Из разрозненных данных социологических опросов создается портрет общества. О том, какие мы, как изменились в последние годы и изменились ли, президент исследовательского центра `Российское общественное мнение и исследование рынка` (РОМИР) Елена БАШКИРОВА рассказывает в интервью корреспонденту `Известий` Георгию ИЛЬИЧЕВУ.
Если брать за точку отсчета сентябрь прошлого года, о каких существенных социальных изменениях в нашей жизни и нашем сознании можно говорить?
- Говорить об изменениях в обществе можно только в контексте того, что реально происходит в стране. Что позитивного произошло за год? Произошла некоторая стабилизация. Я не буду анализировать ее причины - цены на нефть, рост некоторых экономических показателей... Но все это отразилось на самочувствии людей. Они поверили в то, что и в нашей стране можно жить нормально.
О политических пристрастиях я не говорю. Рейтинг Путина остается на очень высоком уровне, что удивительно, поскольку прошло уже достаточно времени с его избрания. Мы измеряли рейтинги всех трех президентов, и всегда вначале имел место подъем, а потом постепенный спад. Здесь этого не происходит. Уровень поддержки по-прежнему составляет 70 процентов с небольшим.
Сейчас много говорится о необходимости создания в России гражданского общества. Что показывают на сей счет опросы?
- Изменения в общественном сознании занимают годы, но, возможно, мы уже можем говорить о некоторых подходах к формированию гражданского общества. Наше общественное мнение становится все более реалистичным. Мы стали больше включены в общемировой процесс. Что мы наблюдали совсем недавно? Люди ничего не знали. Книг не читали, но свое мнение о них всегда имели. Мы спрашивали: `Хотели бы вы, чтобы Россия была включена в Евросоюз?` Нам отвечали: `Да`. А почему? Потому, что хотели ездить за границу. Сейчас люди более информированы.
Есть ли какие-то вопросы, которые совершенно потеряли свою актуальность?
- Пожалуй, часть вопросов о проблемах, уже снятых, - например, о задержке зарплат и пенсий. Несколько лет назад этот вопрос, вообще экономические проблемы были в центре общественного интереса.
А что больше всего волнует людей сейчас?
- Все общество продолжает заботить Чечня. Люди обеспокоены своим материальным благосостоянием, но главное - их волнует будущее, будущее детей, возможности для развития.
При этом, как мне кажется, произошло некоторое снижение страхов. Пять лет назад мы проводили большое исследование, измеряли уровень тревожности в обществе по разным аспектам и сравнивали результаты с американскими и европейскими данными. Тогда наши люди боялись буквально за все. Не хочу сказать, что это полностью ушло, но сейчас страхов стало гораздо меньше.
Известия, 21.09.2001
http://nvolgatrade.ru/