14 апреля 2005
825

Евгений Каблов: Хай-тек по-русски

Тот, кто вкладывает деньги в нашу страну, всегда выигрывает

Интерес потенциальных западных партнеров к российской экспозиции на выставке-ярмарке в Ганновере оказался выше самых смелых прогнозов.

Собранные воедино российские промышленные ноу-хау, похоже, удивили не только иностранцев, но и русских участников ярмарки. У нас ведь нет постоянно функционирующей выставки достижений нашего многоукладного хозяйства. Отраслевые показы, даже вроде грандиозного авиасалона "МАКС", носят все-таки узконаправленный характер. И лишь в Ганновере оказалось возможным увидеть научно-технический и технологический потенциал России в целом.

Протокол осмотра нашей экспозиции руководителями РФ и ФРГ был очень жестко регламентирован. И тем не менее Владимир Путин и Герхард Шредер втрое больше отведенного времени задержались на стенде среднего и малотоннажного кораблестроения, который представлял гендиректор корпорации Михаил Хейфиц. Оказывается, наши корабелы при активном участии немецких партнеров строят самые комфортабельные яхты для... американских миллиардеров. В России идет строительство судов для береговой охраны ФРГ. Просчитав все плюсы и минусы, Германия заказала нашей стране строительство целого флота танкеров-химовозов. Это очень сложные проекты, требующие самого жесткого соблюдения технологии изготовления. Так вот, по мнению расчетливых немцев, нигде в мире этого не сделают лучше, чем в России. В перспективе у нас и строительство многофункциональных буксиров для нужд тех, кто работает на береговом шельфе, и производство поисково-спасательных катеров серии "Мангуст", и создание высокоскоростных малотоннажных патрульных кораблей для пограничников. А ведь принято считать, что судостроение давно переместилось в страны Юго-Восточной Азии. Оказывается, это не совсем так.

Самым ярким подтверждением того, как старые советские достижения в области высокотехнологичного производства можно адаптировать к новым условиям, является, наверное, титановая металлургия. В СССР путем неимоверных затрат удалось создать настоящую титановую индустрию, с которой не могли сравниться ни США, ни Западная Европа, ни Япония. Только нам было по силам серийно выпускать титановые подлодки и широко применять титан в авиастроении. Проблема в том, что титан - металл очень капризный в обработке. И чем крупнее заготовки, тем труднее их формировать. Доводка технологического процесса требовала таких огромных капиталовложений, что во всем мире посчитали работу с крупными титановыми изделиями неперспективной. И только у нас довели, казалось бы, идею фикс до совершенства. Увы, когда рухнул Союз и упал до нуля госзаказ, титановое производство пережило не кризис, а настоящую катастрофу. Но нашелся один человек, который сказал обстоятельствам "нет". Это - Тетюхин Владислав Валентинович, оказавшийся не только опытным производственником, но и настоящим топ-менеджером совершенно новой формации. Он и сформированная им команда сумели сохранить в России титановое производство.

Сегодня мировое авиастроение во многом ориентировано на русский титан. Новейший американский "Боинг-787" сразу проектировался с расчетом на титановые стойки шасси, сделанные в России. Почти все титановые компоненты гигантского европейского аэробуса "А-380", выпуск которого только начинается, опять же русского происхождения. Вообще участие России в авиационных проектах европейского эрбаса очень показательно. Аэробус "А-380" аналогов в пассажирском авиастроении не имеет. А ведь при создании этой уникальной машины широко использовались фундаментальные исследования российских ученых и новейшие сплавы, созданные во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ).

Директор ЦАГИ Владимир Дмитриев не без гордости сказал, что продуть огромное крыло "А-380" удалось лишь российским специалистам. При этом были получены интереснейшие результаты, без учета которых эксплуатация гигантского аэробуса вряд ли будет возможна. Важнейший элемент конструкции "А-38" - место стыка крыла и фюзеляжа, будет изготавливаться в России из совершенно уникального сплава, созданного учеными Института авиационных материалов. Директор ВИАМ Евгений Каблов отметил, что сплава с такими механическими характеристиками не удалось получить даже в США, хотя на работы в этом направлении за океаном выделяют значительные финансы. По словам Каблова, сейчас рассматривается вопрос использования в конструкции фюзеляжа "А-380" металлполимерного композиционного материала Сиал, являющегося несомненным российским ноу-хау в области самых высоких технологий.

Настоящей же сенсацией российской экспозиции на ярмарке "Ганновер-2005" стал завод по безотходной переработке бытового мусора и промышленных отходов.

Несколько лет назад коллектив ученых Института проблем химической физики РАН под руководством профессора Георгия Манелиса в инициативном порядке стал решать, как сжечь мусор так, чтобы на выходе получалось только тепло, не было ни дыма, ни опасных диоксинов. Используя старые наработки по советским военным программам, ученые из подмосковной Черноголовки разработали такую технологию, которая позволяет полностью сжигать любой мусор без всякого вреда для экологии. При этом стоимость российского завода в четыре раза ниже стоимости западных мусоросжигалок, которые, стоит напомнить, экологически далеко небезопасны. Интерес к российскому проекту был очень велик. В ходе ярмарки "Ганновер-2005" было подписано соглашение с одной из австрийских инвестиционных компаний о финансировании строительства крупнейшего мусороперерабатывающего завода в Краснодарском крае. И это замечательно - Черноморское побережье России полностью решит утилизацию бытовых и промышленных отходов.

http://www.rg.ru/2005/04/14/ganovver.html

Сергей Птичкин

"Российская газета" - Федеральный выпуск No3745 от 14 апреля 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован