22 октября 2003
895

Евгений Каблов: Катастрофа по регламенту

Ученые-авиаторы против новых правил технического регулирования

Большая группа руководителей научных организаций, генеральных конструкторов и ученых направила руководству страны письмо, в котором высказывается против некоторых положений федерального закона "О техническом регулировании". Выразитель настроений инициативной группы, гендиректор ФГУП "Всероссийский институт авиационных материалов" (ВИАМ) Евгений Каблов заявил, что упомянутый закон -- это удар по надежности эксплуатации авиатехники и безопасности полетов. "Самолеты будут падать именно по закону о техническом регулировании, -- утверждает профессор, -- поскольку он отменяет обязательную сертификацию".

В частности, авторы письма недовольны тем, что согласно новому закону до 2007 года практически все ведомственные нормативные акты, определяющие требования по безопасности в сфере авиации, должны быть заменены законами. Причем особенно ученых возмутило то обстоятельство, что принимать разрабатываемые на основе нового закона технические регламенты будут депутаты: регламенты имеют статус федерального закона. Авиаторы сомневаются в том, что парламентарии смогут разобраться, какие регламенты принимать, какие нет, -- только по авиационным материалам имеется несколько тысяч стандартов.

Акция специалистов вызывает некоторое недоумение по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, федеральный закон "О техническом регулировании" был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом еще в декабре прошлого года, а вступил в силу 1 июля 2003 года. За это время можно было не раз поднять шум, как это делали, например, представители КамАЗа, недовольные экологическими требованиями к автомобилям. Или 62 парламентария из межфракционного депутатского объединения "Авиация и космонавтика России", не раз требовавшие доработать закон. Некоторые поправки были учтены, что улучшило документ. Во-вторых, не самим депутатам предстоит сочинять регламенты. Для их разработки будут привлечены экспертные комиссии по техническому регулированию, положение о которых уже утвердил председатель правительства. Таким образом, государство, отдав рынку регулирование качества товаров, оставило за собой контроль за всеми видами безопасности.

Герман Греф в свое время назвал закон "О техническом регулировании" самым важным (наряду с законом "О банкротстве") законопроектом, принятым нижней палатой парламента в прошлом году. "Это революция", -- говорил глава Министерства экономического развития и торговли. Как считают в Минэкономразвития, принятие этого закона существенно облегчит переговоры России о вступлении в ВТО. В ходе прохождения закона через парламент некоторые сенаторы даже называли его "самым рыночным" из предложенных правительством за последнее время. Словом, закон "О техническом регулировании" большинством принят с восторгом, и на его противников смотрят с подозрением. Однако сфера безопасности полетов -- предмет весьма тонкий, речь идет о жизни многих людей. Поэтому беспокойство ученых нельзя рассматривать только как ностальгию по отмененным ведомственным актам. Ведь с 1998 по 2003 год российская авиация в авариях и катастрофах потеряла 125 самолетов и вертолетов, погибли 344 человека. В том числе в авиации вооруженных сил потеряно 60 воздушных судов, погибли 198 человек. За девять месяцев этого года в авиации в результате катастроф погибли 67 человек, потеряно 21 воздушное судно. Авторы письма надеются на возможность достижения компромисса между нормами нового закона "О техническом регулировании" и старыми принципами стандартизации и сертификации.

http://www.aviaport.ru/digest/2003/10/22/63422.html

газета "Время новостей"

22.10.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован