30 июля 2003
1047

Евгений Ясин: `План маневра`

У людей, мыслящих экономически, как правило, нет недостатка в негативных мнениях по поводу политики государства. Позитивных идей гораздо меньше. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин выступил недавно с идеей "структурного маневра" - долгосрочной политики, призванной исправить перекосы российской экономики и сделать будущий рост устойчивым. Нынешний текст - второй в серии из трех статей, которые публикуются по средам.

Без структурного маневра нельзя провести модернизацию экономики. Проблема не только в том, что отрасли нерыночного сектора работают неэффективно и рано или поздно приходят в упадок. Даже те отрасли, которые должны получать выгоды от заниженных цен, на деле их не используют. Процесс структурной перестройки в промышленности идет крайне медленно, выбраковка неэффективных производств далека до завершения. Предлагаемый структурный маневр позволит создать стимулы модернизации.

Нужен естественный отбор.

Механизмы естественного отбора, присущие рыночной экономике, у нас пока не работают. Проблема модернизации экономики упирается не в недостаток денег, а в отсутствие действенных стимулов. Поэтому сейчас сокращение нерыночного сектора - стратегически более важная задача, чем повышение темпов роста.

Как показал проводившийся ВШЭ опрос менеджеров, три четверти опрошенных считают, что их предприятие должно осваивать новые виды продукции и технологии, а 60% полагают необходимым привлечение инвестиций. При этом только 32% назвали недостаток инвестиций или неблагоприятные условия их привлечения значимым ограничением для развития.

В анкетах были вопросы, позволяющие оценить силу конкуренции. Со стороны импорта конкуренцию испытывают 30% опрошенных, со стороны отечественных производителей - две трети. Примерно треть находится вне ощутимого влияния конкуренции, столько же предприятий считают, что поставщиков практически невозможно сменить. С учетом естественной для нас тенденции жаловаться можно считать, что в целом конкуренция в большинстве отраслей слабая. Между тем, показывают те же опросы, чем сильнее предприятие ощущает конкуренцию, тем активнее оно модернизирует свои мощности.

Позитивные структурные изменения происходили в основном в 1998 г. и сразу после него, затем их интенсивность упала. Благоприятная конъюнктура на внешних рынках привела к замедлению модернизации. Если стимулы модернизации не усилятся, ожидать ускорения экономического роста не следует.

Реформа монополий.

Я не утверждаю, что эти предложения неуязвимы, полностью обоснованны, абсолютно необходимы и безотлагательны. Но они осуществимы, и их осуществление будет иметь позитивные долгосрочные последствия для страны. Это структурные реформы, завершающие становление рыночной экономики и позволяющие повысить ее эффективность.

Центральное звено маневра - реформа естественных монополий, в первую очередь газовой и энергетической, с разделением в них конкурентного и естественномонопольного секторов и с либерализацией внутренних цен в конкурентном секторе. При этом в обеих отраслях произойдет повышение цен, осуществлять которое можно поэтапно - ослабляя административный контроль за ценами по мере роста конкурентных рынков. За 2004 - 2007 гг. долларовая цена газа, по нашему сценарию, вырастет в 2,5 раза, а электроэнергии - в 2 раза.

Дополнительные доходы газовой промышленности и электроэнергетики должны увеличить доходы бюджета, дав средства для повышения зарплат (в среднем на 10 - 12%). Бюджет будет изымать ренту в значительно более полном объеме, нежели сейчас. Повышение цен на услуги ЖКХ и рост доходов населения позволят сформировать в ЖКХ нормальный конкурентный рынок. Вместе с тем отменяются все категориальные льготы по оплате жилья и дотации на содержание ЖКХ. Потери населения компенсируются повышением зарплаты в бюджетной сфере и пенсий.

Выравнивание относительных цен касается не только цены монополий, но и цены труда: отношения, основанные на заниженных регулируемых ценах и различного рода категориальных льготах, должны быть замещены нормальной оплатой труда. Повышение зарплаты должно привести к сокращению чрезмерной дифференциации денежных доходов населения.

Наименее обеспеченным слоям населения (1 - 2 нижних дециля по доходам) рост расходов на услуги ЖКХ должен быть полностью компенсирован. Но не при помощи жилищных субсидий и льгот по оплате жилья, а именно за счет роста зарплат. При относительно больших расходах на начальном этапе это инвестиции в формирование структуры рыночной экономики (см. расчеты в докладе, публикуемом на сайте http://www.liberal.ru).

В других отраслях из-за роста цен на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ и зарплату увеличатся издержки, уменьшатся прибыль и собственные средства для инвестиций. Эти потери отчасти могут быть компенсированы снижением налогов, улучшением делового и инвестиционного климата.

Рынок услуг ЖКХ.

Главные идеи проводимой жилищной реформы это:

- конкуренция со стороны продавца: взамен нынешних муниципальных унитарных предприятий - конкурирующие рыночные компании;

- конкуренция и полноценные рыночные агенты со стороны покупателей услуг - товарищества собственников жилья, кооперативы и частные собственники недвижимости;

- полное возмещение с нормальной рентабельностью всех оправданных издержек производителей услуг ЖКХ;

- полная оплата ЖКУ их реальными потребителями - населением, домашними хозяйствами.

Пока из этих пунктов выполняется только последний. В этих условиях полное возмещение издержек и нормальная рентабельность возможны только в элитном сегменте жилья. Доходы большинства домохозяйств недостаточны, чтобы платить полную цену.

Неудачи в деле реформирования ЖКХ объясняются главным образом тем, что до сих пор его пытались проводить изолированно. Именно поэтому предлагаемые решения каждый раз оказывались сопряжены с неприемлемыми социальными последствиями.

Это не означает, что усилия по проведению жилищной реформы можно ослабить. Напротив, их следует интенсифицировать, но с перемещением акцентов на формирование конкурентного рынка.

Выдержит ли промышленность?

Ключевой вопрос, определяющий возможность и глубину структурного маневра, - какими будут последствия для неэкспортных отраслей. Чрезмерное давление издержек обусловит долгосрочные отрицательные последствия, а недостаточный стимул не вызовет должной реакции.

Единовременное увеличение цен на газ и электроэнергию, рост зарплат и социальных отчислений приведут к заметному приросту издержек. Особенно сильным он будет в электроэнергетике (на 23%) и в газовой промышленности (на 19%), где он покрывается повышением цен. Сильно растут издержки в химии и нефтехимии (на 17%), в промышленности стройматериалов (на 17,1%), в черной металлургии.

Часть потерь компании смогут покрыть заемными средствами и портфельными инвестициями. Из-за снижения рентабельности заемщиков привлекаемые ресурсы подорожают. Но тем больше будут мотивации предприятий к повышению своей прозрачности и привлекательности для инвесторов и кредиторов. При этом инвестиции за счет привлеченных средств станут более требовательны в отношении эффективности.




Евгений Ясин
Ведомости
30.07.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001123
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован