Евгений Витальевич, что означает назначение Сергея Игнатьева главой ЦБ для российской финансовой системы?
Когда агентства так называемого "кремлевского пула" со ссылкой на пресс-секретаря главы государства сообщили, что Путин предложил Госдуме досрочно освободить Виктора Геращенко от обязанностей главы ЦБ РФ, реакция аналитиков была очевидной - произошло ожидавшееся со дня на день событие. Не стало неожиданностью и то, что в качестве кандидатуры на пост председателя ЦБ Президент РФ указал первого заместителя министра финансов РФ Сергея Игнатьева, с которым он провел накануне рабочую встречу. Игнатьев был одним из самых очевидных кандидатов в силу своей давней близости к группировке Чубайса.
Дело в том, что в руках руководства ЦБ находится один из мощнейших источников богатства в нынешней России - кредитная эмиссия. Как известно, Центральный банк производит новые наличные деньги - печатает их Минфин, а в обращение запускает ЦБ. Разница между себестоимостью производства купюр и их покупательной способностью оказывается чистым доходом эмитента (сеньора) и традиционно называется сеньоражем. Этот доход, в принципе, контролируется государством и используется в интересах исполнительной власти.
Но ЦБ обладает несравненно более мощным эмиссионным ресурсом - эмиссией кредитной массы. Прирост массы кредитов за год обычно в несколько раз превышает прирост массы наличных денег. И этим объемом новых денег ЦБ распоряжается почти бесконтрольно. От воли руководства ЦБ все эти годы жестко зависело, кто получит дополнительные кредиты, у кого будет достаточный объем оборотных средств. Понятно, что эти кредиты доставались заемщикам на весьма льготных условиях, а благодарные заемщики никогда не отказываются поделить выгоду с благодетелем. И выгода эта бывает не только денежной, но и политической.
В условиях надвигающегося дефицита финансовых ресурсов обладание этим мощнейшим источником финансовых ресурсов является важнейшим стратегическим ресурсом не только в экономике, но и в политике, особенно накануне президентских выборов. У Путина нет своего человека, который мог бы справиться с должностью главы ЦБ (если не считать Илларионова, который, впрочем, вряд ли справится, или Делягина, который вовсе не свой для Путина человек). Поэтому выбор у Путина был из трех альтернатив - или оставить дело в руках Геращенко, или назначить Касьянова, или отдать все на разграбление старой питерской группировке в надежде на ее лояльное отношение в перспективе. Но Геращенко уже однозначно на Путина не ставит, Касьянова в ЦБ неизбежно съедят ибо всякого компромата у тамошней публики на него полно, так что казалось бы остается только один выбор. А выбирать из одной альтернативы - единственный выбор, который способен сделать Путин. Правда и здесь ему необходимо время поколебаться...
Назначение Сергея Игнатьева главой ЦБ означает начало бурного процесса передела эмиссионных ресурсов (сеньоража эмитента) в пользу команды Чубайса. Чубайс постарается закачать ресурсы в РАО ЕЭС и обналичить их для инвестиций в политику. Путин может рассчитывать, что Чубайс окажет ему на выборах такую же поддержку, как в 1996 Ельцину. Но вполне вероятно, что Чубайс уже сделал выбор в пользу другого проходного кандидата, который обеспечит ему в качестве платы премьерское кресло. А там... все может быть, и тогда самая амбициозная мечта Чубайса может и реализоваться.
Впрочем, будущее туманно, и гадать на него на кофейной гуще - занятие малоперспективное. Зато предсказать контуры предстоящих после ухода Геращенко финансовых потрясений несравненно легче. Ясно, кого будут давить и кого - поднимать. А если ясность есть, дела обстоят не так уж плохо.
18 марта 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=21467