Эксперты ЦВПИ МГИМО: Прогноз эволюции развития национальных интересов США

Также как и у других государств, интересы США можно условно разделить на несколько крупных групп, каждая из которых достаточно автономна, с одной стороны, и взаимосвязана с остальными группами, с другой.

 

Интегрированная оценка оперативной обстановки в мире до 2035 года предназначена для подготовки ВС США к защите страны, ее интересов и союзников до 2035 года[1]

Оперативный план подготовки обороны до 2035

 

Также как и у других государств, интересы США можно условно разделить на несколько крупных групп, каждая из которых достаточно автономна, с одной стороны, и взаимосвязана с остальными группами, с другой. Эти группы делятся следующим образом:

Биологические интересы — интересы США, как части западной ЛЧЦ и мировой цивилизации, выживание которой отдельно от остального человечества невозможно или крайне ущербно

Глобальные интересы — интересы США в мире, включая самые удаленные регионы и не самые приоритетные области

Национальные интересы — самый широкий круг интересов США, включающий как глобальные и региональные, так и локальные интересы

Государственные интересы — интересы американского государства и его институтов власти

Социально-классовые интересы — интересы отдельных классов, социальных слоев и групп

Групповые интересы — интересы отдельных групп, корпораций и коллективов

Личные интересы — интересы отдельных личностей, семей и близких

Очевидно, что «в чистом виде» отдельных интересов в политике не существует. В реальности происходит пересечение и даже столкновение интересов, например, национальных и групповых. Тем не менее, мы можем говорить о том, что некоторые интересы доминируют в определенный период времени и при определенных обстоятельствах над другими интересами. Поэтому, анализируя наиболее широкие политические национальные интересы, необходимо учитывать и влияние других интересов, которое может быть незначительным, но может быть и очень заметным. Так, например, интересы безопасности ядерных стран требуют испытания новых ядерных боезарядов, однако биологические интересы (прежде всего экологические) требуют их ограничения и запрещения.

Кроме того, эти интересы могут по временной продолжительности быть разделены на:

— современные, краткосрочные;

— среднесрочные (5–7 лет);

— долгосрочные (7 и более лет).

Это обстоятельство также необходимо иметь ввиду потому, что краткосрочные интересы («сиюминутные», тактические) могут оказываться сильнее стратегических, долгосрочных. Особенно в случае, когда возникает «политическая целесообразность», вызванная тактическими обстоятельствами — выборами, политической конъюнктурой, состоянием здоровья и другими субъективными причинами.

В практических целях, когда необходимо определенное упрощение анализа и стратегического прогноза тех или иных интересов, они могут быть объединены в более крупные группы, например, вокруг национальных интересов, а именно: «Глобальные», «Национальные», «Государственные» и «Групповые-элитные» интересы, которые, в свою очередь, делятся на наиболее крупные функциональные подгруппы, отличающиеся ярко выраженной спецификой интересов. Как минимум, можно говорить о следующих подгруппах:

подгруппа, объединяющая политические интересы субъектов и акторов МО;

подгруппа экономических интересов (финансовые, торговые, экономические и пр.);

подгруппа военных интересов (военно-политические, военно-технические и пр.);

подгруппа широкого спектра гуманитарных интересов (цивилизационных, культурных, духовных, научных, нравственных и пр.).

Таким образом, если составить матрицу основных интересов США, то они делятся на 16 основных групп интересов продолжительностью (длительностью) в три временных периода — краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный — т.е. таких групп интересов может быть вычленено в три раза больше.

Представляется, что подобная формализация позволит полнее вычленить особенности и наиболее характерные черты тех или иных интересов, хотя в ряде случаев и будет оказываться, что одновременно в той или иной степени присутствуют сразу несколько интересов, либо одни интересы противоречат другим. Именно поэтому механическая абсолютизация тех или иных интересов может привести к ошибочным выводам анализа.

В случае с необходимостью анализа и прогноза внешней и военной политики США можно остановиться на доминирующей группе интересов, получивших на практике название «национальные интересы США», которые отражают в действительности как объективные национальные и государственные интересы (потребности) США, так и субъективные интересы — групповые, социальные, личные — правящей элиты стран, а также другие интересы в разной временной перспективе. Как видно из этого определения, понятие «национальные интересы» США — очень размыто. Тем не менее оно лежит в основе американской внешней и военной политики, которые в разных документах его конкретизируют и детализируют[2].

Кроме того, в документе КНШ США, планирующем оборону до 2035 года, например, изначально обращают на себя внимание два обстоятельства, имеющих принципиальное значение. В анализе проблем безопасности приоритет уделяется, прежде всего, национальным интересам СЩА, оставляя для других групп приоритетов менее важное значение. В этой связи предлагается рассматривать собственно национальные интересы США, группируя вокруг них все остальные интересы и группы интересов. Этот подход упрощает анализ, сводя его только к анализу некоторых аспектов интересов национальной безопасности США, а именно:

Во-первых, обеспечение безопасности США, национальных интересов США и безопасности союзников рассматривается как единая, общая задача, т.е. не существует формального или иного раздела на:

— безопасность США;

— интересы США;

— безопасность союзников.

Во-вторых, основные внешние угрозы, по мнению КНШ США, исходят из двух тенденций:

— роста новых центров силы, претендующих на изменение существующей системы безопасности;

— и внутриполитических и социальных конфликтов внутри развивающихся государств.

Важно также отметить, что базовые интересы и система ценностей в представлении правящих кругов США не только рассматриваются в едином комплексе, но и защита этих базовых ценностей предполагается в качестве важнейшего, исключительного национального интереса США, вокруг которого так или иначе формируются остальные интересы. Вместе с тем. выделение в этом комплексе национальных интересов своего рода отдельных приоритетов — «безопасности США», «национальных интересов США» и «безопасности союзников» предполагает, что и в реальной политике страны национальные интересы подразделяются на:

интересы безопасности собственно США и их системы ценностей (образа жизни, государственного устройства и пр.), что наглядно проявилось в том значении, которое придается раздуванию скандала с «вмешательством России в выборы в США»;

национальные интересы США за рубежом, необходимость которых защищать с помощью силы и рассматривается, прежде всего, политиками и аналитиками, но приоритетность которых порой (как в случае с использованием ядерного оружия в интересах безопасности союзников США в Европе) вызывает серьезное сомнение;

безопасность союзников США по военно-политической коалиции, которая даже у союзников не идентифицируется абсолютно с безопасностью США.

Таким образом, выделяются наиболее приоритетные национальные интересы США, которые условно делятся на 3 группы, каждая из которых, в свою очередь, также соответствует своему «рангу приоритетности» — «жизненно важные национальные приоритеты» (1- го ранга), «национальные интересы за рубежом (2-го ранга), «интересы США и их союзников» (3-го ранга). Эту структуру интересов и деление их на приоритеты можно изобразить на рисунке следующим образом.

Рис. 1. Структура национальных интересов США после 2025 года

С учетом такого деления понятия «национальные интересы» предлагается их рассмотреть в той же последовательности.

Таблица 1. Группа I. «Интересы национальной безопасности собственно США и их системы ценностей» (интересы 1-го ранга)

 

Исключительно важное значение для стратегического прогноза развития США после 2025 года имеет анализ и прогноз возможной эволюции не только системы ценностей, но и системы национальных и государственных интересов (имеющих объективный характер) и субъективных представлений об этих интересах, которые выражены в конкретных политических целях. Это блоки факторов «А» и «В», которые можно коротко представить в виде следующей матрицы.

Таблица 2. Группа II. Интересы национальной безопасности США за рубежом (интересы 2-го ранга)

 

Наконец, третья область в системе национальных интересов США, связанная с безопасностью союзников США по военно-политической коалиции.

Таблица 3. Группа III. «Национальные интересы США с точки зрения обеспечения безопасности союзников по западной коалиции» (интересы 3-го ранга)

В этой связи предлагается рассмотреть следующие возможные особенности сценариев развития США после 2025 года: основанного на сохранении влияния старых парадигм.

>>Полностью ознакомиться с монографией “Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки”<<

[1] Joint Operating Environment (JOE) 2035 / The Joint Force in a Contested and Disordered World. — Wash.: 2016. 14 July

[2] См., например: The National Security Policy. — Wash.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован