время предвыборных кампаний.
- А они развиты ли у нас религиозные организации как институты гражданского общества?
- Да, достаточно развиты. Они, сами по себе, являются негосударственными институтами. Святейший Патриарх Алексий II, например, очень авторитетный человек, пользующийся признанием и серьезным влиянием как в государстве, так и в российском обществе. То же самое можно сказать и о большинстве православных религиозных общественных организациях. Лидеры мусульманских, иудейских и других конфессий, как и их религиозные организации, также имеют значительное влияние, прежде всего на верующих, и не только, российских граждан. Хорошо это или плохо, это уже второй вопрос особенно когда религию пытаются использовать как гражданский инструмент давления, порой в недобросовестных, а то и исключительно в экстремистских целях.
Нельзя не упомянуть об особом институте гражданского общества, очень важном, на мой взгляд, это политические партии. Как ни парадоксально, сами политические партии, и "Единая Россия", и коммунисты, и ЛДПР, не осознают себя институтами гражданского общества, хотя они таковыми являются. А уж в условиях нашего законодательства, когда только через этот институт наш гражданин или представители гражданских институтов могут попасть в законодательную ветвь власти, для предоставления и защиты интересов различных институтов гражданского общества они приобретают особенное значение. Но, к сожалению, они только в своих программах записывают, что отражают интересы гражданского общества. На самом деле, прямого диалога с общественными и гражданскими организациями они не ведут. В отличие от цивилизованных стран, где партии вступают в различные коалиционные союзы, действуют на основании различных соглашений с профсоюзами, другими общественными организациями, у нас такая работа не ведется, преобладает аппаратно-бюрократический принцип выдвижения кандидатов.. В первую партийную тройку пытаются включить влиятельных и популярных людей большинство из которых, априори, не собираются работать, в частности, в Государственной Думе. Фактически это профанация и сознательный обман населения. Вместо них в Думу попадают партийные функционеры по списку , имеющие определенные обязательства лишь перед этим самым "списком", партийными "бонзами", но никак не перед избирателями. У нас с этим большая проблема.
Политические партии - это институт гражданского общества. Для меня это - очевидный факт. Политические партии - это тот гражданский институт, через который граждане могут попасть и отстаивать интересы своих организаций в законодательных органах власти, по-другому туда не попадешь.
- Если рассматривать гражданское общество с точки зрения той деятельности, которой занимается Ваша комиссия, - благотворительность, филантропство, милосердие, то какие проблемы Вы видите в той сфере?
- И в гражданском обществе, и в государстве в целом дела обстоят не шибко хорошо. Оценку этому дал президент, когда выступал на первом пленарном заседании Общественной палаты, где он сказал, что, к сожалению, статус благотворителей в России находится на достаточно низком уровне. И этому есть свои причины. Вы помните времена, когда различные благотворительные фонды - спортивные, церковные, отмывали деньги, продавали водку, сигареты, и при этом получали налоговые льготы. Поэтому не случайно в обществе есть чувство настороженности, особенно к крупным благотворительным структурам.
Но надо, с другой стороны, сказать, что уровень развитости благотворительности является одним из показателей уровня развития состояния самого гражданского общества. Могу привести следующие цифры. С 1995 по 2005 гг. в России число некоммерческих организаций увеличилось в 10-12 раз. Сегодня у нас, по различным данным (Госкомстата, Минюста, социологических опросов) действует более 500 тысяч НКО. Более четверти из них, согласно их уставам и заявленным целям, занимается социально ориентированной деятельностью. Всего лишь чуть более 5000 зарегистрированы в соответствии с законодательством как благотворительные. В некоммерческом секторе работает порядка полумиллиона трудоспособного населения в качестве сотрудников, добровольцев, консультантов. Ежегодно в социальную сферу в виде пожертвований, грантов и иных благотворительных поступлений привлекается около 50-ти миллиардов рублей.
В США количество неправительственных организаций - более 2 миллионов. Их суммарный бюджет - 1 триллион долларов. В благотворительной сфере там задействовано около 10 миллионов человек. Состояние благотворительной деятельности во многом зависит от неоднозначного отношения к этим организациям как со стороны государства и чиновников, так и порой со стороны общества. Именно из-за этого была создана наша комиссия, было выступление президента, который тоже привлек внимание к этой сфере. Потому что, на самом деле, благотворительность - это чрезвычайно эффективный общественный инструмент в реализации социальной политики.
Потому что, это делается на добровольной основе. Во-первых, государство благотворительностью не занимается вообще. Благотворители, действующие не на основании постановлений и распоряжений, в состоянии закрыть те ниши в социальной сфере, которые не смогло закрыть государство. Задача государства - создать наиболее благоприятные, прежде всего, правовые, экономические и иные условия для развития благотворительности.
- Это задача как-то решается?
- Задача решается. На протяжении всего этого года наша Комиссия и её экспертная и рабочая группы проводили интенсивную подготовку предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере благотворительности. На сегодняшний день прошел согласование с соответствующими органами исполнительной и законодательной власти новый законопроект "Об использовании целевого капитала некоммерческими организациями", который был также обсужден на общественных слушаниях. Данный закон затрагивает ряд статей как Налогового так и Гражданского Кодекса, других сопрягаемых с Законом о благотворительной деятельности законов и нормативных актов. Сейчас он вынесен на рассмотрение в Государственную Думу.
Вы все это говорили с позиций того, как государство может решать эти проблемы. А само общество может это как-то регулировать?
- Государство должно создать условия, а осуществлять благотворительную деятельность будут организации и сами граждане, причем добровольно. Само гражданское общество в данном случае должно снимать вопросы о недоверии со стороны чиновников, что, мол, фонды опять разворуют все, отмывать будут и прочее. Какая задача у этих чиновников? Они должны понять, что условия в стране изменились за эти 15 лет. Их задача - осуществлять государственный контроль. Задача гражданского общества, в том числе Общественной палаты и общественных структур, - осуществлять общественный и гражданский контроль за использованием этих средств.
Надо понять, как строить процесс благотворительности. Кто такие благотворители? Это - доноры, есть спонсоры, есть меценаты. Доноры и меценаты благотворительную деятельность осуществляют безвозмездно. Спонсоры - они тоже благотворители, но у них всегда есть интерес. Это те люди, которые передают свои средства, как правило, через благотворительные организации, которые являются, по сути, посредниками. По большому счету, благотворительность должна осуществляться для блага конкретных благополучателей.
Я сам являюсь донором как предприниматель. Есть у меня своя благотворительная организация. Мне всегда проще оказать адресную помощь. Непосредственно детскому дому, храмам, инвалидам или одаренным детям. Наше законодательство, к сожалению, очень запутано. Разные законы принимались в разное время. Гражданский кодекс - в одно время, закон о благотворительности - в другое время. Закон об общественных и некоммерческих организациях - в третье время. Мы хотим решить все эти нестыковки и согласовать их. Потому что получается парадокс. Проще из своего кармана выложить деньги и подарить ветерану холодильник или телевизор, или просто денежное пособие дать, чем делать это официально, иначе могут заставить этого ветерана бежать, да еще платить налог за то, что он получил. Таких нестыковок очень много. Цель нашей комиссии - это совершенствование законодательства. Сделать так, чтобы было просто и удобно работать. Не надо создавать какие-то тепличные и особо льготные условия для доноров, крупных предпринимателей. Надо просто упростить этот процесс. Надо еще сделать так, чтобы он был разумным. Во время празднования 60-летия Победы мы учредили почетный гражданский орден Серебряная звезда "Общественное признание".Но вручить эту высокую награду было очень сложно. Если бы это была правительственная награда, тогда не надо платить различные налоги. Если это общественная награда и ее стоимость превышает сумму в 4000 рублей, то надо этому бедному ветерану еще пойти и деньги заплатить за этот орден и за ценный подарок к нему. Масса есть таких вещей.
- Какие меры нужно предпринимать для того, чтобы гражданское общество в России развивалось? Какие условия нужно создавать для развития гражданского общества в целом и для развития благотворительности?
- Для развития благотворительности нужно совершенствовать законодательство. Что касается того, какие меры надо принимать, чтобы гражданское общество развивалось, то, прежде всего, использовать действующее законодательство в полной мере, хотя оно, по большому счету, ущемляет развитие общества, - те же ограничения в проведении митингов, в выборах. Там идет ужесточение. Это связано как с объективными процессами, угрозами терроризма, экстремизма так и естественным стремлением власти установить определенную вертикаль не только в государственной, но и общественно-политической сфере.
Даже те законодательные возможности, которые есть, надо использовать. Для принятия законодательных решений нужно использовать такие гражданские механизмы и инструменты как Общественная палата и парламентские слушания. Они, честно говоря, проходят часто формально и по заранее подготовленному сценарию. Но, в целом, надо сделать общественный и гражданский контроль реальным инструментом и реальным механизмом влияния. Прежде всего - через большую открытость деятельности госаппарата. Поскольку мы говорим об открытости, о возможности большей свободы слова, для меня второй главной задачей является создание общественного телевидения и общественного радиовещания. Не так, как сейчас, когда любой телеканал включаешь, а там одни и те же лица мелькают, одна и та же заставка, идет один и тот же текст. Необходима общественная трибуна. Общественное телевидение - это как раз трибуна, с которой можно будет показывать новых людей. Оно может дать больше возможностей высказываться там тем же гражданским лидерам, молодым политикам и т.д. Я думаю, что рано или поздно, но в обозримом будущем, это настолько станет востребованным, что и государство поймет, что невозможно осуществить одно из важных положений нашей Конституции, а именно право граждан на свободное получение информации и свободу слова в целом, без создания общественных теле- и радио каналов, и возникновения новых частных граждански активных корпоративных коммуникационных источников информации.
Нужно сделать общественный и гражданский контроль действенным и реальным, бороться за большую открытость в деятельности власти перед обществом. Вообще, нужно сделать так, чтобы все время возрастало влияние гражданских институтов, чтобы большее значение приобретало общественное мнение. Бывают такие случаи, когда проводятся журналистские расследования, выясняются страшные вещи, но ничего не происходит, ни у кого из представителей властной государственной машины даже мысли не возникает подать в отставку. Роль общественного мнения должна быть достаточно высока, недобросовестные чиновники должны его бояться. Тогда можно говорить о каком-то влиянии гражданских институтов на власть.
- Существование общественного телевидения и радио, широкая общественная трибуна, влияние общественного мнения - это показатели развитости гражданского общества. Вы согласны?
- Конечно, да.
- Вы можете выделить еще какие-то показатели, по которым можно определить степень развитости гражданского общества в целом и развитости сферы благотворительности?
- Я еще раз скажу - возможности общественного контроля, гражданского контроля. Различные механизмы здесь возможны - через общественные экспертизы законопроектов, принимаемых в Госдуме, и решений правительства. Сейчас это уже делается. Сейчас этим уже занимается Общественная палата. Надо осмыслить еще, насколько это будет эффективно. А так, вроде президент поддерживает, тогда есть надежда, что дело вроде пойдет. Но слишком мало времени прошло, даже года не прошло, чтобы я мог дать какую-то серьезную оценку. Но тенденция такая позитивная есть, я ее ощущаю.
Меня пугает пассивность наших граждан, политическая апатия. Вот они думают - а что ходить куда-то на выборы, что-то делать, зачем? Все вроде бы нормально в стране экономика развивается нормально, зачем мы там нужны? Вторая проблема для развития гражданского общества - закрытость и неповоротливость бюрократической государственной машины. Чиновники любого уровня не до конца понимают роль гражданского общества и не ощущают потребности вести диалог с представителями его институтов.
- Какие можно выделить индикаторы в сфере благотворительности, которые показывали бы, что в этой сфере все благополучно?
- Индикатор состояния благотворительности - это не только количество денег, потому что это не только деньги, можно помогать лекарствами, продуктами, своим временем и трудом в качестве волонтера. И что еще важно - сейчас крупный бизнес заявил о своей приверженности к социальной ответственности. Значит, он должен это бремя нести. Это справедливо. Но пока идут только декларации. Лишь небольшое количество крупных компаний занимается реальной благотворительностью в области образования, здравоохранения. Зачастую это просто пиар-акции. Среди институтов гражданского общества бизнес-сообщество - это наиболее важный и дееспособный институт. Попытка Ходорковского и его апологетов - политиков и политологов, отделить бизнес-сообщество от гражданского общества была принципиально неверной. Мы были свидетелями, когда проводятся всякие форумы, конференции под таким названием "Гражданское общество, власть и бизнес", т.е. три разных составляющих. Ходорковский себя к обществу не причислял, а работал напрямую на власть. К нему это осознание потом пришло уже через нары. Он думал, что можно напрямую через сенаторов взаимодействовать с властью и влиять на нее. Это неверно.
Показателем и индикатором состояния благотворительности является реальное и многогранное участие крупного бизнеса в различных благотворительных проектах наряду с широким вовлечением рядовых граждан в эту деятельность. Сейчас законодательство не позволяет даже реально помогать. Если человек реально какое-то телодвижение сделает, то должен столько бумаг заполнить, заплатить кучу различных налогов, причем в разные инстанции. Тот, кому он передаст, тоже должен заплатить. Чем больше категорий граждан будет участвовать в благотворительности, милосердии, что нашему народу всегда было свойственно, тем больше оснований будет говорить о том, что благотворительность выполняет свою функцию инструмента гражданского общества. Показатель здесь - реализация разных социальных программ, когда будет идти помощь наиболее уязвимым слоям населения - детям, инвалидам, ветеранам, многодетным семьям и прочее, т.е. есть, кто не может сам себе помочь. Есть меценаты - тоже важная составляющая благотворителей. Меценаты не помогают бездомным или больным, а помогают одаренным детям, культурным учреждениям, но это тоже весьма востребовано и очень важно.
- Почему граждане не участвуют в такой деятельности? Это ведь может не просто выражаться в деньгах, но и в помощи.
- Когда я говорил о широком вовлечении граждан, я как раз имел в виду не только деньги, а именно добровольческую деятельность. Это тоже показатель. Для этого надо с помощью СМИ поднимать престижность и важность этой работы, говорить об этом. Это очень сильные механизмы. Нужно по телевидению рассказывать о конкретных случаях, о конкретных девочках и мальчиках, попавших в беду. Им же реально помогают и собирают деньги не самые богатые люди, а простые и неравнодушные наши сограждане, например, когда телепередача или радиовещание идет в прямом эфире. Надо об этом чаще говорить и поощрять этих людей, поощрять благотворителей. Многие люди просто не знают об этом. Благотворительные организации так порой работают, что стараются узурпировать эту сферу, не афишируют свою деятельность, а они должны, наоборот, привлекать граждан, показывать им, что есть такой детский дом, приглашать к участию в шефской работе. Не говорить, что, мол, несите нам деньги, мы половину потратим на содержание своего аппарата, а какую-то часть отдадим в детский дом. Благотворительные организации должны заниматься созданием условий для граждан по оказанию адресной благотворительной помощи - конкретным людям, конкретным детским домам, медицинским реабилитационным центрам, хосписам, т.е. наиболее уязвимым и незащищенным гражданам нашей страны..
- Спасибо.

Интервьюер: Анохина Наталья Вячеславовна, КГ "PROtekt"
Дата интервью: 20.10.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован