12 июля 2002
331

Этнополитическая доктрина России

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИИ

Аналитический центр Фонда `Русский проект` предлагает вниманию читателя обзор этнополитических доктрин новой и новейшей истории России, а также проект этнополити-ческой доктрины будущего. Мы глубоко убеждены в том, что подержание крепкого, дее-способного духа нации - первостепенная задача государства, коль скоро оно желает на что-то претендовать. К возрождению России не могут привести просто экономические рефор-мы. В основе любого исторического подъема всегда лежит национальное воодушевление и самосознание. Как этого достичь, мы предлагаем вместе обсудить.

1. Этнополитическая доктрина Российской Империи
Основные документы: полемика между Л.А.Тихомировым и В.С.Соловьевым
Содержание доктрины: Россия создана и поддерживается русским по племени и православным по вере народом. Никакая другая народность не должна иметь больших прав в России, чем русские, но некоторые народности могут быть поставлены наравне с русской. Право на развитие получают лишь те народности, которые не угрожают существованию России и не мешают русским управлять по-русски и оставаться русскими (принцип государствооб-разующего племени).
Россия есть семья народов, собранная вокруг русского народа в государ-ственном единстве. Национальное соединение (русификация) может быть только добровольной и проходить в отношении тех народностей, которые не способны к созданию собственной коллективности, юридической субъектно-сти. Одновременно, пресекается всякое раздувание племенного антагонизма, подчеркивание по любому поводу различий между каким-либо племенем и русскими. В слабых или враждебных народностях государство замечает лишь людей и их личные права, но не коллективность и право ее развития (принцип исключения этничности из политики).
В соответствии с принципом лояльности формируется отношение к на-циональностям Империи, которое дифференцировано в зависимости от заслуг и отношения к российской государственности.
В соответствии с принципом справедливости (а не уравнительности) права соотнесены с обязаннос-тями, награды или наказания ? с заслугой или виной. Уравнительность в отношении национальностей означала бы ?отнять у русских их достояние и отдать тем, кто его не только не соби-рал, но и возьмет только для того, чтобы разрушить или экс-плуатировать в своих особых целях?.
Основные результаты применения доктрины: Отсутствие крупных межэтнических конфликтов, сохранение всех вошедших в состав Империи на-родностей, лояльность иноконфессионального и иноэтнического населения к русской власти, определенность этно-культурного образа власти в глазах на-селения.

2. Этнополитическая доктрина советской эпохи
Основные документы: произведения В.И.Ленина и партийных съездов.
Содержание доктрины: Исходные посылки советской этнополитиче-ской (национальной) доктрины покоились на принципе ликвидации государ-ства и антипатриотизме (?у пролетария нет отечества?) и ненависти к ?вели-корусскому шовинизму? (доктрина ?тюрьмы народов?).
В дальнейшем советская доктрина преобразовалась в доктрину ?дружбы народов?, сочетающую в себе представление о ?новой исторической общно-сти - советском народе? (аналог нации-государства западного типа) и развития самобытности народов (поощрение этнических кадров в управлении, науке, искусстве, выравнивание уровней развития и т.д.).
В результате национально-территориального деления (взамен губерн-ского в Российской Империи) возникли этнические номенклатуры и этниче-ские клановые группировки. Одновременно происходило ущемление русского самосознания (русская история, литература, искусство преподносились как борьба передовых слоев общества против жестокого абсолютизма) и русской коллективности (РСФСР была лишена не только собственной Академии Наук, но и республиканской парторганизации).
Важным элементом доктрины было признание справедливости нацио-нально-освободительных движений, за которые выдавались любые всплески революционной стихии стран третьего мира. Впоследствии аргументация в поддержку этнических движений была использована этнономенклатурой для разрушения СССР и организации межэтнических конфликтов, облегчавших получение привилегий и этнических уделов.
Важной особенностью указанного периода было игнорирование этнопо-литических процессов, протекающих вопреки постановлениям партийных съездов об укреплении советского патриотизма и пролетарского интернацио-нализма, изживании местничества и воспитания граждан в духе дружбы наро-дов.
Основные результаты применения доктрины: Последовательное раз-рушение русского самосознания, размывание этнокультурного образа власти (и страны в целом), усиление этнической дифференциации за счет искусст-венного возвышения этнического самосознания нерусских народностей (в особенности среднеазиатских народов и украинцев), возникновение искусст-венных административных границ между этносами, по которым в дальнейшем была расчленена страна.

3. Этнополитическая доктрина эпохи ельцинизма
Основные документы: материалы Миннаца, Концепция национальной политики, материалы парламентских слушаний.
Содержание доктрины: Первоначально доктрина складывалась на ос-нове принципа ?сбрасывания периферии? и выделения России из СССР как наиболее поддающегося демократическим реформам ядра. Затем произошло соединение демократической риторики с прежними политическими штампами о дружбе и свободном развитии народов России. Этнополитическая конст-рукция СССР была повторена в России: выделены ?титульные? уделы, кото-рые получили возможность строить систему управления по собственному ус-мотрению и иметь преимущества как в верхней палате парламента (представи-тельство в Совете Федерации от территорий, а не от равного числа избирате-лей), так и в нижней (специальные избирательные округа для малочисленных субъектов Федерации). Советская этнополитическая доктрина была внедрена в госстроительство концепцией федерализма, некорректно трактующей Россию как ?союз народов? или союз независимых субъектов (?титульных?), федери-рующихся в зависимости от своего желания (исторически Россия никогда не была федерацией, а федеративное устройство эпохи Ельцина лишь отражало лишь ослабление государственного единства).
В этнополитической доктрине ельцинской эпохи были восстановлены принципы, которые официальная пропаганда советского времени не востребо-вала из наследия большевиков. Наиболее ярким проявлением этой преемст-венности была организация кампании борьбы с ?русским фашизмом? (Мин-юст + ?Мост?). Второе проявление ? тезис о необязательности русского языка в системе образования (под видом принципа ненасилия в системе образования и соблюдения прав на образование на национальном языке).
Доктрина о ?советском народе? была заменена доктриной ?многона-ционального народа?, которому официальная риторика дала имя ?россияне?.
Основной особенностью указанного периода был переход к рассмотре-нию русских как этноса (а не суперэтноса и не политической нации) ? то есть, однородного племенного образования, отличающегося от прочих племен только своей численностью. Новым явлением стала открытая консолидация этнических элит в борьбе за привилегии, образование ?интернационалов? на-циональных меньшинств без участия русского народа (Миннац, Комитет ГД по делам национальностей, Ассамблея народов России и др.). Законодательст-во предоставило легальные возможности для этнического обособления за счет бюджетных средств (система национально-культурных автономий).
Основные результаты применения доктрины: Болезненное обостре-ние этнического самосознания и тяжелейшие межэтнические конфликты, воз-никновение этнического паразитизма ? набора необоснованных привилегий, которыми наделяются национальные меньшинства (точнее ? выступающие от их имени группировки) в сравнении с русским большинством; подавление всех проявлений русскости, утрата образа страны, распад власти и ?верхов? общества на клановые группировки (в значительной степени имеющие этни-ческий характер).

4. Основы для современной этнополитической доктрины
Ключевые задачи этнополитики:
1. Воссоздание социокультурного ядра политической нации ? русского самосознания, которым формируется образ страны и ее стратегические уст-ремления в мире. Формирование единой политической нации в противовес интернационалу субкультурых и этнических меньшинств.
2. Восстановление демографического потенциала русского народа как государствообразующего.
3. Восстановление лояльности этноэлит к центральной власти.

Основные принципы:
1. Принципа равенства прав граждан вместо иллюзорного принципа ра-венства прав народов (формирование многонародной нации с единым куль-турным стандартом на основе достижений русско-православной цивилиза-ции).
2. Принцип национальной иерархии: государствообразующая русская нация (состоит из множества русских этносов: великороссы, малороссы, бело-русы и др.) и национальные меньшинства, защищаемые в соответствии с нор-мами международного права, но без формирования политической субъектно-сти. Первая группа составляет около 90% населения страны, что отражает ее мононациональный (а не многонациональный) характер.
3. Принцип деэтнизации политики: Россия ? родная земля для всех рос-сийских народов, граждане политически равны вне зависимости от этнической принадлежности. Следствие: ликвидация ?титульных? субъектов Федерации, введение принципа равного представительства в парламенте от равного числа граждан, запрет на политические организации, формируемые по этническому принципу или выступающие от имени этносов и за их политические права (монополия государства на этнополитику).
4. Принцип лояльности: гражданство не означает автоматического вхо-ждения в политическую нацию. Политическую нацию составляют лишь те, кто лоялен к государственному укладу и культурно-историческим традициям, а также включенность в решение общенациональных (а не только частных или групповых) задач.

Главная задача этнополитики России ? снова сделать Россию русской страной. Только тогда межэтническая конфликтность может быть усмирена, только тогда будет возможно сотворчество малых народов под сенью русской культуры, русской исторической традиции.

См. публикации по близким темам
www.olmer1.newmail.ru ? журнал ?Золотой лев?
http://people.tochka.ru/velikоross ? газета ?Великоросс?
http://kolev3.narod.ru ? А.Н.Савельев
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован