28 октября 2008
4101

Эрнест Кочетов: Тезисы выступления на конференции `Гражданское общество и просвещение` : Как `прорваться` в образовательную сферу новым дисциплинам через мощные заградительные барьеры на их пути

(Общественная палата РФ, 27 октября 2008 г.).

Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги!

Комиссия по образованию и науке Обшественной палаты Российской Федерации на своей конференции "Гражданское общество и просвещение" поднимает актуальнейшую проблему взаиморазвития гражданских институтов и просветительской деятельности в России. Эта проблема напрямую выходит к другой важнейшей сфере - образовательной. При всей сложности данной тематики просматривается четкое разграничение (неслиянность) категорий "просвещение" и "образование". И, действительно, если обратиться к их истокам, - к Эпохе просвещения как звена Большого европейского Ренессанса, - то, в принципе, идею просвещения можно воспринимать как новую цивилизационную модель нового человека. Это - воспитание порыва к знанию, внутренней потребности к развитию. А образование в таком случае - это "технология" реализации просветительских принципов, это генерация нового знания, его усвоение и руководство им в повседневной жизни. Просвещение и образование - своего рода сообщающиеся сосуды. И они по-разному выстраиваются.
Сегодня я касаюсь больной проблемы российского просвещения, а именно - слабую рефлексию на новейшие научные дисциплины, на огромный лаг между выдвижением новых стратегических задач развития, формированием новых научных школ, и реакцией на них со стороны сферы высшего образования. Две системы - научная и образовательная, - глухи друг к другу. Между ними выстроена гигантская невидимая стена. В укреплении стены много чего разного намешано. Но стальным ее каркасом выступают образовательные стандарты! В них зачастую зацементировано старое знание, они делают стену между наукой и образованием практически непроницаемой и тем самым идет редуцирование старого знания.

В ситуации, когда мир стремительно меняется, а специалистов, способных это осознать и функционировать в новых условиях катастрофически не хватает, перед просветительской сферой встают вопросы государственной важности: как и чему должна учить система высшего образования, с тем, чтобы ответить на вызовы времени и выпускать конкурентоспособных работников? Почему перечень знаний, которые она дает, не поспевает за стремительными изменениями мира? Почему больше половины молодых людей выходят из вузов с багажом, не соответствующим требованиям времени, и, по этой причине, в первые годы работы, вынуждены доучиваться? Ведь в идеале выпускники вузов обязаны опережать тех, кто варится в своей профессиональной сфере десятилетиями. А у нас наоборот - мы выпускаем специалистов с недостаточным уровнем новых знаний. Что тому причиной? И кто должен отслеживать научный ландшафт нового знания и своевременно внедрять его в образовательную практику? Ответы лежат в разных плоскостях:
1) Мы до сих пор используем советскую систему образования со всеми ее плюсами и минусами. И продвинулись в образовательном процессе меньше, нежели та среда, куда приходит работать выпускник вуза.
2) Одна из главных причин - устаревшие учебники со старой лексикой и терминологией, учебные программы не пополняются новейшими дисциплинами.
3) В государственных общеобразовательных стандартах, включающих сумму требований к преподаванию предмета и уровню знаний учащихся, отсутствуют новейшие дисциплины. Стандарты обновляются крайне медленно и неэффективно. А чтобы новые науки прижились в вузовской системе, необходимы соответствующие новые стандарты.

Когда они отсутствуют, как бы ни была привлекательна новейшая дисциплина, у ректоров нет стимула включать ее в учебную сетку. И это не может остаться без последствий. Это грозит опасным отставанием.

Не буду голословным. Для примера возьмем ситуацию с подготовкой специалистов для работы на внешней мировой арене.

1. Мир кардинально поменялся и отечественная наука своевременно отреагировала на это!

Мир вступил в XXI век - век исторических перемен. Россия вышла на новые горизонты осознания мира, своего места и роли в нем. Это предопределено новейшим вектором мирового развития: процесс глобализации вошел в свою развитую фазу. Он затронул все сферы деятельности человека - экономику, политику, стратегию, информацию, экологию, международное право. Для страны в целом, для каждого человека открылись новые горизонты, новые масштабы и возможности в бизнесе, политике, науке, культуре, образовании - возможности для самовыражения и самореализации.

На волне осознания современной мировой ситуации в России накоплен огромный интеллектуальный потенциал, востребованный государственными и общественными структурами, деловыми и предпринимательскими кругами, научными и образовательными организациями. Сформировалась российская школа глобалистики и геодисциплин (геоэкономики, геофинансов, геоинформатики, геологистики и др.), ее признание и разработки вышли на международный уровень.

В сфере науки заложена теоретическая и методологическая база фундаментальных исследований в области осознания глобальных трансформаций нашего мира - глобалистика. Глобалистика объемлет новейшие отрасли знания: геоэкономику, геофинансы, геоинформатику, геокультуру, геологистику, геомаркетинг и др. К исследованию геоэкономической парадигмы мирового развития мощно подключилась РАН РФ (1). Сформировалась (2) и получила признание в России и за рубежом российская школа геоэкономики. Учреждена общественная академия наук геоэкономики и глобалистики. Опубликованы фундаментальные монографии по геоэкономике, глобалистике, гуманитарной космологии, а также словари, учебники, учебные программы. По линии ВАК проблематика геоэкономики и глобалистики нашла отражение в паспорте специальности "Мировая экономика". По широкому спектру этих проблем защищаются кандидатские и докторские диссертации. Российскя научная школа глобалистики и геодисциплин широко представлена на самых престижных мировых интеллектуальных площадках (форумах), где идет обсуждение геоэкономических проблем современного мира, поиск контура новой модели глобальной экономической системы, истоки и последствия мирового финансового кризиса и др. Важность и актуальность выстраивания национальных систем ВЭС на геоэкономической основе была отмечена на Международном Форуме "Запад-Восток: интеграция и развитие" (9-11 июля 2008г., г. Модена, Италия), на котором была представлена российская Программа "Геоэкономика и инфраструктурные проекты". По данной тематике на Форуме представители различных геоэкономических школ и воззрений. Дальнейшее развитие Программа "Геоэкономика и инфраструктурные проекты" получила на Мировом Общественном Форуме "Диалог цивилизаций" (о.Родос, Греция, 09 - 13 октября 2008 г.), где работала специальная секция "МОДЕНСКАЯ ИНИЦИАТИВА" "Межцивилизационный диалог как платформа геоэкономического развития", где широко обсуждалась российская Геоэкономическая модель мирового обустройства.

В области государственного строительства обозначен контур геоэкономической доктрины национального возрождения и развития России. В основе доктрины - всемерное повышение качества жизни на базе встраивания в мировую глобальную систему в целях реализации геоэкономических интересов страны, перехода на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) воспроизводственную модель, модернизации экономики на основе высоких инновационных технологий.

В области бизнеса: создана концептуальная основа по формированию новейших российских структур - финансово-промышленных бизнес-группировок стратегического статуса, призванных к реализации геоэкономических интересов России, крупнейших национальных проектов по преобразованию инфраструктуры страны на основе инновационных прорывов. Положено начало формирования реестра таких структур. Им государство делегирует реализацию национальных геоэкономических интересов, создает все условия для выхода на внешнюю хозяйственную арену и мировой рынок, их защиту. Российский бизнес оснащается самыми передовыми высокими геоэкономическими и геофинансовыми технологиями оперирования в глобальном экономическом пространстве (геоэкономическом атласе мира) в целях доступа к формированию и распределению мирового дохода.

В сфере управления и менеджмента. Успешный выход российских хозяйственных структур на внешнюю экономическую арену сопряжен с освоением геомаркетинга и новых принципов стратегического управления, в основу которых навыки объемно-пространственного мышления. Российская школа глобалистики и геодисциплин имеет уникальные наработки в этом направлении. В этом - залог успешного освоения мирового экономического пространства, создания российских ареалов оперирования - интернационализированных воспроизводственных ядер (циклов) - в мировых "точках" роста, занятия устойчивых ниш на глобальных рынках.

В сфере мировой политики. Глобалистика и геодисциплины провозгласили фундаментальные основания для выхода российской дипломатии на качественно новый уровень: создание на мировой арене условий для реализации национальных геоэкономических интересов на путях поиска более эффективных форм взаимодействия и сотрудничества. Обоснован ряд внешнеполитических инициатив - пилотных (тестовых) проектов-программ. Глобалистика и ее центральная часть - геоэкономика - открыли новую страницу во внешнеполитической деятельности страны - экономическую дипломатию. Российская школа глобалистики и геодисциплин уже широко представлена на мировой арене, ее фундаментальные постановки вызывают интерес на мировых форумах, конгрессах, семинарах, круглых столах, на которых выступают представители российской общественной академии наук геоэкономики и глобалистики - США, Китай, Германия, Бельгия, Финляндия, Прага, Греция (о. Родос) и на др. интеллектуальных площадках, - и где нашло отражение новое направление во внешнеполитической сфере - трансгуманизм как политическая логика сотрудничества и взаимодействия, снятия международной напряженности, нахождения взаимоприемлемых решений в конфликтных ситуациях, используя геоэкономические методы.

В сфере национальной безопасности и геостратегии геоэкономическая парадигма развития внесла существенные коррективы в понимание нового класса вызовов, угроз и опасностей и в методы реагирования на них. Задан новый вектор: защита национальных геоэкономических интересов страны. Это находит отображение в концепции и политике национальной безопасности, формирует новые взгляды на содержание военной доктрины, проясняет роль Вооруженных Сил в новом геоэкономическом мировом раскладе как Сил быстрого геоэкономического реагирования, направленность в военном строительстве.

В издательском деле открываются широкие возможности по публикации монографий, учебников, словарей, программ, статей по новейшим отраслям научного и прикладного знания - геоэкономики, глобалистики, гуманитарной космологии. В научно-теоретических журналах "Безопасность Евразии", "Научном альманахе высоких гуманитарных технологий" и др., по этой проблематике открыты постоянные рубрики: геоэкономика и глобалистика, культура глобализации, геокультура и др. Эти издания остро востребованы. На повестке дня - учреждение новых журналов, выпуск научных монографий, учебников и словарей. В настоящее время сформирована концепция нового научно-теоретического журнала - альманаха "Геоэкономика и глобалистика", на страницах которого будут представлены самые передовые разработки как российских так зарубежных ученых, выступления государственных и общественных деятелей, политиков, бизнесменов, преподавателей ВУЗов, аспирантов, докторантов, студентов, всех кто интересуется новейшей проблематикой по обустройству нашего мира, по выходу России на высокий уровень развития. Изданными в России монографиями, учебниками, словарями располагают 350 ведущие российские и мировые библиотеки и университеты. Устойчивый интерес к российским учебникам и словарям проявляется со стороны мировых школ геоэкономики и глобалистики Китая, Италии, Германии, США, Франции, Финляндии, Чехии, Греции и др. Университеты Китая, США, Германии приглашают российских специалистов геоэкономики для чтения лекций.

В сфере образования проявила себя востребованность к новому знанию. В этом направлении сделаны первые шаги: в ведущих академиях и университетах страны (Москва, Ярославль, Н.-Новгород, Екатеринбург, Барнаул, Казань и др.) сформированы постоянно действующие методологические профессорско-студенческие семинары по проблемам глобалистики и геоэкономики. Эти дисциплины как новые отрасли знания факультативно включаются в образовательный процесс, используя учебники для ВУЗов "Геоэкономика", (М.: БЕК, 1999, 2002; НОРМА, 2006); "Глобалистика" (М.: НОРМА, 2002) "Учебное пособие для ВАГШ" и др.

Разработана и опубликована учебная программа "Глобалистика" (Безопасность Евразии, 2003, N3 (13), включающая учебные курсы по геоэкономике, геофинансам, инновационной геоэкономике, геоэкономической безопасности, геоэкономической промышленной политике, геоэкономической стратегии, геоэкономическому праву. В РАГС при Президенте РФ, ФА при Правительстве РФ, ГУ-ВШЭ при Правительстве РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО МИД РФ, РЭА им. Г.В. Плеханова, ВАВТ при Минэкономразвития, ВАГШ ВС РФ и др. ведутся научные разработки глобальной тематики, что находит отражение в докторских и кандидатских диссертациях, научных публикациях конференциях, семинарах, круглых столах.


2. Отечественная наука своевременно отреагировала на глобальные трансформации мира и "высветила" новое знание, а образовательная сфера не спешит его осваивать!


Итак, российская научная школа глобалистики и геодисциплин создала уникальный задел для прорыва в образовательную сферу: фундаментальные научные разработки (монографии), учебники и учебные пособия, учебные программы, энциклопедические словари. Все это создано впервые в отечественной и мировой практике. Следует заметить, что учебник "Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства)" переиздается уже третий раз (1999, 2002, 2006) и имеет гриф, - он рекомендован в качестве "Учебника для ВУЗов". Однако, из-за отсутствия общеобразовательного стандарта по глобалистике и геодисциплинам специалистов такого профиля наши вузы в государственном масштабе не готовят.

И это при том, что:
поставлена грандиозная задача по " превращению России в одного из глобальных лидеров"(3); Четко обозначен новый, инновационный(4) этап в поступательном развитии России - выход на новую парадигму. В ее основаниях лежат несколько фундаментальных блоков. Первое. Стратегический курс на масштабную модернизацию всего промышленно-экономического комплекса России, с выходом к 2020 году на постиндустриальную модель развития. Второе. Широкоформатная интеграция России в мировую глобализирующуюся систему как одно из условий реализации намеченного стратегического курса. Третье. Кардинальный поворот в воззрениях на роль и место внешнеэкономических связей (ВЭС) и внешнеэкономической политики (ВЭП) в реализации крупномасштабных задач.
"У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы Мы будем очень внимательно работать в этих регионах"(5).
перед Россией обозначились контуры исторических вызовов. Среди основных и масштабных вызовов России - "вызов геоэкономический Россия должна эффективно действовать в геоэкономическом пространстве" (6).
"Остро встает вопрос разработки и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала ее реализации, переходе на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) модель внешнеэкономических связей"(7).

Решить намеченные стратегические задачи развития России можно лишь в случае, если мы включимся в реальные процессы кластерно-сетевой глобальной экономической системы; станем полноправными и влиятельными участниками геоэкономических, геофинансовых, геоинформационных процессов; четко обозначим на геоэкономическом атласе мира наши национальные геоэкономические интересы и приступим к оперированию в глобальной системе в целях их реализации. Для этого требуются высококлассные менеджеры со стратегическим мышлением. И государство должно озаботиться подготовкой таких специалистов в вузах. И чтобы новые дисциплины "прижились" в вузовской системе, необходимы соответствующие стандарты. Когда они отсутствуют, как бы ни была привлекательна новейшая дисциплина, у ректора нет стимула включать ее в учебную сетку.

С учетом вышеизложенного можно констатировать:

В России назрела острая необходимость в подготовке в высших учебных заведениях специалистов в области глобалистики и геоэкономической стратегии, способных в своей практической деятельности к объемно-сетевому мышлению при анализе и прогнозировании глобальных геоэкономических ситуации, обладающих навыками глобального стратегического оперирования в сферах геоэкономики, геофинансов, кластерно-сетевого планирования, оперирования на геоэкономическом атласе мира и его национальных частях. Данный класс специалистов должен составить костяк формирующихся российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса, новейших структур в кредитно-финансовой и банковской сфере России, посольств и торговых представительств России за рубежом, в представительствах в ТНК, интеграционных группировках и наднациональных структурах и др., где ощущается огромнейший дефицит специалистов в области глобалистики и экономической дипломатии.

Исходя из вышеизложенного, а также в целях реализации общегосударственной задачи по разработке и внедрению в образовательную практику нового поколения государственных образовательных стандартов, а также введения в России многоуровневого образования считаю остро необходимым реализацию следующих мероприятий:

1. Разработать государственные образовательные стандарты в сфере новейших отраслей знания "Глобалистика и геодисциплины". Первый этап (ноябрь 2008 - июнь 2009) стандарты на 1) "Глобалистика"; 2) "Геоэкономика".;

2. Сформировать Фонд поддержки исследований глобалистики и геоэкономики, журнала "Геоэкономика и глобалистика", а также изданий научных монографий, учебников, словарей, учебных пособий и т.д.

3. В ведущих образовательных центрах России (академиях, университетах, колледжах):

Открыть новые факультеты "Глобалистика и геонауки";

Сформировать новые кафедры "Глобалистика и геоэкономическая стратегия";

Учредить проблемные научные институты (лаборатории) по теоретическим и методологическим основам и прикладным аспектам глобалистики и геоэкономики. Это усилит научно-образовательный статус образовательных центров (академий, университетов)

Разработать схему ежегодной стажировки профессорско-препродавательскго состава, студентов и слушателей в ведущих отечественных и мировых исследовательских центрах геоэкономики и глобалистики, посольствах, торговых представительствах за рубежом, в ведущих российских и зарубежных транснациональных корпорациях, интеграционных группировках и наднациональных структурах.

Учредить институт повышения квалификации по геоэкономике и глобалистике.

4. Сформировать Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области глобалистики и геонаукам, выделив базовую (головную) организацию по УМО.

Мне представляется, что такая авторитетнейшая организация как Обшественная палата Российской Федерации окажет свое содействие в деле продвижения новейших отраслей знания в российскую образовательную практику.
Со своей стороны, общественная академия наук геоэкономики и глобалистики и Центр стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ-ВШЭ готов оказать всемерную поддержку в реализации вышеуказанных мероприятий, обеспечить теоретическую и методологическую помощь, используя многолетний опыт ведения фундаментальных НИР в сфере глобалистики и геонаук (геоэкономики, геофинансов, геологистики, кластерно-сетевых региональных систем, глобального управления и т.п.), отлаженное устойчивое сотрудничество с ведущими отечественными и зарубежными научными и образовательными центрами.

Спасибо за внимание!

Телефоны для контакта:
Моб.: 8-903-753-25-12
8(499) 369-73-60
(495) 621-69-56, (495) 621-36-59
Факс: 8(495) 621-51-54
E-mail: geo_econ_acad@mail.ru
Кочетов Эрнест Георгиевич


__________________________________________________________________

1. Российская академия наук выпустила актуальную фундаментальную монографию "Высокотехнологичный комплекс и безопасность России" в двух частях (серия "Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты" Научный руководитель многотомного издания К.Ф. Фролов, академик РАН, ответственный секретарь издания Ф.Ф. Светик.). - М.: МГФ "Знание", 2003. Авторский коллектив - выдающиеся ученые, академики РАН Макаров В.Л., Абалкин Л.И., Львов Д.С., Маевский В.И., Петраков Н.Я., Фролов К.В.; члены-корреспонденты РАН Кузык Б.Н., Замышляев Б.В., Махутов Н.А., д.э.н. Абросимов Н.В., д.т.н. Ковалевич О.М. поддержали фундаментальные направления исследований российской школы геоэкономики и глобалистики.

2. Свой отсчет она ведет с 1975 года (см.: Эрнест Кочетов. История российской школы геоэкономики и глобалистики (начала, становление, эволюция воззрений) // Безопасность Евразии, 2008, N 2.)

3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020-2030 ГОДОВ (Приложение к КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), с. 326.

4. Инновации следует рассматривать в широкоформатном аспекте: инновации затрагивают не только производственно-технологическую сферу, но и широкий спектр других общественных сфер: экономику , финансы, политику, культуру и т.д.

5. Интервью Президента России Дмитрия Медведева от 31 августа 2008 года российским телеканалам "Россия", Первый канал и НТВ. http://news.mail.ru/politics/1984248/et

6. Политический доклад "План Путина - достойное будущее великой страны" на VIII съезде партии "Единая Россия", см.http://www.edinros.ru/news.html?id=124222.

7. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован