08 декабря 2003
984

Евгений Каблов: Плюс полмиллиарда на НИОКР

На столько будет увеличено финансирование исследовательских работ в авиастроении в 2004 году

После застойных 90-х годов, когда научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) государством практически не финансировались, в последние 3 - 5 лет руководство России предприняло ряд мер для восстановления научно-технического потенциала страны. В частности, принято несколько федеральных целевых программ, направленных на развитие промышленности и науки. В их числе - ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года". Реализуется Государственная программа вооружения, в которой также немало внимания уделяется разработке и производству авиатехники. Сформирована программа "Авиационно-космические материалы".

О важности НИОКР в авиастроении говорить не приходится. По мнению генерального директора Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) профессора Евгения Каблова, чтобы Россия могла производить перспективную гражданскую и военную авиационную технику, способную конкурировать на мировых рынках, нам нужно после спада 90-х годов восстановить или заново создать около 50 видов сплавов и материалов. Только на это нужны немалые средства.

За счет бюджетного финансирования, а также собственных средств НИИ, ОКБ, серийных заводов удалось активизировать многие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Появилась надежда, что отечественное авиастроение не канет в Лету, что Россия сохранит за собой звание одной из ведущих авиационных держав мира.

Впрочем, и здесь немало так называемых подводных камней. Не секрет, что в первоначальном варианте бюджета на 2004 год финансирование научных исследований в области авиастроения было значительно урезано. Это ставило под удар выполнение ряда федеральных целевых программ, лишало авиационную науку возможности работать над перспективными проектами, многие из которых пришлось бы резать по живому.

И надо отдать должное руководителям субъектов Федерации ведущих авиационных центров страны - Москвы, Московской области, Татарстана, Перми, Самары и других регионов, которые провели большую работу в федеральных органах власти, в том числе и в правительстве, Государственной Думе, чтобы не допустить сворачивания НИОКР в авиастроении в 2004 году. Весом вклад в это дело и группы депутатов во главе с Николаем Гончаром. И вот результат: финансирование НИОКР авиационной промышленности в следующем году будет увеличено на полмиллиарда рублей.

Этот факт редакция попросила прокомментировать первого заместителя генерального директора Росавиакосмоса Валерия Воскобойникова:

- Реализация федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" и ряда других программ позволила приостановить процесс падения научного и технического потенциала в авиационной промышленности и решать задачи по созданию авиатехники нового поколения. Мы приступили к завершению сертификационных испытаний авиалайнера Ту-334, самолета-амфибии Бе-200ЧС, развернули в полном масштабе комплекс работ по проблемам снижения шума и эмиссии (выбросу вредных веществ) на отечественных самолетах до международных норм ИКАО. Также развернут основной комплекс работ по сертификации перспективного авиадвигателя ПС-90А2, который будет соответствовать более жестким европейским нормам по экологии, вводимым после 2006 года.

Увеличение бюджетного финансирования сказалось на производстве всей продукции авиационной отрасли, объем которой за период с 1999 по 2003 год вырос в три раза. При этом важно отметить, что впервые в нынешнем году объемы и темпы роста поставок гражданской авиационной техники, производство и реализация которой раньше имели большие проблемы, превысили эти показатели по военной авиации.

Благодаря увеличению финансирования НИОКР сегодня с уверенностью можно сказать, что в 2004 году головные институты, конструкторские бюро и серийные заводы авиационной промышленности сохранят набранный темп по выполнению программных заданий. Одно из слагаемых успеха в позитивных тенденциях по восстановлению потенциала авиастроения - государственная поддержка.

От имени многотысячных коллективов авиационной промышленности, ученых, конструкторов и инженерно-технических специалистов разрешите сердечно поблагодарить мэра Москвы Юрия Лужкова, губернатора Московской области Бориса Громова, президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, губернаторов Пермской области Юрия Трутнева, Самарской области Константина Титова и других областей, а также депутатов Государственной Думы и персонально Николая Гончара за практическую помощь в решении вопросов по увеличению на 500 млн. рублей объема финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в авиационной промышленности в 2004 году.

http://www.aviaport.ru/digest/2003/12/08/67027.html

газета "Красная звезда"

08.12.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован