Эксклюзив
04 октября 2011
2416

Евгений Палкин: Образование и человеческий капитал

Палкин Е.А.
к.ф.-м.н., профессор, проректор Российского нового университета

ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Введение

Проблема дефиниций и терминов в приложениях современной экономической науки, и в экономике образования в частности, имеет на наш взгляд принципиальнейшее методологическое значение. Отсутствие четкости в понимании терминов, смешение понятий приводят к потерям времени и иных ресурсов при решении насущных задач. Примером такого рода может служить наблюдать смешение понятий "ОБРАЗОВАНИЕ" как собственно образование социальной личности, формирование элемента общества и "ОБРАЗОВАНИЕ" как создание человеческого капитала со всеми причитающимися экономическими атрибутами этой категории. Так недавняя полемика между В.Путиным и С. Мироновым по поводу ограничений на выезд за границу специалистов, подготовленных на бюджетных местах системы высшего образования РФ (по крайней мере в том варианте, который был представлен в СМИ), была порождена именно этим. В. Путин говорил о социальной стороне образования и был, конечно, прав в том, что образование человека не может быть ограничивающим фактором на его перемещение, а С. Миронов говорил об утечке человеческого капитала, сформированного за счет средств налогоплательщика, что, как и любая иная утечка любого (например, финансового) капитала, воспринимается отрицательно. Однако меры для экономических категорий должны быть экономические.

1. Капитал

Обратившись к определениям капитала, предлагаемых современной экономической теорией, нетрудно отметить их плюрализм, непротиворечивый, если вычленить из них основу - источник регулярного дохода его владельца (самовозрастающая стоимость). Однако в этой основе предполагается, что доход (стоимость) оценен в денежном выражении, то есть сопоставлен с финансовым капиталом. Вместе с тем, современная экономика различает различные типы капитала: физический (производственный), финансовый, сетевой, политический (можно рассматривать как разновидность сетевого), интеллектуальный и человеческий (часто рассматриваемый в совокупности с интеллектуальным капиталом). Проблема возникает в соизмерении этих капиталов. В классических определениях они должны быть соотнесены именно с финансовым капиталом в процессе производства прибавочной стоимости. Однако процессы в современном обществе далеко не всегда нацелены на получение прибавочной стоимости, существуют и иные критерии успешности процессов, а в них, тем не менее, вовлекаются все виды капитала.

Предлагаем следующее обобщенное определение капитала - капитал есть совокупность ресурсов, необходимых и достаточных для достижения цели.

Если в качестве цели признать "регулярный доход", получение прибавочной стоимости", то данное определение совпадает с классическим. Но в человеческой деятельности цели могут быть и иными. Данное определение работает и, как мы покажем, может быть эффективным для анализа процессов в самых разнообразных ситуациях, отличных от классических.

Уточним также термины рассматриваемого определения.

Цель - задача с измеряемыми показателями ее решения, признаками достижения цели.
Ресурсы - совокупность факторов, участвующих в решении задачи: материальные агенты (машины, здания, сооружения, передаточные устройства, запасы сырья), человеческие знания, навыки, связи, организационные структуры и пр..
Необходимые - совокупность (по номиналу) факторов обязательных для организации цепочки процессов достижения цели.

Достаточные - совокупность (по величине) факторов, определяющих достижимость всех промежуточных целей и, как итог, конечной.
Полезным понятием является также понятие потенциала.

Потенциал есть совокупность ресурсов, возможных для привлечения в цепочку процессов, достигающих цели.

Таким образом, потенциал преобразуется в капитал, если создана цепочка процессов, приведших к достижению цели. Для удобства эту цепочку процессов будем называть бизнес-процессом. Потенциал - это прогноз будущего результата, капитал - это факт успешной реализации процесса и достижения цели.

В конечном счете, достаточность потенциала проверяется фактом достижения цели и должна быть соотнесена с естественными факторами, противодействующими достижению цели, и с противодействием конкурирующих за ресурсы иных бизнес-процессов, организованных иными участниками для достижения иных целей. Иными участниками мы здесь называем любых организаторов иных бизнес-процессов, кроме рассматриваемого, действующих на том же экономическом поле и взаимодействующих каким-либо способом с рассматриваемым процессом.

Анализ и оптимизация бизнес-процессов - вот та задача, которую мы решаем с использованием данного понятийного аппарата.

Наиболее очевидными путями оптимизации является:
- наращивание потенциала до уровня, обеспечивающего достижение всех промежуточных целей,
- построение цепочки целей и всего бизнес-процесса наименее конфликтного по отношению к бизнес-процессами иных участников,
- уменьшение (разрушение) потенциала создаваемого конкурирующего бизнес-процесса,
- уменьшение (разрушение) капитала реализованного и действующего конкурирующего бизнес-процесса.

2. Образование как бизнес-процесс

В организации образования как бизнес-процесса заинтересованы несколько участников. Мы рассмотрим только трёх: индивидуума человека, вуз и государство, хотя этот список мог бы быть продолжен: предприятия, корпорации, отдельные социальные структуры и общество в целом. Все перечисленные участники имеют различные цели и выстраивают различные бизнес-процессы для их реализации.
Человек - имеет целью получения знаний и опыта работы с ними для повышения собственного человеческого и в первую очередь интеллектуального потенциала. Этот потенциал будет реализовываться как капитал в дальнейшей деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Вуз - получение различных ресурсов (также потенциала) для своего существования и развития.

Государство - получение человеческих ресурсов (человеческого потенциала), для своего существования и развития.

Заметим, что для всех участников цель - создание потенциала для своего существования и развития. Эта самая общая цель любых сложных систем и организмов, существующих, реализующих свои бизнес-процессы, то есть действующих во имя своих целей, а значит развивающихся.

В соответствии со своим статусом и целями данные участники выстраивают следующие бизнес-процессы.

Человек - используя свой интеллектуальный и (или) финансовый капитал, получает доступ к системе передачи знаний в вузе (первая цель), проходит успешно с помощью тех же типов капитала все необходимые ступени обучения (ряд целей), оканчивает вуз и получает сертификат, подтверждающий его потенциал, хотя и очень условно. Цель достигнута.

Вуз - используя свой сетевой капитал, если он государственный, то есть находится в госсистеме высшего образования, получает финансовые ресурсы для указанной основной цели, в том числе поддерживает ими свой статус. Сегодня для вузов имеются также возможности продажи услуг, используя саму организационную структуру вуза и реализуемого в нем учебного процесса как сетевой капитал. Для негосударственных вузов второй путь является единственно возможным.
Заметим, что если бы негосударственные (по форме) вузы были бы допущены к системе госфинансирования образовательных программ, они по сути стали бы государственными, так как бизнес-процесс с использованием громадного сетевого государственного капитала всегда имеет меньшие риски, чем простая продажа услуг. Форма собственности здесь не играла бы существенной роли, так как обязательное выполнение требований контролирующих госструктур вузом фактически обеспечивало бы эффективное управление им государством.

Государство, используя свой сетевой и финансовый капитал, создает систему высшего образования. Но решает ли этим оно свою задачу? Ведь простое создание человеческого потенциала, хоть и имеет громадное значение для общества, не имеет такого же значения для государства. Для него важен переход потенциала в капитал, действующий на территории именно данного государства. Только такая дополнительная установка является гарантией, что созданный в системе высшего образования человеческий потенциал будет работать как ресурс для развития данного государства.

Действующая система высшего образования осталась со времен СССР, когда основное внимание (по крайней мере официально) концентрировалось на социальных аспектах образования. Экономическая сторона тогда была упрощена до предела: человеческий потенциал благодаря "железному занавесу" всегда переходил в человеческий капитал, который принадлежал государству. Заработная плата работников с высшим образованием соответствовала в основном стандартному уровню проживания, а вся рента уходила в общественные фонды (государственные фонды).

Сегодня наше государство является открытым, что не гарантирует автоматический переход человеческого потенциала в капитал для нашего же государства.
Отрицательный результат для достижения основной цели государства в рассматриваемом процессе называют "утечкой мозгов". Масштабы этой "утечки" и тенденции ее развития являются индикаторами эффективности всего бизнес-процесса высшего образования для государства.

3. "Утечка мозгов" как индикатор незавершенности государственного бизнес-процесса
Под термином "утечка мозгов" понимают два различных процесса: утечку высококвалифицированных кадров за пределы государства и реализация человеческого потенциала внутри страны, но не по профилю его подготовки. Для простоты мы ограничимся лишь первым типом "утечки", хотя и второй тип также указывает на неадекватность бизнес-процессов, в которые включена система высшего образования.
Налицо конфликт целей различных государств по использованию человеческого потенциала для своих бизнес-процессов. Для страны, создавшей этот потенциал, ставится задача его использования, а для страны, не создающей такового - его привлечение и дальнейшее использование. Поскольку носителем этого вида потенциала является человек, то и меры по его привлечению носят чисто социальный характер: создание более благоприятных условий на территории соответствующего государства для реализации целей самого человека, его самореализации. Человек должен для этого быть включен в адекватные бизнес-процессы, или сам их создать в наиболее благоприятной среде.

Для достижения цели привлечения и (или) закрепления человеческого потенциала и перевода его в капитал на территории данного государства возможны и необходимы действия по:
- развитию социальной сферы работников данной категории,
- развитию соответствующего сектора экономики, для рассматриваемого примере науки и наукоемких отраслей промышленности и бизнеса,
- привлечению сетевого капитала государства, то есть введение различного уровня правовых ограничений на использование потенциала (особенно интеллектуального) за пределами данного государства,
- привлечению политического капитала государства на создание сетевых связей внутри общества, ограничивающих использование потенциала за пределами данного государства.

С декларируемым отказом государства от вмешательства в бизнес-процессы (хотя само государство с необходимостью их строит), наше государство практически полностью утратило последние два направления влияния. Но не лучше ситуация и по первым двум позициям приведенного перечня. По данным (1), дополненным более современными отчетами по выполнению бюджета РФ, на науку тратится чуть более 1% ВВП, причем динамика показателя отрицательна (Рис.1). Заметим, что передовые страны мира тратят в среднем 2.5 - 3.5% ВВП, а в 1996 году в России законодательно был закреплен показатель в 4% от ВВП (правда, потом этот показатель из "Закона о науке" был изъят).

Заметим, что в стране не налажена даже система учета выезжающих за рубеж кадров. Данные различных источников варьируют от 7-9 тыс. в год до 30-40 тыс. в год (5). Относительно динамики можно лишь констатировать, что в последние годы отток квалифицированных специалистов за рубеж снизился в четыре раза. Причины и анализ этого факта мы здесь не обсуждаем.

Таким образом, по приведенным показателям видно, что государство на текущий момент не в состоянии обеспечить гарантированного эффективного использования создаваемого им человеческого потенциала на своей территории. Каковы же перспективы?

Если декларации об инновационном пути развития экономики страны являются лишь лозунгом, но не реальной целью, то все процессы будут идти в том же русле, что прослеживается сегодня. Если же государство осознает, что инновационное развитие - единственно возможная цель для самосохранения, то потребуется разработка новой цепочки бизнес-процессов для ее реализации.

Для этого в сегодняшних условиях потребуется:
- кардинально изменить структуру бюджета РФ в части финансирования науки и образования,
- обеспечить развитие социальной сферы более высокими темпами, указывающими хотя бы на перспективы решения социальных задач,
- и мягко вернуться к непопулярным мерам ограничений на перемещение созданного за счет государственных средств человеческого потенциала (кредиты на образование, научные контракты, пропаганда патриотического направления и пр.).
Основным индикатором для этой цели является доля человеческого потенциала, переведенного в человеческий капитал в пределах нашей страны.

Литература
1. Миронин С. Утечка мозгов: объективный анализ. http://www.contr-tv.ru/print/1657/.`
2. Левин В.И. Утечка мозгов и современный научный потенциал России // Датчики и системы. - М., 2006. - N1.
3. Выступление Президента РФ на совещании в Сочи 2008 г. http://president.kremlin/ru.
4. Образование в РФ: 2006. Статистический ежегодник. - М., 2006.
5. Савиных А. Мозги утекают на экспорт // Известия. - М., 2008. - N171 от 15 сентября.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован