Эксклюзив
17 октября 2011
5297

Эрнест Кочетов: Гуманитарный прорыв: диалог обретает научную форму - диалогистику [1]

От редакции: В статье даны основные тезисы доклада автора на IX сессии Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" (о. Родос, Греция, 6-10 октября 2011 г.), где также прошла презентация книги Эрнеста Кочетова "Диалог: диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен". Информация об этом:
http://www.wpfdc.org/index.php?option=com_content&view=article&id=322:dialogistics-at-rhodes-forum-2011&catid=41:announcements&Itemid=108?=ru
http://www.wpfdc.org/index.php?option=com_content&view=article&id=322:dialogistics-at-rhodes-forum-2011&catid=41:announcements&Itemid=108?=en

(Полный (развернутый) текст доклада (в т.ч. на английском языке) будет представлен автором позднее).
* * *
Отечественная и мировая общественная мысль все более и более внимательно отслеживает тенденции мирового развития и старается своевременно выйти не только на парадигмальные оценки складывающейся ситуации, но и дать научные основания траекториям развития современного мира. И здесь один из фундаментальных вопросов современности: роль и место диалога в судьбах человека и мира в эпоху глобальных мировых трансформаций.

Проблема эта не случайна. Мировое сообщество, перешагнув новый тысячелетний рубеж своей истории, с особой силой осознало ответственность за сохранение уникальной земной цивилизации, ее красочного разнообразия жизненных укладов, культур, этнонациональных особенностей, неповторимой природы.

Но как хрупок наш мир! Сколько противоречий, непонимания, разночтений накопило человечество! Сколько в этом таится смертельной опасности, угроз и вызовов! И здесь не могла не зародиться идея "Диалога" на различных российских и зарубежных интеллектуальных площадках (форумы Москвы, С-Петербурга, Екатеринбурга, Ярославля, Сочи, Родоса, Пекина, Парижа, Праги, Модены, Тампере, Лахти и др.). В их творческой атмосфере - обсуждение животрепещущих, актуальных мировых проблем.
Мотив к большому разговору особо рельефно обозначился на пороге третьего тысячелетия. 2000 г. - год редкого, тысячелетнего "перелома", невольный рубеж подведения итогов и оценок, трамплин в следующее тысячелетие. Человек оглянулся окрест и с ужасом смотрит на дело рук своих. Посмотрит направо - перед ним им же крепко сколоченная "мировая система": техногенный мир, закольцованный в бесперебойно работающую неумолимую машину - систему институтов. Глянет налево - его взору предстает "мировое сообщество" (оно же - "мировая общественность"): как больная совесть эпохи, как голос "вопиющих в пустыне". Оглянется окрест - и на него с немым укором взирает им же изуродованная, истощенная "природа".

Спрячет глаза и переведет свой взор на себя, на свое внутреннее "Я" и невольно отшатнется от космологической бездны внутренней жизни.

Осматривая все это, человек невольно вопрошает и "мировую систему", и "мировое сообщество", и "природу", и, конечно свое "Я" и "себя в них". И к нему подступают вопросы. Он громоздит их массу в поисках хоть какого-то оправдания выстроенному им таким образом миру, а, по большому счету - самооправдания. Иными словами, идет неукротимый ни на минуту, непрерываемый разговор человека с этими, назовем их, объектами диалога. Они же выступают и в роли субъектов в этом мировом "говоре". Они задают проблемные вопросы как раздельно друг другу, так и все вместе обращаются к человеку: "И это была твоя цель? И в этом смысл твоего бытия? И с этим, и для этого ты пришел и приходишь в `такой` мир?".

Центральные лейтмотивы диалога. В ходе попыток реализации проектов глобальной интеграции "мировое сообщество" столкнулось с проблемой рассогласованности и с "мировой системой", и с "окружающей природой", и с "человеком" в понимании целей и результатов этих проектов - из поля зрения исчезает сам человек. Это центральное противоречие эпохи, здесь мир переживает гигантские разломы. Формируется грандиозная мировая система, затягивающая человека в водоворот событий. Растет напряженность, неуверенность, страх за будущее человечества.

Здесь же пролегает и разлом в воззрениях на мир и его судьбу. Действительное соотношение мирового сообщества, мировой системы и человека, прагматическое содержание этого соотношения в целях гармоничного мирового развития может быть установлено только в постоянной практике диалога государств, конфессий, национальных и наднациональных общественных и хозяйствующих структур и человека.
На повестке дня - исследование уникального прорывного "Диалога-поступка" людей и мирового сообщества: добиться коренного улучшения жизни за счет совместного интеллектуального напряжения, ориентированного на справедливое и честное отношение между людьми, странами, различными мировыми структурами и системами, с кардинальным! пересмотром отношений к "природе".

Идет выработка новых подходов к философии диалога, его движущим мотивационным "пружинам", высоким технологиям диалога - как восхождение к актуальнейшему научному феномену "Диалогистике". Диалогистика по-новому высвечивает интеллектуальный подъем - формы, маршруты, этапы, механизмы "работы" парадигмальной связки "геоэкономика -> глобалистика -> гуманитарная космология".
Ценность прагматизма! Пришло понимание ценности реальных дел и прагматизма. Мир устал от "мировых" разговоров ради разговоров, диалога ради диалога: под их аккомпанемент махровым цветом расцветает мировое ханжество, несправедливость, откровенный цинизм и насилие. И все это под бесконечные рассуждения о благих намерениях, призывы, ни к чему не обязывающие резолюции, декларации, договоренности, красивые позы и жесты. Абсолютная глухота между мнениями мирового сообщества (общественности) и мировым властными структурами. Между ними нет мостов, связок.Реальность такова - благими разговорами (ни к чему не обязывающими мировыми диалогами) мостится путь в ад: "меч" и "ножны" разминулись, под усыпляющие заклинания все потянулись к ядерным кнопкам. Вот почему нужен "новый диалог", с новой его природой, способеный сломать сложившуюся ситуацию путем перевода диалога на новый, "деловой" язык общения.
Россия берет такой подход к диалогу на вооружение, выдвигая на передний план пакет новейших гуманитарных проектов, инициатив мирового уровня. Среди них - реализация первоклассных геоэкономических проектов; они формируют новую логику размывания различных разграничений: разделительных линий, плоскостей, пространств. Мировые инфраструктурные проекты выступают в качестве высоких гуманитарных технологий снятия напряженности, они объединяют мир на основании баланса и гармонизации геоэкономических интересов. Здесь геоэкономический диалог открывает новые горизонты и пути к устойчивому миру, к формированию нового класса мировых договоров.

Вырисовывается грандиозный глобальный вопрос разрешения ситуаций, через которые человечество проходит время от времени. Речь идет о вопросе, приставленном ко всему современному мирозданию, а не только к его какой-либо части: надвигается поворотный пункт в его судьбе. История нам говорит о таких ситуациях.

Это "ренессансные" преобразования такого класса и накала, когда от мироздания не остается ни одного элемента, не подвергнутого качественным преображениям.
Ренессанс! Здесь уже ремонт мироздания неуместен. Набор ценностей, на котором оно построено, мотивы, интересы и устремления, образы, ориентиры и цели и т.д. - все завершает свой естественный цикл жизни, распадается и просится в небытие. Поднимается чудовищной силы энергия новых смыслов, новых ценностей, новых горизонтов бытия. Носители этих глобальных сдвигов - новые люди. На мировых интеллектуальных "равнинах" они уже встречаются!

Новые люди (The New People) - люди со спокойным взглядом на вещи, способные к интеллектуальному их "ощупыванию", а значит, близкие к их сущностям; люди, не давшие себя одурачить идеологическими догмами и прочими галлюцинациями, а посему - редкие даже среди свободных; люди, вооруженные новым, объемно-сетевым методом познания мира, созревшие и подготовленные для того, чтобы соорганизовать и обустроить наш мир - мироздание нового Ренессанса, тем самым обеспечить бытие, достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта.

И здесь роль диалога первостепенна, но она уже другая: диалог с новыми людьми, с носителями новых высоких ренессансных смыслов, новых реальностей, новой прагматики и опыта, - не оставляет места досужему прояснению позиций сторон, прощупыванию их "слабых" мест, констатации противоречий, скрытых угроз, опасностей и вызовов.

Вырисовывается центральная "повестка дня" нового глобального диалога: "Высокие гуманитарные технологии выстраивания Нового Мироздания", с одной стороны, а с другой - "Что делать с отжившим Мирозданием?", т.е. как избежать его "ремонта", оживления мертвых парадигм, несущих умаление человека, смерть и разрушение, как не оказаться засыпанными руинами отжившего свой век "современного" мироздания. Все эти вопросы с особой силой обнажаются на проблемном поле диалога.
Проблемном поле: общий миропанорамный контур. Мир переживает интеллектуальный подъем, (а Россия здесь задает и свой тон, и свой ритм). Подъем идет по своим маршрутам, имеет свои формы, этапы и свои интеллектуальные площадки, где в центре внимания - интенсивный обмен мнениями на встречах по неотложным проблемам бытия. Их много, разных по темам, уровню и составу участников. Чтобы ощутить атмосферу, которая царит на этих встречах знакомых, а зачастую незнакомых людей, нужно побывать на них. О чем говорят люди? Что заставляет их ставить вопросы такого калибра, даже тень от которых приводит в трепет и заставляет сердца биться в унисон? Что скрывается за "повестками дня" таких встреч и какие контексты речей говорят больше нежели сами речи и тем более их публикации?
Ответ один - надвинулись проблемы! Новые проблемы! Великие проблемы! Здесь ничего нет случайного! Человек и мировое сообщество повзрослели. Они стали серьезными, они огляделись окрест и увидели то, что раньше не замечали или не хотели замечать - мир сделался опасным.

Пришло осознание - Человечество бредет по минному полю - "современном мировому "полю" проблем"! Диалог открыл это неведомое поле, подвел нас к его краю и мы вступили на него! С чем мы здесь имеем дело? Здесь нам поможет некий образ. Представьте себе, что перед вами гигантское поле, сплошь заминированное противопехотными и противотанковыми минами, ну а чтобы "без лишних хлопот" и "удобно" было подрываться на минах, им "в помощь" развешены сети невидимых растяжек. Гулять по такому полю несведущему человеку опасно, ну а сведущие, т.е. те, которых застал "несчастный случай", а также свидетели его, занимаются разминированием очага, где это произошло, выискивая сети растяжек. Также обстоит дело и с проблемами в нашем мире: "проблемы-мины" закладывают одни люди, всю непосильную тяжесть этих проблем испытывают (подрывается!) другие, ну, а третьи в особых ("тяжелых") случаях собираются на особых площадках (это площадки высокого интеллектуального ранга: мировые форумы, конгрессы, конференции, съезды, симпозиумы и пр.) и пытается найти решение данной проблемы (т.е. "разминировать" этот очаг).

Опасность подкралась к самому ценному - к жизни, к ее устоям, смыслу, стимулам и мотивациям, к ее ценностным началам! Нужно собираться и говорить об этом: о проблемах, о вопросах больших и малых, говорить прямо, без обиняков, честно и глядя собеседникам в глаза. Для их обсуждения возникла острая потребность и в новой "повестке дня" и в учреждении новых структур и они непреминули появиться. Здесь под стать и площадки для бесед - площадки высокого интеллектуального разряда. Их уже много на нашей планете. Они стали практическим воплощением исторического всплеска и, вместе с этим, эпицентрами "Большого разговора" и новейшими мировыми интеллектуальными площадками на мировом проблемном поле диалога. Особый пример - Родос!

Почему именно Родос?

Родос - это перекресток мировых страстей, уснувших цивилизаций, символ молчаливого назидания. Здесь витают тени прошлого, свидетели упущенных возможностей, где падали цивилизации и вновь поднимались новые. Здесь бесконечно жизнеутверждающая эпоха эллинизма сменилась на мрачное средневековье. Здесь сама природа говорит о совершенно других ценностях, о началах гармонии, красоты, взаимопонимания и мира. Тот, кто хотя бы раз побывал на Родосе в атмосфере диалога эпох, тот уже не может вернуться в прежнее состояние - перед ним открывается смысловая картина (панорама) нашего мира, "прочтении" которой будоражит совесть человека. "Родос" уже стал не только местом ежегодных встреч, но и символом надежды, веры в идеалы согласия, мира, взаимопонимания и гармонии, интеллектуальной площадкой, где высокая гуманитарная мысль раскрывается в полную силу [2].

Родос и дает нам ярчайший пример современного диалога, показательный и реально действующий его "высокий случай". Здесь закладывается новый стиль диалога и его новый ранг, исходная база, своеобразный "трамплин" для последующих широких обобщений и выхода на начала новой фазы диалога и, через диалог, - на новые сферы миропонимания и его научное закрепление - "Диалогистику".
Пробуждению интереса к мировым проблемам нового ранга мы обязаны прежде всего общественным структурам. Мировому гражданскому обществу брошен вызов, и оно его приняло и ответило! Поднялись высококлассные структуры глобального диалога. Среди них - постоянно действующие Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций", Экономический Форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие", Международный Конгресс промышленников и предпринимателей, Форум "Петербургский диалог", Международная конференция "Современное государство и глобальная безопасность" в г. Ярославле (сентябрь, 2009), Международные инвестиционные форумы "Сочи-2009", "Сочи-2010", Мировой политический форум в Ярославле (сентябрь, 2010), Байкальский экономический форум и десятки других форумов, международных конференций, симпозиумов, круглых столов.

Наличие высоко интеллектуальных, содержательных "повесток дня" форумов, конференций, симпозиумов придает им не только приоритет и мировую известность, но и формирует целую сеть первоклассных центров интеллектуальной мысли, к рекомендациям которых имеют все основания прислушаться мировые лидеры и мировые институты.

Практика диалога и сложившийся опыт действующих диалогических структур, дает прекрасный материал для обобщений, которые открывают выход на новые горизонты теории и практики диалога, его роли в решении новейших глобальных, региональных и национальных проблем.

Жизнь не стоит на месте! Все меняется как в гигантском калейдоскопе. Всплывают новые неотложные дела, проблемы, новые люди, новые сроки принятия решений. Это с неизбежностью тянет за собой новые формы мировых договоренностей и новые технологии диалога. В воздухе разлита восстребованность диалога к обретению своей фундаментальной научной формы.

Настало время окинуть общим теоретическим и методологическим взором условия появления новых форм диалога, с одной стороны, а с другой - не менее важно показать сопровождающий эти новации философский взгляд на проблему диалога: на мировую научную арену выходит "Диалогистика".

Диалогистика (Dialogistics) - новая отрасль гуманитарного знания, наука о базовых теоретических и методологических основах взаимного и согласованного миропонимания в условиях глобальных трансформаций; о выходе на новые горизонты межцивилизационного диалога как фундаментального начала гармонизации нашего мира; о высоких гуманитарных технологиях снятия напряженности и придания глобальной цивилизационной устойчивости; теоретические основы мониторинга цивилизационной устойчивости новые принципы принятия решенийпо глобальным проблемам современности.

Диалог взял старт на Родосе, а далее от родосских философских начал диалога мы прокладываем дорогу к мировоззренческой глобальной картине.

Здесь много чего сошлось! Здесь свои опорные моменты!!

Всплеск диалога пришелся на третьего тысячелетия - диалог заступил в полную силу! Он и раньше имел место - все, что до сих пор смонтировано в мире - его результат, как сумма больших и малых паллиативов и компромиссов, вплетенных в ткань формальных и неформальных договоренностей и конвенций, правил поведения и т.д. Но XXI век многое вскрыл.

Первое. Оглянувшись на путь пройденный, человечество убедилось, что все эти договоренности "гроша ломанного" не стоят. Они нарушаются когда нужно, кому нужно, где нужно! Закрадывается сомнение - диалог как ширма, как факт прощупывания самочувствия партнеров, как поиск некоего ручательства, оправдательной логики и почвы для смелых изгибов линии поведения в угоду затаенных целей того или иного игрока на поле диалога.

Вскрылось "железное" правило - сделай "дело" и затем призови "слово" - "мировую общественность" для бесконечного диалога и переговоров по поиску консенсуса (т.е. смирения со свершившемся!) и мизерных, в основном словесных, уступок неприкаянной стороне.

Второе. Пришло фундаментальное осознание порочностей таких имеющих место моделей и технологий диалога. Вопрос стоит предельно жестко: либо человечество будет продолжать эти игры, либо на их место заступит принципиально новая фаза диалога, в котором будет безжалостно обнажена реальная ситуационная глобальная картина мира, с обнажением основных, реальных "субъектов" и "объектов" диалогистического сообщества, с обнажением их целей, скрытых устремлений, задач и механизмов их разрешения.

Третье. Что сейчас главное в диалоге - так это его принципиально новый, качественный поворот. Это, прежде всего, четкое обозначение и выделение центральных, основных, персонажей мирового диалога. Кто они?
Это прежде всего четыре игрока: "Человек", "Мировая система", "Мировое сообщество" и "Природа". Они выходят на диалогическом поле с новой мировой повесткой дня. С них начинается новая фаза восхождения к научному феномену - диалогистике.

Четвертое. Диалогистика оперирует совершенно другим набором вопросов и по масштабу, и по их значимости. Здесь уже нет места для вялотекущей созерцательности, убийственной для человека и народов приглушенности опасностей, угроз и вызовов. Здесь проблемы ставятся гораздо глубже и серьезней - поднимаются вопросы не только столетнего, но и тысячелетнего ранга, обнажающие зияющие язвы замордованности самой сущности человека негласным общественным договором, "прислоняются" вопросы к гигантской техногенной колеснице - "мировой системе", приковавшей к себе мириадами незримых нитей и "человека", и "мировое сообщество" в целом, колеснице, которая в своем неудержимом беге абсолютно изматывает их.

Пятое. Наконец пришло осознание всей порочности философской объективизации нашего мира, придания словам (понятиям, категориям), звукам и жестам какой-либо "сущности", мифа о якобы объективных законах общественного развития. Ничего подобного! Все это дело рук человека! Деформация нашего мира и его неустроенность есть деформация сознания человека. (Это та "разруха в головах", о которой гениально поведал нам Н. Булгаков). Но этот тезис мы выносим на гигантский временной и пространственный отрезок - тысячелетний.

Таким образом, на переломе столетий и тысячелетий мы смело вступили на "проблемное поле диалога" - оно явилось его важнейшим параметром (атрибутом) - и начали вести неспешный разговор о судьбах человека и мира в контекстах глобальных перемен.

Здесь уместно дать определение:
Проблемное поле диалога - Problem field of the dialogue а) атрибут (параметр) диалога; б) условная панорама мировых проблем и образное ее отображение; в) совокупность вопросов различного ранга, попадающих в повестки мировых, региональных и национальных форумов, конференций, симпозиумов, круглых столов и т.д.; г) система, где поднимаются "повестки дня" с текущими и перспективными вопросами, локальными и глобальными по своим масштабам, как не терпящих отлагательства, так и отложенных на будущее и ждущих своего решения, в т.ч. и "спящих" проблем тысячелетнего ранга; д) диалогистическая карта интеллектуальных площадок, как постоянно действующих, так и спонтанных, на которые выносятся проблемы различного ранга, идет их об суждение и поиск решений.
Россия и Мир: большой глобальный разговор в полный голос о судьбах страны и мира. Включенность России в "Большой диалог" не конъюнктурный всплеск в большой мировой политике. Будучи общепризнанным игроком на мировом поле, неразрывной частью мирового сообщества и мировой системы, Россия охватывает общим взглядом мировое проблемное поле. Но, вступив на площадку глобального диалога, Россия демонстрирует свой особый настрой (подход) к нему. Этот настрой вытекает из того огромного кризисного "цунами", который прокатился по миру и своим крылом особо задел Россию. Россия вышла из ситуации с честью и в новом облике предстала как субъект глобального диалога, генерируя новейшие глобальные инициативы, заявляя о них в полный голос на самых высоких мировых интеллектуальных площадках. Для России диалог далеко не пустые хлопоты. Рациональность, прагматизм, деловой подход - вот мерка, с которой подходит Россия, вступая в диалог по самым насущным проблемам нашего мира.

Позитивный взгляд России на диалог имеет свой контекст. Россия далека от инфантильности: мировые проблемы требуют активной, наступательной позиции в их решении, и настрой на диалог - это долговременная российская программа по снятию напряженности в мировых делах, поиску достойных ответов на вызовы времени, сохранению баланса глобальных интересов. Какие наиболее яркие акценты этой программы и российские особенности в подходе к диалогу? Укажем на некоторые из них.

Во-первых, выход России на ведущие интеллектуальные площадки мира демонстрирует ее настрой поставить диалог в качестве эффективного инструмента в своей внешней политике, на срезание крайностей, поиск решений на основе доверия, толерантности, компромисса и справедливости. При этом Россия демонстрирует желание окончательно сбросить гири "холодного" прошлого, когда она была впутана в геополитические и идеологические разборки со всем миром. Здесь кредо России ясно и недвусмысленно: вогнать острые мировые проблемы в русло диалога, с тем, чтобы держать открывшуюся стратегическую паузу и дать возможность миру завершить маневр громадного исторического масштаба - выход на принципиально новую модель мирообустройства. Под стать этому Россия меняет свой облик, демонстрируя выход на авансцену истории новых сил.

Облик любой страны говорит о многом. Он во является венцом и проявлением тех внутренних качественных трансформаций, которые претерпевает страна в целом, ее политическая, экономическая, общественная системы. Это как в жизни: у человека все его внутреннее состояние написано на лице. Зачастую глаза, жесты, манера говорить, позы говорят о многом, нежели речи его! Так и в данном случае применительно к стране, и в частности к России. Какие внутренние моменты отображает облик России? Что способствует ее ясному незамутненному взгляду на мир, на мировое сообщество в целом, ее открытому и свободному поведению? Раскроем эту загадку!

Россия имеет свою программную логику преображения. Это результат тех глубинных трансформаций, которые уже произошли в сознании российского общества. Россия смело ставит философский вопрос о необходимости покончить с синдромом средневекового крепостничества, все еще бытующим в сознании. Россия призывает мир на борьбу с новой опасностью - рецидивами современного средневековья в мире. Она выводит на авансцену истории "новых людей" - людей нового покроя и дает трибуну здоровым силам нации. Это не преминуло сказаться: Россия широким потоком вливается в русло общемировых тенденций и закономерностей развития, а именно - выходит на постиндустриальную модель. Отсюда курс на всеобъемлющую модернизацию и инновационную экономику, на отказ от геополитических воззрений и выход на геоэкономическую модель. Это реально преломляется через инициативы-проекты, с которыми Россия выходит на глобальный диалог и предлагает включение их в повестку дня.

Россия вовремя оценивает общую тональность мирового развития, согласуя с ней свою стратегию и национальные интересы. Это сочетание общемирового (глобального) и локального преломляется в конкретных инициативах-проектах, с которыми Россия выходит на "большой" глобальный разговор - диалог. В этом отношении в мире многое меняется: поднимается волна инициатив!

Безынициативность на мировой арене - плохой признак! Когда страна помалкивает и, молча бредет по мировому проблемному полю диалога, - это говорит о многом: о ее скрытности, затаенности, непредсказуемости, ущербности дипломатического мышления, а, возможно, и чересчур "тонкого", завуалированного смысла. Зачастую это приводит к печальным последствиям. Тот кто активно решает мировые проблемы, как правило решает их в свою пользу, и спохватившимся "молчунам" уже с трудом удается вскочить в уходящий поезд. Многие страны это вовремя осознали!

Россия выносит для обсуждения на мировую арены целый ряд первоклассных инициатив-проектов. Они различны по масштабам, их всех объединяет нацеленность на мировую гармонизацию, на равновесие и баланс интересов. Среди них и консолидация мировых ресурсов для целей национального развития (это сугубо важно для всех стран мира!), Здесь и региональные проблемы, в частности, "Большого Севера, где в центре внимания преодоление геополитического психоза ("невроза") и опасности силовых разборок, и, как альтернатива, - выход на конструктивный геоэкономический диалог; и внимание к связке "Европейский Союз - Россия". Убедительно звучит провозглашение зоны стран Содружества Независимых Государств в качестве геоэкономического ареала мирового роста и воспроизводственного сотрудничества. Мир узнал о новейших отраслевых российских инициативах: формировании глобальной кластерно - сетевой энергетической системы - ЭНЕРГОНЕТа, а в области транспорта - ТРАНСНЕТа. А возьмите российские прорывы в сферу нового гуманитарного знания: геонауки - геоэкономика, глобалистика, геофинансы, гуманитарная космология и др. Они уже стали достоянием мировой научной мысли и на их базе формируется "Большой проект" - выход к Мирозданию нового Ренессанса.

Все эти "большие" инициативы не для "большого" красного слова, или разговора ради ни к чему не обязывающего разговора - они ведут к "большому" делу! Придать деловую прагматическую окраску своим инициативам - отличительная российская черта.

Россия спокойным и критичным взглядом осматривает мировой ландшафт как мировое проблемное поле диалога и останавливает свой взор на мировых ареалах и точках, где решается судьба современного мира, закладываются его новые исторические страницы. Россия участвует в их "написании".

Российская прагматика, реалистичный подход к решению острых мировых проблем вписывается в общую мировую тенденцию по снятию посредством мирового дискурса огромного накопившегося слоя геополитической, идеологической и цивилизационной суеты и трескотни вокруг них, долгое время опутывавших мир бесконечными разборками на межах ячеистого сознания, и на межах ячеистой международной карты мира (как наследия старовестфальской системы - 1648 г.!), приводящим к кровавым войнам по причинам недоговоренности, недопонимания, а, зачастую, просто зашоренности и нежелания понимать другую сторону. Всей этой паутине, опоясавшей и человека, и мировое сообщество, и мировую систему приходит конец. Она снимается как снимается паутина в старом, захламленном доме. И у России в руках для этого надежный и мощный инструментарий - Диалогистика. Она как путеводная книга сопровождает Россию. Россия двинулась в неудержимый геоэкономический поход, меняющий мировую ситуацию и глобальную расстановку сил - совместное обустройство ареалов и точек мирового роста как залога стратегического равновесия на почве балансов интересов. Тем самым Россия открывает новую страницу глобального диалога на путях к безопасному миру, благополучия каждого человека, его семьи и его страны [3].
* * *
Мы свидетели реальных глобальных процессов: из глубин сознания дают о себе знать социальные коды самосохранения человечества. Это сопровождается фундаментальными научными открытиями, появлением новых сфер гуманитарного знания. Среди них - диалогистика как научное обоснование и закрепление новой когнитивной модели справедливого устроения миропорядка. Диалог предстает как способ, адекватный коммуникативному взаимодействию народов и его институтов, цивилизаций, мировой системы и мирового сообщества. И как ключ этого процесса и его движущая сила выступают: возможное и реальное участие каждого человека, каждой семьи в изменении социальной доминанты мирового развития в XXI веке; ответственность за свои поступки и действия в этой сфере как возможная главная проблема и акцент в решениях по итогам предстоящего Саммита 2012 года "Рио+20" [4].
_____________________________
[1] © Кочетов Э.Г., 2011

[2] В мировой родосский диалог вовлечены как мировые, так и локальные (региональные) структуры. На Родоссе с яркими докладами выступали представители ведущих университетов России: д.э.н., проф. Е. Фролова (г.Екатеринбург), д.э.н., проф. Е. Сапир (г. Ярославль), д.э.н., проф. А. Стриженко (г. Барнаул), д.э.н., проф. И. Черная (г. Владивосток) и др.

[3] Читатели, пожелавшие более полно окунуться в проблематику современного мира и роль диалога по его гармонизации, могут обратиться к книге автора: Кочетов Э.Г. Диалог: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен: Научная монография / Обществ. ак. наук геоэкономики и глобалистики. - Москва: Экономика, 2011. - 733 С.

[4] Подготовительный комитет к саммиту в Рио-де-Жанейро, который запланирован на июнь 2012 года, состоит из 53 стран, включая Антигуа и Барбуда, Аргентину, Бразилию, Панаму, Колумбию, Перу, Кубу, Уругвай и Венесуэла от Латинской Америки и Карибского бассейна. Саммит Рио +20 был созван Генеральной Ассамблеей ООН, чтобы выступить на высоком уровне о "зелёной программе" через 20 лет после так называемого Саммита Земли, который состоялся в том же бразильском городе (http://ruso.prensa-latina.cu/index.php?option=com_content&task=view&id=20628&Itemid=40)
Abstract
Ernest Kochetov. Humanitarian breakthrough: dialogue assumes a scientific form of Dialogistics
We are witnesses of real global processes: social codes of the humanity`s self-preservation manifest themselves arising from the depths of consciousness. This process is accompanied by fundamental scientific discoveries, emergence of new spheres of humanitarian knowledge. Dialogistics is among them as a scientific validation and fixation of a new cognitive model of a justified world order`s organization. Dialogue presents an adequate method of interaction between nations and their institutions, civilizations, the world system and the world community through communication.

Кочетов Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, заведующий Центром стратегических исследований геоэкономики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", научный руководитель Геоэкономической группы при Госдуме РФ, доктор экономических наук, академик РАЕН.

Viperson

www.allrus.info
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован