03 мая 2006
1449

Евгений Ясин: `Полезная вещь - образование`

Образование объявлено одним из четырех национальных проектов. Идея полезная.

Во-первых, будут увеличены зарплаты учителям. Во-вторых, станут лучше оснащать школы компьютерами и Интернетом... Но вот что плохо. Все делается по принципу "тех же щей, да пожиже влей". То есть образование, безусловно, нуждается в большом количестве финансовых вливаний. Но если их "наливать" в старые сосуды, ничего не выйдет. Ключевая проблема сегодняшнего образования в его качестве. Оно целиком и полностью оставлено на совести учителей. Притом что экономические условия жестоко воюют с этой совестью. Сегодня школам платят лишь потому, что они существуют (плюс поборы с родителей), а не потому, что они выпускают качественно образованных молодых людей.

Многие думают, что смысл реформ - сделать образование платным. Совсем нет. Мы все время слышим, про "подушевое финансирование", а это означает бесплатное образование.

Если формулировать главный вопрос реформ коротко - это введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Вместе это способ ввести в образование конкурентные начала, заставить учителей работать на качественный результат.

ЕГЭ трудно входит в нашу жизнь. За несколько лет в стране его "освоили" (хотя бы частично) 67 регионов. Благодаря ему ученики освобождаются от двойного испытания (сначала экзамены в школе, потом - в институте). Но все же основной смысл ЕГЭ - это способ определить: кому сколько денег выдавать на дальнейшее образование, чтобы финансировать одаренных, а не богатых.

ГИФО - это деньги, которые выделяет государство на высшее образование тем выпускникам, которые хорошо сдали ЕГЭ и получили возможность поступить в выбранный ими вуз. Понятно, что ЕГЭ без ГИФО не слишком-то и нужен. А вот с последними очень плохо. В стране их нет.

Кроме того, благодаря этим новшествам можно было бы уйти от коррупции на приемных экзаменах. Ведь ЕГЭ - это обезличенные тесты, контакт между абитуриентом и экзаменатором минимизируется.

В национальном проекте все меры взяты из концепции реформы образования, которая разрабатывалась еще несколько лет назад и пробуксовывает из-за противостояния то чиновников, то образовательной элиты.

Скромность в решении крупных национальных задач не дает эффекта. Нужны расчет и хорошая амбициозность. Есть ясный замысел. Его нельзя растерять по дороге ради облегчения работы.




Евгений Ясин
"Собеседник"
03.05.2006
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000004776
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован