04 июля 2003
6354

Евгений Гильбо: Березовский - православный, по основным поведенческим характеристикам является ярким представителем русской национальной культуры

Евгений Витальевич, полемизируя с Вами господин Щедрин задал Вам прямой вопрос: "Причем здесь великая русская идея и личность еврея Березовского?". Не потрудитесь ли Вы ответить на этот вопрос по существу?

Существуют две полярные точки зрения на определение принадлежности человека к нации. Старая, нацистская или расовая концепция, утверждала, что принадлежность определяется "кровью", то есть генетической наследственностью. Эта концепция не выдержала верификации, так как при последовательном ее проведении очень сложно найти "чистокровного" русского, немца, англичанина или тем более американца.

Во второй половине прошлого века была разработана более современная концепция национальной принадлежности. Которая делает акцент на культурных аспектах. Она восходит к трудам испанского социолога Ортеги-и-Гассета и кладет в основу национального самоопределения личности принадлежность к "национальному дискурсу" (в других терминологиях - "эгрегору"). Сегодня этот подход является общепринятым в научном мире и в практике цивилизованных наций. Нацистский же подход "по крови" и "по расе" давно вышел из обихода.

С точки зрения этого, современного цивилизованного подхода, Березовский несомненно является русским, и нет никакого основания для причисления его к евреям. По вере Березовский - православный, по языку - русский, по основным поведенческим характеристикам также является ярким представителем именно русской национальной культуры, его включенность в русский национальный дискурс, да еще в качестве значимой фигуры, не вызывает сомнений.

Основания отнести Березовского к евреям появляются только если твердо встать на нацистскую точку зрения. С этой точки зрения существенно, что в роду у Березовского были евреи. Кстати, были и кавказцы, что с точки зрения господина Щедрина тоже может быть "компроматом". Но даже с этой точки зрения Березовского трудно с уверенностью причислить к евреям, так как он не знает ни идиша, ни иврита, ни какого-либо другого еврейского языка.

Уверенность господина Щедрина в том, что еврей, даже если причислить Березовского к евреям, не может объективно работать в интересах России, также не имеет ничего общего с реальностью. Она является порождением модной ныне идеологии антисемитизма. Не во всех, конечно, кругах модной, но по крайней мере в тех, где господин Щедрин вращается.

Правда, и антисемиты как таковые, обычно не встают на столь определенную точку зрения. Например, господин Дугин в своих работах делит евреев на "плохих" и "хороших" по некоторым признакам, причем вторым он вовсе не отказывает в способности работать на победу русской идеи; господин Макашов высказывался, что евреи вообще не вредны России, а вредны "жиды" (причем последние не обязательно евреи, а те, кого в "жиды" Макашов зачислит); классик российского антисемитизма господин Шульгин также проводил существенную дифференциацию. Отказывая евреям в способности работать на русскую идею вообще, господин Щедрин идет в своей юдофобии существенно дальше антисемитов.

Вообще, нацистская точка зрения, определяющая принадлежность к нации "по крови" оказывается крайне вредной для любой нации. Такая дифференциация по сути раскалывает нацию, превращая существенную часть ее представителей в "меньшинства" и провоцируя их отход от созидательной работы на благо Родине и своей нации. Например, следуя этой точке зрения, пришлось бы отказать в способности быть выразителями русской идеи Пушкину, Багратиону, Левитану, Сталину, Гоголю, Крузенштерну и т.п. Конечно, такая позиция удобна, чтобы хотя бы формально исключить из национального дискурса более сильных, умных, энергичных конкурентов. Это позволит питать иллюзию на личное продвижение, но существенно ослабляет нацию в целом.

Думаю, приверженность Щедрина юдофобии и приверженность к нацистской концепции национальной принадлежности, определяется не его убеждениями, а скорее просто недостатком гуманитарного образования. Во всяком случае, в своем материале он высказал совершенное незнание реального содержания фашистской идеологии, подменив его каким-то совсем уж нереальным мифом. Тем не менее, я думаю, что высказываемая Щедриным позиция должна быть обсуждена по существу, поскольку вопрос о том, что есть сегодня Русская нация и кого считать русским.

21 апреля 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=37593
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован