27 ноября 2007
1276

Есть идея от Сергея...

У исполнительного секретаря Межрегионального профсоюза корабелов задумок много

Родители Сергея Прокофьевича Максименко защищали блокадный Ленинград. Сам же он помнит свой город с детских лет, когда набережная Робеспьера, одетая ныне в гранит, таковой не была, окаймляла Неву песчаными плесами, а они, мальчишки послевоенного времени, целыми днями искали приключений во дворах домов Дзержинской и Смольнинской стороны или же на речном берегу, куда притыкались на краткий постой грузовые баржи...

СЕГОДНЯ Сергей Прокофьевич Максименко - исполнительный секретарь Межрегионального профсоюза корабелов (МПРС). С ним я встречался не однажды, как в Северо-двинске, так и в Петербурге. Хотя сказать так не совсем точно, потому что упомянутые встречи никогда не ограничивались рамками обычного интервью. По ходу разговора Максименко предлагал свой сценарий: посетить конкретное предприятие, посмотреть все своими глазами, познакомиться с тем или иным руководителем. При этом Сергей Прокофьевич сам брал на себя роль провожатого и гида, а то и вовсе садился за руль машины, и мы, как говорится, ехали непосредственно на место.

Максименко никак не назовешь кабинетным работником - его непросто застать в питерской резиденции МПРС на Конногвардейском бульваре, 21, он руководитель, который всегда стремится туда, где разворачиваются события. По этой причине последний раз мы вообще любопытно разминулись: я приехал в Петербург, а Максименко на несколько часов вылетел в Северодвинск. Здесь он встречался с неожиданно приехавшим сюда главой ОСК Юрием Яровым, а затем срочно вернулся, чтобы заняться уже вопросами моей командировки. Иными словами, Сергей Прокофьевич легок на подъем. Еще одно присущее ему качество - работать с идеями, которые интересны многим.

Плясать от экономики

Помнится, насколько необычно в свое время прозвучали его мысли по созданию правовой переговорной базы между работодателями, причем разного уровня, и профсоюзами. При этом начальный масштаб такого рода соглашения - отдельно взятая судостроительная отрасль региона - в перспективе предлагалось расширить до всероссийского, чтобы его положения концентрированно отражались в коллективных договорах по всей стране и в разных отраслях экономики. Скептики, те засомневались - не слишком ли широкий замах? Максименко же резонно заметил: ничего нового мы здесь не изобретаем - речь идет о классической европейской модели взаимоотношений между работодателями и профсоюзами. Она уже доказала свою состоятельность, пора осваивать ее и нам...

Такой была идея. А сегодня дело делается. Не так спешно, как хотелось бы, но, видно, на то и Россия, в которой, как известно, долго запрягают.

Последняя моя командировка в Петербург по времени совпала со всплеском забастовок в северной столице. Говорить о массовом характере этого явления неверно, но бастовали докеры порта Санкт-Петербург, рабочие Всеволожского завода "Ford", готовились выступить почтовики. У всех - требования экономического характера, прежде всего - повышение зарплаты. Не обсудить этих событий мы просто не могли.

- В профсоюзной работе, тем более, если дошло до забастовки, мы должны идти от экономических показателей, от эффективности производства, - убежден Максименко. - Какую долю составляет зарплата в себестоимости? Какая выработка на одного человека? Какова производительность труда? А отсюда уже другие вопросы и в том числе по нормированию труда, и лишь затем уже - правомерно ли что-то требовать?

Экономику Максименко ставит во главу всего, ибо, по его убеждению, она объясняет все причины и следствия.

- У финского корабела высокие заработки, потому что на финских верфях производительность труда выше нашей, - размышляет Сергей Прокофьевич. - Об этом надо задуматься всем, а в особой мере иным хозяевам российских верфей. Хотите стабильной работы, жизни без забастовок? Тогда вкладывайте деньги не в свою очередную прогулочную яхту или же в обустройство личных апартаментов, а в модернизацию производства. Чем выше будет его рентабельность, тем выше зарплата у корабелов.

Биржа ОСК

Как историк, свидетельствую, Максименко знает свой город, любит его и, верно, потому увлеченно рассказывает о нем. Это не может не вызывать симпатий, особенно сегодня, когда многое из сферы больших денег и строго меркантильных интересов, столь чуждое Петербургу, к сожалению, входит в его повседневный быт.

Мир меняется, меняются многие привычные вещи. Кто бы мог предположить каких-нибудь пятнадцать лет назад, что питерские корабелы, не все, конечно, но все же тем числом, что впору говорить о явлении, подадутся на заработки в Финляндию, а их северо-двинские собратья по профессии - искать лучшей доли здесь, на верфях Петербурга?

Поэтому предметом нашего разговора с ним послужило и явление миграции (или даже эмиграции) трудовых ресурсов Судостроя на Северо-Западе. Здесь у Максименко, как выяснилось, тоже есть идеи...

- Сначала Россия поставляла на Запад своих путан, - усмехается Сергей Прокофьевич, - потом лучшие свои "мозги", теперь же настала очередь рабочих кадров. Ну а если серьезно, то бытующая на сегодня система называется "заемный труд". Есть так называемые рекрутские компании, в Петербурге таких несколько десятков. Они не обременены основными фондами, просто вербуют специалистов для выполнения определенной работы. Такого рода деятельность законом пока не запрещена, но в итоге нанятый человек, по сути, оказывается на положении раба: 18-часовой рабочий день, отсутствие какой-либо защищенности от произвола работодателя, а такое, к сожалению, случается.

- И все же люди едут...

- Едут, причем целыми бригадами. Главный их довод - платите здесь так же, как там. Понять можно. К тому же и финны им как бы подыгрывают - берут на себя организацию проживания, питания. Но ведь это производство, и случись что, за последствия никто отвечать не будет. Есть ли риск? Безусловно он велик. На ближайшем заседании Координационного комитета Санкт-Петербурга по занятости мы хотим обсудить положение дел с кадрами в нашей кораблестроительной отрасли. Больше того, придать вопросу о трудовых ресурсах судостроителей особое значение в связи с недавней регистрацией Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В частности, надо создавать гибкую систему маневренности кадров, чтобы у корабелов разных верфей не было простоев, а всегда была работа, достойная оплата и, конечно, охрана труда и защита прав со стороны профсоюза. Если хотите, такую систему можно назвать биржей труда ОСК. Хотя, конечно, не в названии дело, важна идея...

...а караван идет

Безоблачным бытие Межрегионального профсоюза не назовешь, и, к сожалению, не только потому, что хватает повседневных забот. Организация действует уже третий год, постоянно растет ее численность, но не всем, как видно, это нравится. Прежде всего, руководителям Российского профсоюза судостроения (РПС), от которых в Межрегиональный (МПРС) ушли частью питерские и практически все северодвинские корабелы. В сентябре Николай Чалов - председатель профсоюза судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области (входит в РПС) в своем интервью не преминул "удостоить" Сергея Прокофьевича следующим: "Действия г-на Максименко С.П. по расколу Российского профсоюза работников судостроения... Еще в 2004-м, используя пробелы в законодательстве, сумел зарегистрировать так называемую Территориальную организацию профсоюза работников судостроения"... Ну и так далее.

Странная логика у г-на Чалова. Как и терминология. "Пробелы в законодательстве" - кто бы пояснил, что это такое? Есть закон, он обязателен для всех, и созданием самой организации Межрегионального профсоюза закон не был нарушен. Так что же, выходит, "пробелами в законодательстве" можно называть все, что в законе неугодно кому-либо, в данном случае г-ну Чалову? И потом, если у Максименко и его единомышленников нашлись десятки тысяч сторонников, причем не только в Петербурге, но и в Северодвинске, в других городах, стоит задаться вопросом: все ли в порядке с РПС, если его члены решили создавать новый профсоюз?

Питерская "штаб-квартира" Межрегионального профсоюза судостроителей расположена порядка ста шагов от Дворца Труда - главной резиденции профсоюзных организаций Санкт-Петербурга и Ленин-градской области. Здесь Сергей Прокофьевич свой человек. А в его профсоюз, созданный, главным образом, в союзе с северодвинцами, приходят просить совета и помощи руководители и других организаций.

Скажу больше, пример объединительной инициативы питерских и северодвинских судостроителей, которая так не нравится РПС, или "профсоюзу Макавчика", как его порой называют, оказался заразителен. В последний день моей командировки в Петербург я стал свидетелем того, как на встречу с Сергеем Прокофьевичем напросилась делегация работников одного из... автобусных предприятий. Да, у транспортников своя специфическая сфера, но в тот день они пришли к Максименко по принципиальному вопросу - как создать свою организацию, реально защищающую их права? Задаться этим вопросом людей заставила жизнь. А с кем посоветоваться, как не с теми, кто пошел по этому пути первым? Это ли не признание авторитета Межрегионального профсоюза?!

Олег ХИМАНЫЧ
http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2007/11/27/64778/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован