Эксклюзив
29 августа 2013
7433

Евгений Газеев: Надо к небу поднять глаза и запрыгать как коза...(артиллерист Яшка - `Свадьба в Малиновке)

Наверное, всё-таки больше будет "уместен" нежели чем "неуместен" некий научно - смысловой "торг" по поводу темы "Русской имперской культуры как интегративной реальности", изложенной на Viperson в весьма и весьма приличной философской интерпретации уважаемого белорусского коллеги Александра Гронского. К тому же мы, учитывая изначальные предостережения автора, что "современные интеллектуалы любят мыслить глобальными конструкциями", попробуем как можно "поосторожнее" и "попредусмотрительнее" "подобраться" к данной далеко не простой и вовсе даже не праздной теме, именно так, как говорил когда-то великий Аркадий Райкин: "через задний кирильцо...>>.
Вообще - то для нас, в принципе, скорее всего всё-таки будет весьма и весьма благоразумным как можно поаккуратнее "присовокупляться" и в личном, а тем более коллективном (политическом, социальном и т.д.) "плане" к так называемым предлагаемым всем современным "имперским" категориям и особенно находящимся (зарождаемым) в плоскости культуры (тем более весьма многогранной), т.е. очень сложной (да и неоднородной) субстанции отражения (хранения) исторической памяти того или иного народа, традиций, уклада мышления, амбиций, обид и неуемных, у довольно многих людей, находящихся внутри подсознания, желаний вернуться (или повернуться) к великому, по их мнению, могуществу былого (как правило, с сильно идеализированными и искаженными представлениями прошлого в силу имеющих место быть слабых исторических познаний у абсолютного большинства нашего с вами населения).
Это только на первый взгляд, кажется так, вроде того, что нет же ничего такого особенного - ну, имперская культура, ну, допустим, даже и русская, которую рассматривает уважаемый Александр Гронский, ну чего тут уж больно особенного....
Но, однако и именно вот здесь, если мы сейчас не поймем и не расставим более-менее внятные философские акценты между единством и борьбой противоположностей напрямую и основательно заложенных в настоящем, прошлом, да и будущем, в реалиях и всевозможных представлениях имперских категорий, которые абсолютно все без исключения являются не только тесно взаимосвязанными друг с другом, но и глобальными по внутреннему потенциалу и всей своей сущности, а в череде их именно "культура" занимает безусловно важное, но, тем не менее, далеко не самое главное место, то тогда никогда не дойдем до представления о том, что все имперские категории становятся потенциально опасными для человечества если за "дело" с ними "берутся" или дилетанты, или авантюристы, или психически ненормальные люди.
И именно здесь следует обратить особое внимание на то, что автор, правда всего лишь штрихом, обводит один очень примечательный фактор того, что "Понимание империи в культурно-духовных категориях делает её обусловленной свыше, поэтому постоянно возрождаемой. Других пониманий империи в России практически не существовало. Например, из государственных деятелей дореволюционной России империю в чисто экономических категориях представлял, пожалуй, только граф С.Ю. Витте...>>.
В принципе во всем этом заложено два очень важных вывода. Один, скорее всего, у Александра не совсем правильный, тот что: "Понимание империи в культурно-духовных категориях делает её обусловленной свыше...>>, т.к. все это не характеризует имперские категории как некую целостную и определенную систему и не видит (находит) в ней внутреннего импульса для развития и изменения ("Обусловленной свыше", это совершенно другой (скорее потусторонний) "коленкор")... Другой вывод совершенно верный, который указывает на то, что и раньше, а тем более теперь серьезной науки связанной с изучением предложенной автором темы, только не в узком, а более широком формате, как не было, так и нет...
И поэтому здесь вполне получается так, что: "Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, разумеется, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Мы находим здесь определенные свойства, которые частью общи, частью различны или даже противоречат друг другу, но в этом последнем случае они распределены между различными вещами, так что не содержат внутри себя никакого противоречия. Поскольку наше наблюдение остается в этих пределах, мы обходимся также обычным, метафизическим способом мышлении. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг).
К тому же здесь весьма уместно расставить все точки над многочисленными "И", потому что очень даже легко запутаться в том, когда автор, рассматривая и развивая тему "Русской имперской культуры" по сути, очень многое сводит в своих рассуждениях к "культуре советской": "Все, кто жил в Российской империи или СССР, до сих пор погружены в пласт имперской культуры...>>, но советская культура вовсе никогда не была имперской - она была совершенно другой - "национальной по форме и социалистической по содержанию", поэтому именно ее, а не "имперскую" логичнее всего было определить "как интегративную реальность" на современном постсоветском пространстве, да и не побоимся этого слова, современном историческом этапе.
А пока ученые и мы вместе с ними продолжаем подменять и путать основополагающие определения в теме связанной со сложными имперскими категориями их вовсю начинают превращать в фарс и утеху "новоявленные хозяева современной жизни": "князь" Бари Алибасов и, "графы" Геннадий Селезнев, Станислав Сандальский, Александры - Малинин и Розенбаум, "герцог" Абрамович, "виконт" Березовский и т.п.
Далеко небезызвестный знаток и ценитель (чуть было не сказал "целитель"), как имперских правил, так и их порядков Никита Михалков сегодня не забудет лишний раз отметиться своим происхождением из дворянского рода приближенного к великокняжескому и царскому двору...
Дальше в лес - больше дров: некоторые "джигиты" с Кавказских гор стали величать себя потомками Шамиля и даже самого Всевышнего, а один чудак из Калмыкии, говорит, что он прямой потомком великого Чингиз - хана...
И все это было бы конечно, по большому счету, просто смешно, если б, в принципе, не было б так грустно...

Е. Газеев
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован