01 декабря 2005
705

Евгений ЯСИН. Административная реформа плохо подготовлена

Евгений ЯСИН,
бывший министр экономики,
научный руководитель Государственного университета Высшая школа экономики



- Михаил Фрадков перераспределил обязанности между своими новыми замами, которых теперь у него трое. Можно ли сказать, что административная реформа не удалась, раз идея с одним вице-премьером не прижилась?

- Я не считаю, что административная реформа состояла в сокращении количества замов. Это очень второстепенный вопрос. Ему большое значение придавал Козак, он не хотел уступать, и настаивал, чтобы у нас была воспроизведена западная модель.

Но я бы, при рассмотрении административной реформы, на этом вопросе не зацикливался, потому что существует российская традиция. Поэтому когда оставили по два заместителя министрам, и одного вице-премьера главе правительства, то резко упал уровень координации и т.д.

Более существенным я считаю то, как выстраивались министерства, службы и агентства. А еще более важны попытки бюджетирования по результатам, регламентация определенных публичных услуг. Вот в этом заключается главное содержание, и оно еще не доведено до конца. Сказать, что административная реформа потерпела неудачу, потому что восстановили двух вице-премьеров, причем по причинам никак не связанным с деятельностью правительства, я считаю, было бы не правильным.

- Можно ли считать, что ваша позиция заключается в том, что для России западная модель правительства, состоящего из политически ответственных министров, с одним вице-премьером, не подходит?

- Нет, она подходит, но для этого нужно таким же образом выстроить и политическую систему. А если политическая система функционирует таким образом, что правительство формируется не парламентом, а президентом, причем как его техническая команда, то этот вопрос чисто менеджерский, а не политический. Тогда - какой смысл в западном опыте? Сегодня правительство управляет страной на манер большой корпорации. Примерно тоже самое было и при советской власти. Но если через какое-то время окажется, что у нас будет правящая партия, я обращаю ваше внимание - "правящая партия", а не "партия власти", и эта правящая партия или коалиция партий будут формировать правительство, тогда министрами станут политические лидеры. Тогда им понадобится технический аппарат который, скажем, в Германии возглавляется статс-секретарем. Он является единственным заместителем министра, и не заседает в правительстве, а занимается повседневным управлением министерства. Эти люди не зависят от политических партий и являются носителями профессиональных знаний, которые необходимы для осуществления принимаемых решений. Но это другая политическая модель.

- Ваша оценка полутора лет административной реформы?

- Я считаю, что она плохо подготовлена и очень плохо выполнена, главным образом потому, что ее готовили-готовили, и неожиданно, в связи с тем, что отправили Касьянова в отставку, понадобилось срочно формировать правительство. Причем во главе с Михаилом Фрадковым, который за два дня до того еще не знал, что его назначат на этот пост. Поэтому длительный срок он должен был вникать в решения, которые были подготовлены другими, причем впопыхах. И вот результат. Хотели как лучше, а получилось...

Беседовал Максим АРТЕМЬЕВ

01 декабря 2005
http://www.novopol.ru/article4611.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован