26 января 2001
1570

`Электронное правительство` роль и место предпринимательства в интеграции экономического сообщества

Применение современных информационных технологий в малом бизнесе формирует сегодня новые направления деятельности предприятий в глобальной системе координат. Одним из этих направлений является Интернет-экономика.

Сейчас делаются попытки обобщения и систематизации тех направлений деятельности, которые бы обеспечили выработку основных подходов к интеграции России в современную информационную структуру. Значительное место в этой работе занимает сложившееся среди специалистов представление о том, что сфера информационных и коммуникационных технологий переживает стадию эволюционного развития и по-прежнему ориентирована на использование современных информационных технологий в экономике и бизнесе.

Необходимо отметить, что в 2001 году мировая индустрия информационных технологий была в основном ориентирована на развитие "электронной экономики" или "сетевой экономики", и даже потрясения высокотехнологичных компаний на фондовых рынках США и других стран не смогли сократить темпы роста в этом секторе производства! Наряду с этим происходит развитие телекоммуникационного сектора экономики, в частности Интернета и мобильных видов связи. В России количество пользователей за последний год увеличилось практически вдвое и достигло 7-8 млн., однако это намного ниже темпов роста в том же Китае, не говоря уже о США и странах Европы.

Это еще раз подтверждает, что главным фундаментом информационного общества, наряду с массовой информатизацией и развитием общероссийской информационно-коммуникационной инфраструктуры, является устойчиво развивающаяся и стабильная экономика. Если прежде под понятием "информационное общество" подразумевалось "общество, сфокусированное на использование информации", то в настоящее время оно трансформировалось в "общество, нацеленное на применение комплексных знаний". Соответственно и понятие "электронная экономика" теперь стало более объемным и отражает большее число аспектов функционирования экономики, нежели только ориентация на Интернет, его средства, технологии и приложения.

Для успешной реализации крупных современных проектов в этой сфере сегодня необходимы:

* развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России;

* законодательная поддержка создания электронной экономики в России;

* обеспечение недорогого, надежного и безопасного доступа в Интернет;

* привлечение инвестиций российских и зарубежных компаний в сферу современных информационных технологий, в модемные ресурсы и обучение;

* создание институтов арбитражной защиты в сфере информационных технологий;

* стимулирование массового использования современных информационных технологий в бизнесе;

* борьба с "киберпреступлениями";

* создание "электронного правительства";

* интеграция в международное информационное и экономическое пространство.

Одним из наиболее значительных разделов "Электронной экономики" является создание "электронного правительства" и развитие "электронного ведения бизнеса", в котором важное место занимает электронная коммерция.

В США годовой оборот в сфере электронной коммерции составляет десятки млрд. долл. США, в европейских странах эти цифры скромнее, но тоже весьма впечатляющие. У нас же в России из-за слабой нормативно-правовой базы и отсутствия значительных инвестиций в данный сектор бизнеса инфраструктура электронной коммерции пока развита слабо, а объем сделок не превышает 10 млн. долл. США. То же самое относится и к развитию "мобильной электронной коммерции" и очевидно, что интеграция мобильной связи и технологий электронной коммерции требует значительных объединенных ресурсов: инвестиционных, интеллектуальных и организационных.

Сегодня в России дан приоритет развитию современных информационных технологий и их использованию во всех сферах деятельности, а инвестиционный ресурс в этом секторе составляет 30-35 млрд. долл. США.

Сама же инновационная политика России в сфере развития Интернета и современных информационных технологий требует тесного сотрудничества с международным сообществом, частным сектором и государством. Это сотрудничество может развиваться в следующих направлениях:

* создание наиболее благоприятных условий для развития сетевой экономики;

* инвестирование средств в научные исследования, пилотные проекты, инновации и предпринимательство;

* подготовка специалистов, определяющих стратегический потенциал общества;

* правовая защита интеллектуальной собственности;

* преодоление телекоммуникационного и информационного расслоения общества;

* интеграция экономического и информационного пространства на основе современных информационных технологий и коммуникаций.

Сегодня необходимо признать, что использование современных информационных технологий в обществе оказывает сильное воздействие не только на экономическую мощь государства, но на его безопасность и оборону. Поэтому электронная экономика рассматривается как ключевая тенденция развития Российского государства. Эти направления нашли свое отражение в государственной программе "Электронная Россия на 2001-2010 гг.".

Особую роль в фундаментальных изменениях в России имеет место создание системы (В2G) - электронных закупок товаров и услуг для государственных нужд, что обеспечивает экономию бюджетных средств, прозрачность их использования, борьбу с коррупцией за счет организации конкурсов, интеграцию вертикальных и горизонтальных рынков товаров и услуг. Вот почему ТПП РФ вышла с инициативой создания в России электронной системы закупок товаров и услуг для государственных нужд, что к тому же позволяет обеспечить максимально простой доступ предпринимателей к участию в этом бизнес-процессе. Пилотный проект разработан специалистами ТПП РФ при поддержке Министерства связи и информатизации РФ, Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, с участием крупных предпринимательских структур. Основная задача проекта состоит в том, чтобы и в новой экономике правила конкуренции полностью соблюдались, а система была интегрирована в Интернет.

В то же время в России активно создается рынок электронной коммерции В2С, однако и тут есть серьезные проблемы в сфере конкурентной борьбы, права, с разницей в регламентах торговли, налогообложении и "киберпреступлениями".

Очень важным является то, что в России произошел перелом от чисто телекоммуникационной логики к логике электронной экономики ("интернет-экономики"), в которой главную роль начинают играть производители товаров и услуг, использующие телекоммуникационные возможности для ведения собственного бизнеса. Конечно, здесь есть много препятствий и прежде всего такие, как высокая стоимость инфраструктуры и эксплуатации, влияние промежуточных технологий, конкуренция на международном уровне, а также дефицит квалифицированных специалистов в сфере электронного ведения бизнеса.

По некоторым данным нехватка специалистов в Европе в области современных информационных технологий оценивалась в 2000 г. - 1,2 млн., а в прогнозах на 2003 г. - 1,7 млн. человек, а в области электронного ведения бизнеса соответственно в 700 тыс. и 2,2 млн. человек. В России достаточно высок интеллектуальный и образовательный уровень специалистов, и не секрет, что тысячи российских специалистов работают в самых передовых компаниях Европы и США. Однако электронное образование и обучение переходят в разряд приоритетных задач, в том числе и для России. Бизнесу и государству необходимо объединиться на всех уровнях, чтобы переориентировать систему образования на подготовку специалистов для работы в сетевой экономике.

Для дальнейшего развития сетевой экономики необходима серьезная работа по ликвидации, так называемого, цифрового неравенства общества, для чего необходимо предоставить как можно большему числу граждан онлайновые цифровые возможности, доступ к Интернету. Только при поддержке предпринимательских структур можно поднять уровень цифровой грамотности в России, обеспечить финансирование и развитие новых идей и технологий, укрепить доверие потребителей.

Среди большого количества факторов в развитии сетевой экономики именно либерализация телекоммуникационной сферы является наиболее важным политическим и организационным инструментом ускорения перехода к новому уровню взаимоотношений. Однако в России этот процесс развивается в двух направлениях. С одной стороны, принимаются меры по либерализации местной связи и созданию полностью открытого для конкуренции рынка, а, с другой стороны, формируется основа для реальной конвергенции современных информационных и телекоммуникационных направлений путем введения общих правил игры. Законодательные и исполнительные власти России должны найти сейчас оптимальные методы регулирования и поддержки в области телекоммуникационных услуг, электронного ведения бизнеса и защиты интеллектуальной собственности. Только тогда сетевая экономика будет эффективной, а российские и зарубежные компании-производители товаров и услуг смогут воспользоваться ее преимуществами.

2001-й год



Чесноков Александр Георгиевич,

Вице-президент ТПП РФ, профессор, д.э.н.

www.tpprf.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован