12 октября 2009
2790

Эксперт МГИМО Игорь Томберг: Сырьевой акцент юбилейного визита

Начинается рабочий визит премьер-министра РФ Владимира Путина в Китай. В ходе его будет подписано более 20 соглашений на сумму $5,5 млрд. долл. Перечень проектов насчитывает 38 соглашений в сферах финансов, строительства, освоения месторождений, телекоммуникаций. Главный документ - совместное коммюнике, которое подписывают главы правительств и которое охватывает все сферы взаимодействия - торгово-экономическое сотрудничество, инвестиционное сотрудничество, энергетику, космос, таможенные отношения, гуманитарную сферу. Визит российского премьера приурочен к 60-й годовщине установления дипломатических отношений между СССР и КНР. Наша страна первой признала КНР. Естественно поэтому, что во время переговоров будут заключены соглашения, выходящие за рамки чисто экономической области. Москва и Пекин возьмут на себя обязательство уведомлять друг друга о пусках межконтинентальных ракет и ракет-носителей.

Состояние и перспективы российско-китайского сотрудничества Владимир Путин будет обсуждать во время переговоров с китайским премьером Вэнь Цзябао, а также в ходе встреч с председателем КНР Ху Цзиньтао и председателем постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (парламента) У Банго.

У двух стран фактически не имеется политических противоречий. Поэтому стороны намерены сосредоточиться на торгово-экономическом сотрудничестве, где проблем накопилось немало.

Товарооборот России и Китая вырос с $9,3 миллиарда в 2002 году до $56 миллиардов в 2008 году. В январе-июле 2009 года товарооборот упал до $19,5 миллиарда с $31,1 миллиарда за аналогичный период прошлого года, в первую очередь из-за снижения цен на сырьевые товары (нефть и нефтепродукты), которые в российских экспортных поставках в Китай занимают основную долю - 56,4 %. Вклад машин, оборудования и транспортных средств составляет 4,4 %.

Москва обеспокоена своим укрепляющимся статусом сырьевого придатка Китая и добивается изменения структуры торговли между двумя странами. "Мы, конечно, не можем быть удовлетворены структурой товарооборота. К сожалению, доля машинооборудования в нашем экспорте невелика. Наша идея заключается в том, чтобы увеличить экспорт в Китай продукции с высокой степенью переработки", - говорил накануне визита вице-премьер Александр Жуков. Одно из решений видится в расширении торговых расчетов в национальных валютах, которые в настоящее время составляют лишь около $800 млн. "Конечно, это небольшая часть в общем объеме всего товарооборота, но и китайские, и российские предприниматели заинтересованы в том, чтобы увеличивать объем товарооборота в национальных валютах. Это дешевле, чем все, что связано с расчетами через свободную конвертируемую валюту", - считает Жуков. Однако, если перевести на расчеты в национальных валютах энергосотрудничество (т.е. 56,4% товарооборота) - говорить о росте высокотехнологической составляющей российского экспорта вряд ли придется.

Тем не менее развитие депрессивных восточных регионов России намечено осуществлять в опоре на сырье и китайский сырьевой голод. В соответствии с Программой сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР, РФ предоставит сырьевую базу Дальнего Востока и Восточной Сибири китайцам. Соглашение о сотрудничестве до 2018 г. предполагает совместную разработку российских месторождений, но перерабатывающие и производящие предприятия будут строиться на китайской территории

Программа было одобрена президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао во время встречи в Нью-Йорке 23 сентября с.г. Документ включает 205 ключевых совместных проектов в приграничных регионах двух стран. Практически все проекты на территории России основаны на добыче дальневосточного и восточносибирского сырья. Россия готова отдать в совместную разработку месторождения каменного угля, железной руды, драгоценных металлов, апатитов и молибдена. Китайцы же будут создавать на северо-востоке КНР производство олова, свинца, мебели, огнезащитных дверей, различной техники, медных листов и кирпича.

При всем традиционном неприятии сырьевой придаточности России развивать дальневосточные территории без иностранного участия сегодня малореально. Организовывать там трудоемкие производства невозможно: здесь сейчас живет 3,5-4 млн. человек, включая женщин, детей и стариков, и найти 500 000-600 000 человек трудоспособного возраста, которые смогут регион прокормить, крайне сложно. Внедрять технологически продвинутые производства значительно дешевле на китайском Северо-Западе, в то время как на нашем Дальнем Востоке инфраструктура для этого отсутствует почти полностью. Кроме того, именно Китай в условиях кризиса доказал свою готовность и способность идти на серьезные вложения в сырьевые проекты по всему миру. И вкладываться в соседний российский Дальний Восток ему, что называется, "сам бог велел".

В публикуемом газетой "Ведомости" (12.10.09) списке проектов добыча углеводородов занимает достаточно скромное место. Очевидно, что эти стратегические направления российские компании предпочли бы развивать самостоятельно. Да и желающих инвестировать в нефть и газ вполне достаточно, причем речь идет о мощных в финансовом и технологическом отношении японских, корейских, американских компаниях.

Поэтому традиционно первостепенные в ходе всех российско-китайских контактов на высоком уровне проблемы энергетического сотрудничества будут весьма непростыми. Ожидается обсуждение вопросов взаимодействия в области ядерной энергетики, нефтяном секторе (пока идет строительство нефтепровода, обсуждается строительство нефтеперерабатывающего завода), электроэнергетике.

Объективно разворот энергетического экспорта в восточном направлении давно назрел. Сокращение потребления топлива в Европе в условиях кризисного падения спроса может стать предвестником более серьезной и неприятной для производителей энергии тенденции. Борьба за энергоэффективность и увеличение доли нетрадиционных истиочников энергии в энергобалансе в Европе и США начинает приносить плоды, что вкупе с усилиями ЕС по диверсификации источников поставок топлива ведет к обострению конкуренции на основном российском рынке. Не случайно в доработанном проекте "Энергостратегии России до 2030 года", который только что направлен на утверждение в правительство, структура экспорта нефти и газа должна быть изменена в пользу восточного направления. В соответствии с документом экспорт нефти и нефтепродуктов к 2030 году должен упасть на 6,4%, при этом доля поставок в Европу будет сокращаться, а в восточном направлении - существенно расти. Экспорт газа на Восток также увеличится и к 2030 году составит до 20% от общего объема.

Рынки нефти и газа сужаются и Москве требуется активно осваивать новые. Безусловно, китайский рынок становится приоритетным, однако существуют серьезные объективные сложности на этом направлении.

Протокол о поставках газа в Китай Газпром подписал еще в 2006 г., поставки должны были начаться в 2011 г. Предполагалось, что к этому времени в КНР будет построен газопровод мощностью 30 млрд. куб. м из Западной Сибири (проект "Алтай"). В перспективе планировался и восточный газопровод, частично повторяющий маршрут нефтепровода ВСТО. Общий объем поставок должен был составить 68 млрд. куб. м в год. Но обе стройки до сих пор не начаты. Уложиться в срок до 2011 г. уже не удастся, поставки газа буксуют из-за разногласий в цене: Газпром настаивает на европейской формуле, привязанной к нефти, а китайцы настаивают на привязке к цене угля, что неприемлемо для Газпрома.

По данным российских СМИ, оба экспортных маршрута остались и в новой версии соглашения, которую Газпром представит в ходе нынешнего визита. Объемы поставок сохраняются, но их начало из Западной Сибири сдвигается на 2014-2015 гг. Газ из Восточной Сибири пойдет с гигантского Чаяндинского месторождения в Якутии (запуск запланирован на 2016 г.). Цена газа будет определяться по формуле, привязанной к стоимости корзины нефтепродуктов в Японии, хотя в приготовленной к визиту В. Путина версии соглашении прописана только эта привязка, а не сама формула. В тоже время, учитывая высокую стоимость нефти и нефтепродуктов в Японии, подобная формула вряд ли устроит китайскую сторону. Тем более что пространства для маневра у китайцев предостаточно. Рост поставок в КНР австралийского сжиженного газа (СПГ) и предстоящее в декабре 2009 г. завершение строительства газопровода из Туркмении ослабляет переговорные позиции России. Как и объективно низкая потребность КНР в газе на сегодняшний момент. По данным BP Statistical Review of World Energy, в 2008 г. потребление газа в стране составило 80.7 млрд. куб. м, а собственная добыча - 76.1 млрд. куб. м. Правда, темпы роста потребления (15,8% в 2008 г.) опережают темпы прироста потребления (9,6%). Однако разница недостаточно существенна, чтобы именно в этом году заставить китайских переговорщиков смягчить условия закупок.

В то же время выбор в качестве базового для экспорта в КНР Чаяндинского месторождения предполагает строительство крайне дорогостоящего газопровода в сторону китайской границы, а также западной и восточной веток. Для гарантированной окупаемости этой газопроводной системы требуется не только высокая цена на газ, но и гарантии долгосрочного и бесперебойного сбыта. Однако в условиях, когда даже проверенные европейские партнеры Газпрома требуют отмены принципа "бери или плати" в долгосрочных контрактах и рвутся на более дешевый спотовый рынок газа, вряд ли стоит ожидать от китайских импортеров послушного следования в русле устоявшихся экспортных правил Газпрома.

Контракт на поставку китайская компания CNPC рассчитывает подписать с Газпромом в 2010 г., сообщило 11 октября агентство "Интерфакс" со ссылкой на источник, близкий к руководству китайской компании. Это, скорее, очередная декларация стремления к началу поставок, чем реальная готовность договариваться. Даже уйдя от угольной формулы ценообразования, Китай будет опираться на ценовой уровень рынка СПГ, который в 2009 г. был значительно ниже (иногда вдвое) газпромовских цен в Европе.

Существуют сложности и в сотрудничестве нефтяных компаний двух стран. "Роснефть" рассчитывала подписать соглашение о принципах строительства НПЗ мощностью 15 млн. т в китайском г. Тяньцзинь. Переговоры с CNPC по этому проекту, предусматривающему также создание сети АЗС, российская компания ведет с 2006 г. Разработка ТЭО завода завершена, говорил в сентябре президент госкомпании Сергей Богданчиков. Все согласования документа с российской стороны получены, однако госэкспертизы со стороны Китая до сих пор нет. Предполагалось, что СП "Роснефти" и CNPC будет финансировать строительство завода на 35%, а оставшееся предоставят китайские банки. Однако сейчас Китай предлагает увеличить расходы СП. Дискуссии идут по поводу мощности завода и источников сырья. Разнятся и оценки стоимости завода - от $3 млрд. до $7 млрд. Разработанное ТЭО предусматривает затраты на уровне $9 млрд.

Китай выражает неудовлетворенность масштабами и темпами продвижения совместного проекта по добыче сырья в России. Еще в 2006 г. "Роснефть" и CNPC учредили для этих целей СП "Восток энерджи", но до сих пор в работе лишь два участка в Иркутской области.

Данная ситуация четко демонстрирует различия в интересах сторон. Российские компании рвутся на громадный китайский рынок переработанной нефти и готовы строить НПЗ и автозаправочные сети. Китай, однако, не рвется слишком уж открывать свой рынок. К тому же, занимая второе место в мире по мощности нефтепереработки, не очень заинтересован в строительстве новых НПЗ. Тем более в условиях глобальной рецессии в нефтепереработке: по прогнозам, из-за кризиса будут закрыты от 100 до 200 НПЗ в разных странах.

В то же время загрузка сырьем своих заводов отвечает задачам китайской энергостратегии. Отсюда и интерес к зарубежным добычным проектам. И потому не стоит переоценивать значение таких сделок, как заключенный летом 20-летний контракт на поставку в страну 300 млн. т нефти в обмен на кредит в $25 млрд. Это соглашение лишний раз подтвердила реальность сегодняшнего дня: китайцы готовы к тесному сотрудничеству в сфере upstream, однако крайне неохотно идут на взаимодействие в области downstream.

Реализация масштабных планов в атомной энергетике тоже упирается в цену вопроса. "Китайцы проявляют интерес к строительству двух реакторов на быстрых нейтронах, обсуждаются и контракты на третий и четвертый блоки Тяньваньской АЭС, - сообщили интернет-изданию РБК daily в "Росатоме". - Но в Пекине ничего подписано не будет, идут переговоры о цене". Россия согласилась возобновить поставки электроэнергии Китаю. Однако и эта договоренность вызывает сомнения у российских специалистов, поскольку не исключено, что цены за электричество для китайских потребителей будут ниже, чем для российских.

Нынешний визит российского премьера в КНР, без сомнения, внесет вклад в дальнейшее сближение двух стран. Развитие сырьевой составляющей российско-китайского сотрудничества получит дальнейшее развитие. Проблема превращения России в китайский "сырьевой придаток" ставится в информационном пространстве все острее и требует, наверное, детального осмысления. При этом важны не общенациональные комплексы, а объективное осмысление собственных возможностей, преимуществ и недостатков. Очевидно, прав президент Д. Медведев, заявивший в интервью Первому каналу российского телевидения 11 октября с.г., что "мы еще очень долгое время, я уверен, десятилетия будем одним из основных поставщиков нефти и газа". И если можно сейчас решить задачу не только "удержания" восточных территорий страны, но и их подъема за счет допуска в том числе китайцев к российским природным богатствам, то в этом нет ничего предосудительного. В то же время подписывать априори убыточные для Газпрома и других российских компаний контракты ради мнимого успеха визита было бы ошибкой. Переговорные позиции двух стран, при всем их различии, базируются на двустороннем интересе в развитии сотрудничества, и не стоит спешить до нахождения взаимоприемлемых условий этого сотрудничества. Лучше его строить дольше, но надежнее.


Источник: Фонд стратегической культуры

12.10.2009
www.mgimo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован