13 апреля 2006
123

Евгений Терентьев. Умножение сложением

Ставший известным проект создания холдинга стивидорных компаний открывает перед Новороссийским морским портом пути для решения сразу нескольких стратегических задач



В последние годы Новороссийский морской торговый порт (НМТП) снискал репутацию одного из лидеров отрасли. Крупнейший порт Европы и единственный из российских, имеющих круглогодичную навигацию, НМТП прочно удерживает пальму первенства - как по грузообороту (последний рекорд - 75 млн. тонн в год), так и по темпам его роста - до 30% в год. Вскоре он занесет в свой актив еще один эпитет - самый крупный портовый холдинг страны. В ближайшее время акционеры порта могут дать "зеленый свет" реализации программы развития НМТП, предусматривающей приобретение контрольных пакетов акций крупнейших сервисных и стивидорных компаний, расположившихся на берегу Цемесской бухты. Интеграция позволит НМТП к 2010 году достичь отметки в 100 млн. тонн перевалки грузов в год. О том, что еще могут дать порту его планы по созданию холдинга, корреспонденту "Известий" Олегу Рублеву рассказал член совета директоров ОАО "НМТП" Евгений Терентьев.

известия: Евгений Александрович, главный вопрос - каковы цели создания нового холдинга?

Евгений Терентьев: Если коротко, то планы по консолидации активов позволят НМТП усилить свои позиции на рынке и в перспективе увеличить эффективность производства и грузооборот. Разумеется, идея создания холдинга не возникла на пустом месте. Еще несколько лет назад акционеры пришли к выводу, что стратегия динамичного развития самой крупной стивидорной компании Цемесской бухты напрямую связана с консолидацией "рычагов управления" исторически сложными для Новороссийска аспектами транспортной логистики и распределения грузопотоков. Сегодня порт - это конгломерат разнообразных компаний и производств, действующих в рамках единого комплекса. Когда-то такое разнообразие было оправдано - децентрализация помогла устоять в условиях рыночной экономики. Теперь это фактор, скорее, сдерживающий. К примеру, сегодня различные компании предлагают услуги по перевалке одних и тех же грузов. А поскольку все они действуют практически на одной территории и используют общую транспортную инфраструктуру, это уже не конкуренция, а скорее, толкотня. Не всем клиентам это нравится. В результате наметилась тенденция к потере части рынка перевалки грузов. Для сохранения и усиления позиций необходимо перейти к реализации стратегии развития, которая должна предусматривать увеличение мощностей стивидоров и повышение эффективности их работы. Прежде всего за счет специализации и скоординированной политики.

известия: Но Новороссийский порт и так лидирует по грузообороту. Если не ошибаюсь, в минувшем году порт вплотную подошел к отметке в 80 млн. тонн, а это пятая часть суммарного грузооборота всех остальных морских портов страны...

Терентьев: Да, но это лидерство во многом обусловлено уникальным географическим положением. И если успокоиться и дрейфовать сложа руки, можно оказаться в аутсайдерах. Дело не в цифрах, а в использовании потенциала. Товарооборот России с другими странами растет такими темпами, что мы не всегда справляемся с нагрузкой. Не могут же корабли месяцами стоять на рейде. Значит, надо наращивать грузооборот, скорость обработки судов - словом, улучшать производственные показатели. Тем более что пространство Цемесской бухты ограничено, мы не можем строить новые причалы, как нам бы этого ни хотелось. Остается другой путь - снижать издержки, оптимизировать производство, создавать централизованную систему управления и единую транспортную логистику. Вот почему менеджмент НМТП выступил инициатором создания холдинга. В настоящее время в порту действуют несколько стивидорных и ряд сервисных компаний. Большинство известно далеко за пределами Новороссийска: "Импортпищепром", Новороссийский судоремонтный завод, "Новорослесэкспорт", "Флот новороссийского морского порта". Динамика роста их грузооборота зачастую превосходит показатели самого НМТП. Но при всех своих достоинствах компании проводили не всегда согласованную политику, а главное - большинство из них нуждается в современных технологиях организации финансирования и управления инвестиционными проектами увеличения мощностей.

известия: А с переходом их "под крыло" НМТП такие возможности появятся?

Терентьев: Думаю, что да. Проблема реконструкции устаревшего портового оборудования сегодня крайне актуальна для большинства российских портов. Дело дошло до того, что недавно члены Совета Федерации предложили создать особые портовые экономические зоны, которые будут способствовать экономическому росту портового хозяйства и создадут условия для строительства и реконструкции инфраструктуры за счет привлечения инвестиций. В Новороссийском порту, впрочем, эти вопросы решаются более успешно. Акционерами стивидорных компаний разработаны и осуществляются инвестиционные программы, нужно отметить, что благодаря холдингу появится возможность дополнительного привлечения инвестиций, которые поспособствуют развитию и модернизации не только компаний, но и Новороссийского порта в целом.

Кроме того, НМТП располагает серьезными возможностями привлечения финансирования - как для создания холдинга, так и для реализации инвестиционных проектов.

известия: Вернемся в день сегодняшний. Во сколько, по вашему мнению, может обойтись НМТП консолидация активов, когда она имеет шансы состояться?

Терентьев: Предполагаемые приобретения оценены примерно в 500 млн. долларов, но предстоит еще ряд согласований оценки и переговоры с продавцами. Думаю, это объективные цифры. Экспертизу экономической целесообразности консолидации проводит компания Deloitte, которая ранее разработала стратегию развития порта. Руководство порта предполагает, что при поддержке акционеров создание холдинга может быть завершено в первом полугодии 2006 года. Однако впереди еще очень много работы - ведь ОАО "НМТП" планирует первым из российских стивидорных компаний пройти эту дорогу, уже сейчас понятно, что это сделать будет весьма не просто.

известия: И еще один вопрос. Порт - это не только коммерческое предприятие, но и важный стратегический узел на Юге России. Что даст планируемое создание холдинга с точки зрения интересов государства в регионе?

Терентьев: Важный вопрос, учитывая значение, которое государство уделяет вопросам функционирования и развития порта. Государство контролирует 20% акций НМТП, а в феврале этого года порт внесен в список стратегически значимых предприятий. К слову, руководство и акционеры НМТП строят свои отношения с государством на принципах социального партнерства. Это не дань моде или красивые слова, а специфика нашего бизнеса. НМТП всегда был не только крупнейшим налогоплательщиком всей Кубани, но и главным источником финансирования социальных, культурных и образовательных программ.

Разумеется, как акционер государство заинтересовано в увеличении грузооборота и расширении деятельности. Всему этому напрямую будет способствовать создание холдинга. Напомню, что согласно федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" планируется создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы. Особая роль отводится морскому транспорту. Так, целевая подпрограмма "Морской транспорт" ставит задачу создания высокодоходной, отвечающей международным стандартам, конкурентоспособной на мировом рынке системы морского транспорта. Таким образом, в геополитическом плане создание холдинговой структуры на базе ОАО "НМТП" будет способствовать росту объемов перевалки и качества услуг и, следовательно, реализации стратегических целей России в отношении южных транспортных коридоров.



13.04.2006
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-1000908
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован