Эксклюзив
30 января 2009
7192

Эрнест Кочетов: `Газовая проблема: это только начало - мир `вломился` в геоэкономическую парадигму развития (глобальная безопасность и `новая` ответственность)`. Часть четвертая (заключительная).

От редакции: Мы продолжаем публиковать статью Э.Г. Кочетова "Газовая проблема: это только начало - мир "вломился" в геоэкономическую парадигму развития (глобальная безопасность и "новая" ответственность)". Первая часть статьи была опубликована 19.01.2009. Вторая - 22.01.2009. Третья - 26.01. 09. В статье опубликованной сегодня, рассматривается сюжет под названием: Освоение геоэкономического пространства - что необходимо сделать?


Заключение: Освоение геоэкономического пространства - что необходимо сделать?

Общая линия долгосрочной стратегии России выстраивается исходя из совокупности двух факторов. Президент России Д. А. Медведев на российско-узбекистанских переговорах отметил: "... в политике очень часто руководствуются одним фактором в ущерб другому, я имею в виду фактор интересов и фактор доверия. По моему глубокому убеждению, разумная внешняя политика и рациональная, правильная, справедливая внутренняя политика могут строиться только при наличии двух этих факторов одновременно". ("Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" 26.01.2009.).
Принципы, которые закладываются в основу стратегии освоения Россией геоэкономического пространства: 1) наряду с внешним идет внутреннее геоэкономическое обустройство. Эти два плеча должны находиться в равновесии; 2) в мире оформился общий интерес - участие в формировании и перераспределении мирового дохода. Прорыв к мировому доходу - ключевой для России момент.
Что для этого необходимо сделать?

I. Развернуть в году работу по подготовке проектов "Государственная геоэкономическая доктрина развития России" и "Геоэкономическая концепция внешней политики и стратегии Российской Федерации".

Уже первые успешные шаги российских корпораций по освоению геоэкономического пространства, а также сложившаяся российская школа геоэкономики и глобалистики в ясной и чёткой форме даёт нам контуры такой доктрины, её основные положения и концептуальные начала. Пакет документов может быть реально подготовлен в году в сжатые сроки и базироваться на ряде положений (установок) научно-концептуального и государственно-доктринального плана, а именно:

? Целостность нашего мира, его взаимосвязность и взаимозависимость как объективная тенденция ярко проявляются в геоэкономическом обустройстве мировой системы. Идеологические, геополитические, военно-силовые противостояния, милитаризация сознания и экономики, нерациональное поглощение всех видов ресурсов ведут мир к глобальной катастрофе. Необходимы новые, более эффективные формы коллективного творчества, поиск новых методов выработки решений.

Освоение геоэкономического пространства с учетом интересов всех игроков на мировой арене - вот реальный путь к балансу сил, к новому уровню стратегического равновесия в мире. Выстраивание национальной внешнеэкономической стратегии на этой основе позволит пойти по пути создания устойчивой платформы национальной, региональной и глобальной безопасности, стать фактором мирового геоэкономического развития.

? Стратегический курс России, взятый на модернизацию национальной экономики и промышленного потенциала, требует кардинального пересмотра сложившейся системы отношений с внешней сферой. Здесь необходима принципиальная подвижка от геополитических воззрений на мировую систему к геоэкономическим. На повестке дня - экономизация внешней политики и выход на приоритетные позиции экономической дипломатии.

? Центральная ставка - ускоренное и опережающее развитие несырьевых секторов национальной экономики на базе инновационных кластерно-сетевых систем (моделей). Развитие российского высокотехнологичного промышленного комплекса выступает в качестве центральной стратегической предпосылки не только выхода России на высокий уровень конкурентоспособности, но и на формирование устойчивого и безопасного развития страны в условиях глобальных вызовов: геоэкономического и технологического. И здесь национальная система внешнеэкономических связей (ВЭС) играет ключевую роль: с одной стороны, она является показателем промышленного потенциала страны, тенденций развития и возможностей российского наукоёмкого высокотехнологичного сектора (играет роль стратегического индикатора на мировой хозяйственной арене), а с другой - служит мощным проводником в национальную экономику самых передовых инновационных мировых достижений и зарубежного опыта.

? Инновационная составляющая национальной системы ВЭС преломляется через призму фундаментальных (основополагающих) геоэкономических блоков:

- глобальных сдвигов в мировой системе, приведших к формированию новейшей мировой экономической популяции - геоэкономики и геоэкономического подхода (геогенезиса) как объёмно-пространственного и сетевого отображения современной мировой системы и оперирования на мировой арене;

- нового знания: геоэкономика зародилась как инновация в осмыслении глобальной трансформации мировой экономики. В силу этого инновационная составляющая пронизывает геоэкономику во всех её сферах (отображениях): производственно-технической, технологической, институциональной, (функциональной и организационной), инфраструктурной, образовательной, правовой и т. д. Здесь центральная геоэкономическая тенденция - создание инновационной среды через интернационализацию знаний.

- институционализацию современной мирохозяйственной системы. Через национальную систему ВЭС открываются широчайшие перспективы по привнесению в экономику страны новейших организационно-функциональных структур инновационного типа: здесь в поле зрения - образцы кластерно-сетевого моделирования, формирования различных локальных инновационных структур, проявляется роль и место транснациональных систем (ТНК, консорциумов, промышленных союзов и т.п.) в стратегии национального развития.

- сетевого сотрудничества зарождающихся в России новейших техногенных структур инновационной деятельности (инкубаторов, технопарков, научных парков, техногенных и интеллектуальных долин, особых экономических зон постиндустриального типа и др.) с подобными мировыми структурами, что обеспечит России в сжатые сроки возможность значительно ускорить процесс коренной модернизации отечественной производственной и экономической инфраструктуры. Российский высокотехнологичный промышленный сектор должен быть нацелен на широкоформатный выход на мировую арену, на интенсивное создание инновационного задела как условия активного освоения геоэкономического пространства, формирования в мире российских инновационных ареалов и геоэкономических векторов.

II. При формировании геоэкономической доктрины и концепции держать в поле зрения нацеленность на стратегические практики. Это, прежде всего, формирование опережающих российских глобальных геоэкономических инициатив - "Проект-программ".

Актуальность разработки программ диктуется доктринально - государственными установками, вытекающими из стратегического замысла развития России на длительную перспективу: 1) переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития; 2) эффективное освоение геоэкономического пространства.

Проект-программы направлены на реализацию стратегической задачи по эффективному оперированию в геоэкономическом пространстве как ответ России на технологический и геоэкономический вызовы.

Среди Проект-программ - первостепенные:

1. Проект-программа: "Формирование высокоиндустриального северного широтного геоэкономического пояса (СШГП) как единого интеллектуального пространства" [1].
В целом, с точки зрения глобалистики, требуется новый взгляд на Россию (на её роль и место в раскладе мировых сил в XXI веке), исходя из циркумполярных позиций. В рамках этого направления речь идёт о разработке и принятии на государственном уровне инновационного "Проекта-программы "НОВЫЙ" СЕВЕР: российская глобальная геоэкономическая инициатива"" с участием заинтересованных стран северного и арктического пояса.

Актуальность реализации этого проекта-программы объясняется всё возрастающей ролью Севера и Арктики в условиях глобальных экономических подвижек и планетарных климатических изменений, смещения на север (Арктика и Северный Ледовитый океан) источников сырьевых, энергетических, биологических и др. ресурсов, а также появления новейших транспортно-коммуникационных сетей в этом регионе.

Проект-программа должена включать в себя: философию новации, научно-концептуаль?ную часть, государственно-доктринальный план, систему категорий и понятий, идеологию исследования политических рисков, образовательный и просветительный блок, а также источник финансирования (создание специальных фондов поддержки научных исследований и образовательных программ и т. д.).

В качестве составных инфраструктурных блоков (звеньев) СШПГ особую значимость должны иметь формирующиеся в России трансграничные региональные системы инновационного типа: российский "Северо-запад", "Уральский индустриальный регион", "Дальневосточный сетевой кластер", инновационные системы "Новосибирск", "Томск" и др. Проект должен связать их в единое целое. Для этого уже сейчас необходима подготовка новой когорты специалистов с новым менталитетом. В этой связи требуется всемерная поддержка инициативы ЮНЕСКО и Республики Соха (Якутия) по формированию интеллектуального пространства Севера и новой роли университетов в подготовке специалистов для работы в северном широтном поясе. Для этого необходимо провести широкий круг научных исследований в области "североведения" и выпуска на этой основе научных монографий, учебников, энциклопедических словарей, учебных программ и т. д.

Идея создания СШГП требует дальнейшей фундаментальной научной проработки и ее следует вести в содружестве с Советом Федерации РФ, Бюро ЮНЕСКО в Москве, МИД РФ, РАГС при Президенте РФ, Республикой Соха (Якутия). Заделы по данной тематике (общий контур) уже имеются.

2. Проект-программа - ЭНЕРГОНЕТ. Российская глобальная инициатива - создание ЭНЕРГОНЕТа (как аналога ИНТЕРНЕТа), - объединение в единое целое мировую сетевую энергетику (нефте-, газопроводы и маршруты, электросети, источники добычи и переработки, генерирующие предприятия, посредники и потребители энергии и т. д.) [2].

Идея создания ЭНЕРГОНЕТа требует углубленной фундаментальной научной проработки и ее следует вести в содружестве с Государственной Думой (Комитет по энергетике), Российским газовым обществом; Союзом нефтегазопромышленников России; Международной топливно-энергетической ассоциацией, Центром энергетических исследований ИМЭМО РАН, Энергетическими корпорациями "ГАЗПРОМ", "ЛУКОЙЛ" и др. Заделы по данной тематике (концептуальная основа-эскиз) уже имеются.

3. Проект-программа. "Формирование российских геоэкономических промышленных мегарегионов кластерно-сетевого типа и стратегии их оперирования на мировой арене"

Проект-программа базируется на инновационной модели внешнеэкономической деятельности предприятий промышленного мегарегиона с целью повышения эффективности освоения геоэкономического пространства

По своей структуре Проект-программа включает несколько смысловых блоков:

1. Новые горизонты: геоэкономическая доктрина развития региона и стратегический арсенал ее реализации;

2. Региональная трансграничность как модель геоинтеграции промышленных систем;

3. Обоснование роли и места индустриальных регионов кластерно-сетевого типа в развитии экспортного потенциала обрабатывающих отраслей промышленности российской экономики;

4. Воспроизводственный (геоэкономический) подход к внешнеэкономической стратегии промышленных предприятий по эффективному освоению геоэкономического пространства; формирование российских "головных" интернационализированных воспроизводственных ядер (циклов).

5. Разработка механизма функционирования экспортоориентированных промышленных предприятий на мировой арене (технология наращивания воспроизводственных циклов за счет активной, наступательной хозяйственной экспансии и встраивания своих производственных ячеек в те или иные мировые воспроизводственные циклы; задействование новейших товарных форм; формирование электронных кооперационных бирж; создание компьютерной панорамы делового мира - геоэкономического атласа и его мониторинг; разработка реестра ударных ФПГ стратегического статуса и др. геоэкономического инструментария).
6. Подготовка научно выверенных рекомендаций по внедрению во внешнеэкономическую практику предприятий кластерно-сетевых воспроизводственных моделей и на этой основе разработка внешнеэкономического алгоритма освоения геоэкономического пространства с целью экспортной экспансии высокотехнологичных секторов национальной экономики.
Моделью для отработки Проект-программы может явиться мегарегион "Большой Урал", где созданы все условия для его трансграничного измерения. При этом центральным модулем при отработке Проект-программы может выступить создание высокотехнологичного кластера "Титановая долина"
III. Разработать и принять Закон-доктрину об общих принципах поведения в глобальных геоэкономических условиях [3], а также другие нормативные акты (в т. ч. дополняющие международные правовые нормы, например, учреждение геоэкономического трибунала [4] как противоядия от геоэкономических войн) и регулирующие взаимоотношения участников оперирования на геоэкономическом атласе мира.

Актуальность такой постановки проблемы:
В условиях глобализации всё более остро встаёт вопрос о защите национальных интересов эконо?мическими и правовыми средствами. Сегодняшная международная правовая система не способна в полной мере выполнять эту функцию. Среди причин такой остро негативной для на?шей страны ситуации следует отметить то обсто?ятельство, что глобалистика как научное направ?ление бурно развивается, формируются и структурируются её направления, однако право?вая регламентаци новых явлений и процессов, явно отстает от требований времени, особенно это касается института ответственности. Российской школой геоэкономики и глобалистики вносятся предложения о серьёзнейших корректировках в трёх ярусах системы права и правового регулирования с особым характером отношений между ними: национальное право, международное право и глобализированное гео?экономическое право [5]. Однако в отечественной системе высшего образования соответствующей учебной дисциплины нет, нет даже осознанной потребности в ней. Между тем противодействие всё нарастающим атакам правовыми средствами должны будут оказывать сего?дняшние студенты-юристы, причём в своей по-вседневной профессиональной деятельности и на всём обширном пространстве мировой правоприменительной практики. Учить их этому нужно уже сейчас [6].

Таким образом, из вышесказанного просматривается особо актуальнаяная проблемная тематика:

? Закон-доктрина об общих принципах поведения в глобальных геоэкономических условиях;
? Геоэкономический трибунал - новый институт ответственности в условиях геоэкономических войн;
? Глобализированное гео?экономическое право - новый институт мировых правовых отношений и правоприменительной практики.

Разработку этих тем следует вести в тесной координации с ведущими правовыми структурами (их научными подразделениями): Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации; Конституционный суд РФ; Ассоциация международного права; Секция экономики Отделения общественных наук РАН; Институт государства и права РАН; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и др.

IV. Назрела острая необходимость создания государственного органа - Геоэкономического комитета (ГЭК), с приданием ему соответствующих научно-аналитических подразделений, в т.ч. учреждением Геоэкономического центра стратегического планирования (ГЦСП). В качестве прообразов Геоэкономического комитета следует обратить внимание на позитивный опыт функционирования таких структур как Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, Государственный комитет по внешним экономическим связям СССР (ГКЭС), естественно, "выветрив" в них порочные, патоличевско-микояновские методы работы (а опасность возврата в систему ВЭС приверженцев этих методов налицо!), "переформатировав" их опыт с учетом принципиально новых, рыночных условий и качественно новой ситуции - глобальной трансформации мира. При этом следует поставить мощный заслон попыткам возродить в каком-либо виде Министерство внешней торговли, - а там недалеко и до государственной монополии внешней торговли, Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВа) и т.д., что окончательно измотает экономику России, вновь на долгие годы загонит ее в структурный кризис, застой ( "золотое" время для "внешнеторговцев", сделавших все для автаркии, удушения свободного предпринимательства).

Основная задача Геоэкономического комитета - координация оперирующих на мировой и отечественной хозяйственной арене отечественных и зарубежных структур, формирование Геоэкономического атласа мира и его мониторинг в постоянном режиме, прогнозирование геоэкономических ситуаций с целью своевременного выхода российских хозяйствующих организаций к ареалам мирового и регионального роста, выработка в координации с МИД и другими структурами геоэкономических векторов на мировой арене, формирование программ и проектов стратегического плана, в том числе инфраструктурных. Сейчас это направление принимает особую важность. Геоэкономическое (программно-сетевое, производственно-инвестиционное) сотрудничество в целях успешного и эффективного решения задач по модернизации российской инфраструктуры требует всемерного развития "структуроформирующих" ("инфраструктурных") сделок на базе таких товарных форм как "товар-объект", "товар-программа", способных в сжатые сроки и комплексно (это их основное качество и преимущество!) решать проблему инфраструктурного обустройства на базе строительства объектов "под ключ". Эти сделки несут в себе "материализованные" инновационные прорывы.

Одновременно с проработкой создания Геоэкономического комитета следует проработать вопрос расширения функций Министерства иностранных дел, связанных с процессом экономизации политики - выходом экономической дипломатии на приоритетные позиции [7]; необходимости повышения ответственности за судьбу иностранных инвестиций и кредитов, за конечные результаты (эффективность) инвестиционно-инновационного сотрудничества. В этом отношении следует кардинально пересмотреть роль и функции загранаппарата и, прежде всего, Торговых представительств (придать им новые, геоэкономические функции), открыть Геоэкономические представительства в ведущих центрах мирового бизнеса (крупнейших ТНК, банках и т. д.).

Первый шаг в направлении учреждения Геоэкономического комитета - выработка программного документа: "Институциализация геоэкономической парадигмы развития России: Геоэкономический комитет и Геоэкономический центр стратегического планирования (задачи, функции, структура)".



V. Приступить к формированию реестра российских ударных финансово-промышленных структур (групп) стратегического статуса как носителей националаных геоэкономических интересов России с обеспечением их защиты со стороны государства [8].

В подобный реестр должны войти, во-первых, валютоформирующие бюджет структуры, имеющие опыт оперирования на геоэкономическом атласе мира и способные на равных вступать в конкурентную борьбу за формирование и перераспределение мирового дохода; во-вторых, хозяйствующие оргструктуры, призванные стать эпицентром инновационного развития страны; в-третьих, структуры кредитно-банковской и финансовой сферы, оказывающие реальное влияние на динамику и направленность мировых финансовых потоков.

Представляется необходимым провести совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей инвентаризацию корпоративных структур с целью формирования вышеуказанного реестра.

Целесообразно в научно-концептуальном плане подготовить контур задач и функций ударных российских финансово-промышленных структур стратегического статуса в рамках программы: "Геоэкономические интересы России: корпоративные структуры стратегического статуса - реестр, задачи,функции"

VI. Выйти на новый, геоэкономический уровень разработок проблем национальной безопасности, используя научный задел в этой сфере [9]. При этом особый упор сделать на проявлениях новых вызовов и угроз, опасности перерастания здоровой конкуренции в геоэкономические войны [10].
В условиях кардинального сдвига в мире от военно-политического симбиоза к военно-экономическому обратить особое внимание на необходимость формирования Сил быстрого геоэкономического реагирования (СБГР), способных обеспечить защиту российских геоэкономических интересов. СБГР, являясь мобильными воинскими подразделениями, должны быть оснащены самыми передовыми средствами мониторинга и защиты узловых геоэкономических объектов (сетей, транспортных коммуникаций, предприятий и т. д.).

VII. Приступить к созданию электронной (компьютерной) версии геоэкономического атласа мира, а также его российской (национальной) части как поля для оперирования в мирохозяйственной системе и принятия стратегических решений. В этой связи просматривается программа "Геоэкономический атлас мира и его национальная часть как поле стратегического оперирования по выходу на формирование и перераспределение мирового дохода". Первоначальный этап - подготовка Технического задания на разработку Геоэкономического атласа в его электронной (компьютерной версии).

VIII. Приступить к научно-концептуальной проработке новейших высоких геоэкономических и геофинансовых технологий оперирования в геоэкономическом пространстве в целях оснащения ими ударных российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса.

IX. Кадры. В России назрела острая необходимость в подготовке в высших учебных заведениях специалистов в области глобалистики и геоэкономической стратегии, способных в своей практической деятельности к объемно-сетевому инновационному мышлению при анализе и прогнозировании глобальных геоэкономических ситуации, обладающих навыками глобального стратегического "многослойного" оперирования в сферах геоэкономики, геофинансов, кластерно-сетевого планирования, оперирования на геоэкономическом атласе мира и его национальных частях. Данный класс специалистов должен составить костяк формирующихся российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса, новейших структур в кредитно-финансовой и банковской сфере России, посольств и торговых представительств России, в представительствах в ТНК, интеграционных группировках и наднациональных структурах и др.
Исходя из вышеизложенного ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
Учредить при Президенте (Правительстве) Российской Федерации Геоэкономическую академию. Учебно-методическая база для этого в России создана (учебники, учебные пособия, методические разработки, учебные программы и т.д.). В Академии учредить сеть научно-исследовательских центров (институтов, лабораторий). Речь идет о новейшем типе образовательных учреждений России - "исследовательских ВУЗах (университетах)". (""Центры превосходства" на базе интеграции науки и образования, связей с промышленностью" [11] - так образно и точно охарактеризовал их ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Я.И. Кузьминов - инициатор создания исследовательских университетов в России и разработчик модели, которая успешно реализуется в ГУ-ВШЭ).
Для этой же цели открыть в ведущих образовательных центрах страны факультеты, кафедры и институты переподготовки кадров в сфере глобалистики, геоэкономике, геофинансов, геоинформатики, геологистики, гуманитарной космологии, когнитивной географии. Это, прежде всего, должно коснуться МГУ им. Ломоносова, Государственного университета - Высшей школы экономики, Российской академии госслужбы при Президенте РФ, Финансовой академии при Правительстве РФ, Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, и др. центральных и региональных ведущих образовательных центров. Приступить к разработке и внедрению в образовательную практику государственных образовательных стандартов в новейших образовательных дисциплинах.
В укрупненном плане речь идет о первой фазе внедрения образовательных новаций:

1. Открытии новых факультетов "Глобалистика и геонауки".
2. Формировании новых кафедр "Глобалистика и геоэкономическая стратегия".
3. Разработатке государственных образовательных стандартов:
1) "Геоэкономика", 2) "Глобалистика".
4. Учредении при факультетах "Глобалистика и геонауки" проблемных лабораторий по теоретическим и методологическим основам глобалистики и геоэкономики.
5. Формировании Фонда поддержки исследований глобалистики и геоэкономики, издании журнала "Геоэкономика и глобалистика", а также научных монографий, учебников, словарей, учебных пособий и т.д.
6. Разработке схемы ежегодных стажировок профессорско-препродавательскго состава, студентов и слушателей в ведущих мировых исследовательских центрах геоэкономики и глобалистики, посольствах, торговых представительствах за рубежом, в ведущих российских и зарубежных транснациональных корпорациях, международных организациях.
7. Учреждении института повышения квалификации по геоэкономике и глобалистике.
8. Учреждении Учебно-методического объединения (УМО) по специальности "Геоэкономика и глобалистика".

База для таких шагов создана: изданы научные монографии, учебники, учебные пособия, учебные программы, энциклопедические словари.

X. Шире использовать опыт научного и общественного обсуждения проблем геоэкономики и глобалистики, геоэкономической парадигмы мирового и национального развития в СМИ, на мировых форумах, международных конференциях, симпозиумах, семинарах, круглых столах. Выступления на подобных мероприятиях российских ученых и специалистов в области геоэкономики в США, Китае, Великобритании, Германии, Бельгии, Италии, Греции, Швейцарии, Финляндии, Чехии и др. свидетельствуют о широком признании мировым сообществом российской школы геоэкономики и глобалистики.
В российской школе геоэкономики представлен широкий спектр направлений. На это сделап особый акцент М. Ю. Байдаков, - Председатель Правления "Миллениум Банк" (ЗАО), Вице-президент Международного Конгресса промышленников и предпринимателей, Генеральный директор Постоянно действующего Форума "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие": " Кратко обозначая это направление, можно сказать, что оно концентрирует свои исследования на путях поиска такой модели цивилизационного развития, которая позволила бы получать выгоды всем участникам мирового процесса ..." [12].

***
Осознание в России геоэкономического подхода к внешнеэкономическому оперированию на мирохозяйственной арене и реализация вышеуказанных неотложных первоочередных мер - залог своевременного и активного включения России в процесс освоения мирового экономического пространства, выхода на постиндустриальную модель развития.

Резюме

1. Необходимо поддерживать динамику развития страны в единстве трех наиважнейших сфер: 1) геоэкономической стратегии; 2)геоэкономической дипломатии); 3) образования; 3) науки [13] .

2. Стратегия развития должна быть предопределена максимальной открытостью внешнему миру: в целях национального развития необходимо эффективнее использовать гигантские внешние ресурсы (финансовые, сырьевые, производственные, трудовые, интеллектуальные) и возможность мирного внешнеэкономического взаимодействия с передовым инновационным комплексом.

Консолидация мировых ресурсов в целях национального развития - центральная стратегическая линия при освоения геоэкономического пространства и база для прорыва к мировому доходу.

3. Геоэкономический подход к анализу современного мира позволяет единым взглядом охватить серьёзнейшие мировые подвижки (провести комплексный анализ) центральных (базовых) аспектов развития, а именно, перераспределение индустриального потенциала мира, направленность повышения конкурентоспособности субъектов мирохозяйственного общения, новые организационно-функциональные модели производства (сетевые системы, кластеры и др.) в рамках концептуально новых разработок (постфордистские модели).

Своевременное осознание этих новых тенденций и учёт их практической внешнеэкономической деятельности России во многом будет способствовать структурным преобразованиям в целях наращивания экспортного потенциала в ключевых наукоёмких отраслях российской экономики, производства товаров высокого мирового уровня, решения стратегической задачи по модернизации экономики на базе инновационных прорывов.

* * *
Всё это реально, всё это выполнимо..., но только при одном условии: если будет удержана мирная "стратегическая пауза", восторжествует геоэкономическая модель развития и если "геополитики-международники" старого "холодного "закала не "раскачают лодку" и не свалятся в бездну конфронтации и изматывающего экономику милитаризма. Цена их "усилий" - не только провал "стратегического инновационного манёвра" по выходу России на самые передовые постиндустриальные позиции, а большее - развал России. Сейчас наиболее серьезнейшая угроза национальному развитию - заполитизированность экономики.

Идеологические догмы, доставшиеся нам по наследству, до сих пор дают о себе знать. Необходимо максимально снизить ту политологическую составляющую в сфере бизнеса, образования, науки, которая все еще черпает свои силы из обветшавших геополитических (международных) воззрений 30 - 40-ых годах прошлого столетия (идеолог нацизма Карл Хаусхофер, кумир как зарубежных, так и наших "родных, доморощенных" геополитиков, как родовая травмва "международников от геополитики" не дает им покоя), а также из периода застоя 70 - 80-ых.

В XXI веке уже абсурдно выстраивать внешнеэкономические связи и внешнеэкономическую политику, исходя из "ячеистых", "международных" воззрений, глядя только на политическую карту мира с ее членением на замкнутые национальные политические "ячейки", с ее игроками - отдельными странами. Над политической картой мира реют другие карты (горизонты), с другими игроками, с другими границами между ними - гибкими, геоэкономическими. Именно в этих горизонтах развернут свою деятельность российские сетевые системы (энергетические, транспортные, коммуникационные и др.).

Разветвлейнейшая мировая сетка границ как дань Вестфальской системы, "зацементированная" международниками, вступает в опасное противоречие с кластерно-сетевыми воспроизводственными системами. Они постоянно наталкиваются на "невроз" ("психоз") суверенизации, на бесчисленные политические, идеологические, военно-стратегические и др. завалы, заслоны, "заслонки" и пр. Современный мир в отчаянной борьбе буквально "выламываеся" в другие горизонты - геоэкономические (трансграничные), где мировые воспроизводственные интернационализированные циклы (ядра) свободно блуждают в геоэкономическом пространстве, формируя ареалы и точки мирового роста, эффективно извлекая мировой доход и перераспределяя его в мировом сообществе, тем самым пополняя национальные бюджеты.

* * *
Узость мышления новых "внешнеэкономистов" старой микояновско-патоличевской школы, отринувших хозяйственную составляющую ВЭС может дорого обойтись России: однажды они вогнали страну в жестокий структурный кризис, культивируя "приемущества общего международного разделнения труда". Их непонимание закономерностей глобализации, ее механизмов и методов, нападки на новейшие научные дисциплины - геоэкономику, глобалистику и др., выстраивание барьеров на их пути в образовательную сферу ведут к формированию безжизненной, оторванной от реалий "стратегии", и не только консервируют отсталость России, но и создают препятствия в реализации национальных интересов в условиях глобализации. Внешнеэкономическая стратегия и политика не должны сводиться к конънюнктуроведческим "экспортно-импортным" операциям с неконкурентноспособной продукцией, снятой с "коротких", зажатых в национальных рамках воспроизводственных циклов (цепей), а должна прежде всего озаботиться всемерным наращиванием интернациональных воспроизводственных циклов за счет активной, наступательной хозяйственной экспансии. Это - путь к постоянному обновлению экономической и производственной инфраструктуры, возможность получения первоклассной продукции (и не только для экспорта!). Глобализация открывает такие возможности: выход на глобальные лидирующие позиции лежит через эффективное освоение геоэкономического пространства.

Мы вновь и вновь будем возвращаться к фундаментальному мировому сдвигу, обозначенному Организацией Объединенных Наций на пороге третьего тысячелетия: "Наши послевоенные институты создавались под международный мир, а мы сейчас живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг - основная институциональная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами" (доклад Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на "Саммите тысячелетия", 6-8 сентября 2000 г., Нью-Йорк) [14]. Нужны новые глобальные инициативы, "Большие проекты", масштабные повороты [15].

Лидерам России Президенту Д.А. Медведеву и Председателю Правительства В.В Путину есть что сказать и предложить миру.

Саммит лидеров "Большой восьмерки" (G8), Саммит лидеров 20 государств (G-20), Всемирный экономический форум в швейцарском Давосе, Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций" (о. Родос, Греция) - вот те мировые площадки, где в глобальной повестке обнажаются самые ключевые проблемы мироустройства.
Сегодняшняя стратегическая повестка дня - геоэкономическая. Разворачивается масштабная борьба за ресурсы. Мир отмобилизовал кластерно-сетевые системы и бросил их на освоение мирового геоэкономического пространства. Россия в этом отношении отстает - она делает только первые шаги. К кластерно-сетевым системам по своей генетической природе относятся энергетика (газо-, нефтепроводы), химия (продуктопроводы), транспорт (ж/д-, авто-), телекоммуникационные и радиорелейнные системы и др. У всех у них одна проблема: на их пути геополитиками-международниками воздвигнута невидимая стена -непроницаемость (или по крайней мере "глухая" проницаемость) границ как наследие геополитического "невроза" суверенизации. Серьезная проба сил - энергетика. "Газпром" вступил первым в схватку с непроницаемостью.

Кризис как вызов интеллекту!
(Российский интеллектуальный подъем на переломе
тысячелетий: мир объединит гуманитарная космология)

Проблема непроницаемости границ - не есть локальная проблема, она мировая! Это вызов! Как развязать этот проблемный мировой кризисный узел? Кризис как вызов интеллекту! Россия знает ответ - это ее глобальные инициативы. Контур некоторых из них - в этой статье. Но есть и более фундаментальные повороты.

Российский интеллектуальный подъем на переломе
тысячелетий: мир объединит гуманитарная космология

Уж таково просвещенное мнение о России, - она постоянно интеллектуально обременена. Уже стал общим местом разговор об этой способности российских народов, их тяготении к духовным началам, о выходе на поверхность сознания самых первозданных начал бытия, освещенных идеалами гармонии, справедливости, ответственного служению миру и всему человечеству. Это действительно так.

Но здесь самое удивительное и другое: ощущение и схватывание реальности, рациональности мира никогда не покидало нашего сознания и потребовался только определенный ориентир, особый момент истории как повод для доказательства этого. И такой повод подвернулся: мир пересек тысячелетний рубеж и окунулся в глобальный кризис.

Это создает внутреннюю интеллектуальную напряженность для осознания пути пройденного, для всемирной оценки и самооценки как преддверие выхода на новые горизонты развития тысячелетнего ранга. Это сопряжено с постановкой вопросов этого же масштаба, вопросов, которые даже не возникают при столетних переходах человечества.

Россия проявила себя во всем своем потенциальном блеске: мы входим в полосу российского интеллектуального подъема. Ему имя - гуманитарная космология. Можно уже четко обозначить начало и этапы этого подъема. Мне представляется, что начало первого этапа осознания нашего мира следует отнести к 70-80-м годам прошлого столетия. Уже в эти годы непредубежденные российские созерцатели мировой ситуации почувствовали приближение новейшей эпохи - первые сполохи глобальных трансформаций в ее реальном, рациональном измерении. Тон этому задала экономика.

В начале 80-х годов прошлого столетия была выдвинута фундаментальная интеллектуальная новация, теоретически и методологически осветившая тренды в развитии мировой системы, а именно - начало радикальной трансформации общественного разделения труда, в основе которой зарождение и развитие нового пульсирующего стыка (границы) разделения труда, с новыми субъектами мирохозяйственного общения - производственно-коммерческими агломерациями (ПКА), новыми товарными формами и эффектами. Был открыт путь в новейшую отрасль гуманитарного знания - геоэкономику, формирование российской геоэкономической школы.

Сейчас этот период ГУМАНИТАРНОЙ КОСМОЛОГИИ мы с полным правом можем назвать ЭТАПОМ ЗАРОЖДЕНИЯ И ОСОЗНАНИЯ ОБЩЕГО ИНТЕРЕСА.

Я делаю акцент на этом направлении научного поиска, отправляясь в путешествие в гуманитарную космологию, в один из ее фундаментальных разделов - геоэкономику как новый горизонт для межцивилизационного глобального договора (диалога). Здесь мы уже обладаем научным заделом: российская высокая интеллектуальная мысль впервые в мировой и отечественной научной практике осознала тренды мирового развития и выступила с рядом глобальных инициатив в рамках вектора мирового развития. Его суть - вступление мира в эпоху смены геополитических воззрений на геоэкономические. Открылось новое поле договоренностей по реализации общего интереса. Геоэкономический подход (геогенезис) получил глубокое теоретическое и методологическое обоснование. Сформирован каркас миропонимания на базе новейших понятий, категорий, смыслов. Здесь свои особенности и исторические вехи.

И действительно, обозревая картину послевоенного мира, научная гуманитарная мысль не могла не обратить внимание на процесс интенсивного выхода за национальные рамки воспроизводственных циклов, положив начало формированию организационно-функциональных структур наднационального статуса. Зародились экономические границы функционирования этих новейших игроков, отличные от административно-государственных границ. Мир двинулся к транснационализации. Разрозненные национальные экономики и их хозяйствующие субъекты постепенно начали обретать новую платформу для сотрудничества - общий интерес. Таким образом, гуманитарная космология на первоначальном своем этапе выступила как геоэкономика, давшей впоследствии мощный импульс к трансграничности других сфер гуманитарного знания.

Геоэкономика разбила ячеистость нашего сознания, она разбудила и сподвигла гуманитарную науку на поиск новейших обобщающих концепций формирования нашего мира - в социологии, политологии, культурологи, экологии, военной сфере и т. д., тем самым подвигла гуманитарную космологию к новому этапу ее становления и развития - глобалистики, с набором новейших геонаук - геологистики, геокультуры, геоинформатики, геомаркетинга, геостратегии и др.

Геоэкономика подготовила площадку для межцивилизационного диалога, выдвигая на приоритетные позиции новейшие стимулы и мотивации к сближению народов - совместное формирование и совместное перераспределение мирового дохода как центрального атрибута геоэкономики и общего интереса как фундаментальной составляющей гуманитарной космологии.

Глобалистика как геоэкономика, как реальность не могла не спровоцировать другие отрасли гуманитарного знания к поиску своих пространственных ниш в осознании, восприятии и отображении нашего мира. Глобалистика подняла на высочайший пьедестал категорию общности, открыла шлюзы для обоснования, зарождения и развития новейших институтов общественного уклада в дополнение к геоэкономическим институтам. Глобалистика внесла свой вклад в дальнейшую разработку объемно-пространственной методологии осознания, постижения и отображения нашего мира - геогенезиса.

Философия пространственного подхода к обустройству нашего мира - ключевой фактор гуманитарной космологии. Гуманитарная космология взглянула через призму глобалистики на современное мирообустройство и не только прояснила болевые точки развития, но распознала и сформулировала новейшие его тренды. Образно говоря, глобалистика прорубила окно в гуманитарный космос человека. Таким образом, на этом этапе развития интеллектуальной мысли глобалистика выступила как сюжет гуманитарной космологии, как проблема общего пространства и его мирообустройства.
В этом плане гуманитарная космология инициирует целый ряд проектов: НОВЫЙ РЕНЕССАНС - дорога к новому мирозданию новых людей ("БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ"); Европейский союз - Россия: геоэкономическая взаимосвязь; Формирование международного гуманитарного центра "Россия - ЕС: трансгуманитарное измерение"; "Европейский союз - Россия" - "новый Пагуош"; Безопасность: "Европа - Россия" - глобальные гуманитарные развязки; Политическая геологистика: "Россия - ЕС" в системе мировых потоков; ДИАЛОГИСТИКА (Концептуализация глобальной теории диалога между цивилизациями, общественными системами, людьми как новая логика смыслов);

Сейчас мы наблюдаем зрелый период в развитии гуманитарной космологии. Через окно, "прорубленное" глобалистикой в сферу незнания, открылся вид на гуманитарный космос, обнаружив вопросы тысячелетнего ранга, в основе которых проблема общих жизнеутверждающих начал и мотиваций. Здесь гуманитарная космология впервые возвела на высокий пьедестал интеллектуального осмысления категорию "жизнь", обнажив чудовищные бездны в сознании человека, где прячутся парадигмальные ошибки сознания тысячелетнего ранга. И здесь гуманитарная космология раскрывается как наука о проблемах общих ценностей - жизнеутверждающих началах бытия.
* * *
Таким образом, гуманитарная космология нашла себя в трех ипостасях (интеллектуальных блоках): в геоэкономике как реакция на востребованность новой реальности (рациональности) - формирование общего интереса; в глобалистике как учение о философии объемно-пространственного мышления и обустройства нашего мира; и наконец, антропофилософский взгляд на мир, нас окружающий, где пространственные формы объемлют гуманитарный космос человека (гуманитарная космология) в его фундаментальной категории - жизни.


__________________________________________________

© Кочетов Э.Г. 27 января 2009 г.

[1] Общий контур СШГП и Единого интеллектуального пространства Севера, его новой роли в инновационном обустройстве России см: Кочетов Э.Г. Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). - М.: НОРМА, 2006, с.276; его же: Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий-новелл. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2006; с. 430; Николаев М.Е. Формировать единое интеллектуальное пространство // Вестник Совета Федерации. 2007. N 10. С. 24-28.

[2] Идея ЭНЕРГОНЕТа была впервые озвучена автором на "Круглом столе экспертов НПО по вопросам энергетической безопасности, образования и здравоохранения - приоритетам российского председательства на саммите "Большая Восьмёрка" в июле 2006 года в Санкт-Петербурге" (Москва, 16 февраля 2006 года) в докладе "Российский энергетический ход: энергетика в глобальном геоэкономическом измерении (основополагающие акценты энергетической безопасности)" // Безопасность Евразии. 2006. N 1.

[3] См.: Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира // Журнал российского права, 2003, N 3.

[4] См.: Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса / Конституционное правосудие. 2003; его же: Геоэкономический трибунал (трансформация насилия и наказания в условиях глобализации) / Глобализация экономики - закономерный продукт индустриализации и информатизации социума. Материалы семинара Клуба учёных "Глобальный мир". Вып. 8. М.: 2001. его же: Миру нужен геоэкономический трибунал // "Парламентская газета", 2002, 5 ноября (N211);

[5] См.: Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира // Журнал российского права, 2003, N 3; Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса / Конституционное правосудие. 2003;

[6] Подробнее см. статью члена-корреспондента РАН, судьи Конституционного суда РФ М.И. Клеандрова: Клеандров М. И. Юридическое образование: проблемы и задачи в изменяющемся мире // Вестник Российской Академии наук, 2006, том 76, N 3, с. 230-241.

[7] Теоретическим и методологическим основанием экономической дипломатии выступила геоэкономика. Этому направлению в мире придаётся большое значение (см. в частности: Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2006. 576 с.; Каррон де ла Каррер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок / Пер. с фр. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2003. 296 с. и др.

[8] См.: Кочетов Э.Г Ударная роль российских корпоративных структур (ФПГ) в реализации национальных интересов России. / Развитие корпоративных структур в современной экономике России. Доклады и выступления участников "круглого стола". Часть 1. М.: Финансовая академия. 2000; его же: Геоэкономические интересы России: промышленно-финансовые группировки со стратегическим статусом / Современные корпоративные стратегии и технологии в экономике России / сб. научных статей, ч.1. - М.: Финансовая академия, 2001; его же: Корпоративное строительство в России: осознание глобализации, национальные интересы и их носители / Материалы круглого стола "Правовые и экономические аспекты организации и развития корпоративной деятельности" (Москва, 6 июня 2001 г.). -М.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ, 2001;

[9] См: Кочетов Э.Г. От геополитики к геоэкономике [электронный ресурс] - Режим доступа http:aquilon.intellegent.ru/text/2006; его же: Безопасность России в геоэкономическом измерении / Безопасность России XXI веке (социально-гуманитарное исследование) - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006; его же: Национальная безопасность и ее военная составляющая в геоэкономическом измерении (вопросы теории, методологии и прикладные аспекты стратегии "нелобового" противоборства: геоэкономическое противодействие в условиях глобальных трансформаций // Безопасность Евразии, 2004, N 4;

[10] Геоэкономические войны (см.: Кочетов Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий-новелл. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2006, с. 117 - 119).
[11] Доклад ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова на секции "Будущее вузовской науки и инновации в системе профессионального образования, роль исследовательских университетов" (конференция "Образование в условиях инновационного развития экономики" в Академии народного хозяйства, 11 декабря 2008 г. // "Соблазнительные формы" исследовательского университета http://www.hse.ru/news/recent/4994713.html
[12] Доклад М. Ю. Байдакова "Запад - Восток: интеграция интеллектуальных ресурсов и развитие новых подходов к глобальным проблемам" http://www.icie.ru/activity/projects/proect1/meropriatia/performances/performances_2.html
[13] Трибуна, 15-21 мая 2008, N 17 (10212).

[14] Аннан К. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // Безопасность Евразии. 2000. N 1.

[15] Предпринята попытка дать такой проект: "Построение нового мироздания - Мироздания нового Ренессанса".(См.: Кочетов Э.Г. Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей). Научная монография. - М.: Деловая литература, 2006.)

© Кочетов Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, заведующий Центром стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ - ВШЭ, доктор экономических наук

30.01.2009,
www.viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован