05 декабря 2012
6827

Факультет мировой политики сегодня и завтра

Интервью декана ФМП академика Андрея Кокошина ИТАР-ТАСС

- Мне много раз приходилось выступать с лекциями, проводить семинары в самых рейтинговых в мире университетах - в Гарварде, Стэнфорде, Оксфорде, Массачусетском технологическом институте. И очень многое из их опыта заслуживает интереса для наших вузов. И прежде всего - усилия этих вузов по постоянному поддержанию высокого уровня наукоёмкости учебного процесса.

- Что конкретно вы имеете в виду, говоря о наукоёмкости образования?

- Опыт передовых мировых университетов в этом смысле весьма обширен. Он касается, в частности, доминирования методов интерактивного обучения, которое, кстати, требует зачастую от преподавателя (и тем более от студента) гораздо большего интеллектуального напряжения, чем лекционный метод. Я смог достаточно детально познакомиться с "кухней" подготовки и проведения таких занятий в интерактивном режиме, особенно в Гарвардском университете.

Опять же приходится вспомнить об обилии у их преподавателей и научных сотрудников серьёзных научных публикаций, об очень высокой культуре научной сноски в таких публикациях, о тесной связи многих преподавателей общественно-научных дисциплин с реальной деятельности государственных органов управления. Многие ведущие профессора по 3-4 раза уже успели побывать на различных государственных постах, к 55-60 годам, получив ценнейшие знания и опыт... При этом, когда, например, профессор Стэнфорда или Массачусетского технологического института уходит на госслужбу, ему гарантировано после её завершения возвращение в вуз без потери места в нём. В магистратурах ведущих вузов США учатся и довольно высокопоставленные чиновники, военные, менеджеры корпораций.

По-видимому, имеет смысл осуществить переход большей части преподавания, особенно специальных дисциплин, на использование вместо учебников монографий ведущих отечественных учёных в соответствии с методикой преподавания, применяемой, например, в Стэнфордском и Гарвардском университетах. Учебники же должны тщательно готовиться, я бы сказал, по "оксфордскому стандарту" - с большим числом сносок и иллюстраций. И они должны регулярно обновляться, модернизироваться. Оксфордский учебник по вопросам современной мировой политики - это капитальный труд объёмом более 800 страниц некрупным шрифтом.

- Из контекста получается, что у нас ничего подобного нет? Недавний рейтинг Минобра произвёл шоковое впечатление на общественность, когда выяснилось, как много вузов не соответствуют даже пониженным стандартам...

- Не буду говорить о всех вузах, но мы сейчас представили целый ряд предложений по обновлению перечня компетенций, которые должны приобретать наши студенты. В этом тоже учтён опыт активного общения с зарубежными коллегами, а также с представителями и руководителями отечественных ведомств и организаций, в которых уже работают многие выпускники нашего факультета.

Значительное место здесь занимают междисциплинарные темы на стыке, например, политологии и экономики, по политико-военным проблемам и др. Эти компетенции мы стремимся обеспечить не только за счёт образовательного процесса в его узкой трактовке, но и путём организации выступлений перед студентами ФМП ведущих государственных деятелей, политиков, дипломатов, военачальников России и других стран, обладающих практическим опытом участия в процессе принятия внешнеполитических решений.

Одна из наших важнейших задач - привить студентам навыки самостоятельного осмысления текущих событий международной жизни, в том числе именно по междисциплинарным темам - политико-военным, политико-экономическим, политико-информационным, политико-культурным и пр., с написанием аналитических записок, содержащих практические рекомендации.

Мои коллеги и я считаем необходимым наличие постоянно высокого уровня интеллектуального напряжения преподавателя, передаваемого студенту, магистранту, аспиранту. При этом мы стремимся к тому, чтобы студент получал от преподавателя не только знания и информацию, но и быстро учился сам искать необходимые знания и информацию, умело ориентируясь в её огромных потоках, умел отделять информацию от дезинформации. Мы стимулируем наших преподавателей к тому, что они регулярно публиковали свои статьи, монографии, а также специальные высокопрофессиональные доклады для обсуждения в определённом сегменте научного сообщества, в который в большинстве случаев должны входить как отечественные, так и зарубежные учёные.
На факультете мы создали 5 научно-исследовательских центров, два из которых возглавляются молодыми, но уже весьма серьёзно проявившими себя и в науке и в преподавательской деятельности людьми.

Всё это нацелено на повышение наукоёмкости образовательного процесса. Ведь наукоёмкость в образовательной деятельности вуза по крайней мере так же важна для обеспечения конкурентоспособности нашего российского образования, как и наукоёмкость нашей промышленной продукции.

Добиваясь повышения наукоёмкости нашего учебного процесса, мы работаем и над тем, чтобы усилить связь преподавателей с практикой в преподавании дисциплин, связанных с современной жизнью государства и общества. Так, мы привлекаем к преподаванию на ФМП сотрудников администрации Президента РФ, МИДа, аппарата Совета безопасности России, видных отечественных военачальников, экспертов, журналистов - то есть тех людей, которые практически участвуют в выработке политики органов государственной власти, работают в госкорпорациях, участвуют в разработке различных документов, официальных заявлений, составлении речей официальных лиц и т.п.

- А результаты? Можно ли уже говорить о том, что это что-то дало - в смысле повышения авторитета российского образования и, в частности, лучшего российского университета, согласно тем же рейтингам?

- Когда мы создавали факультет, сразу строили его на основе формулы "исследовательского университета", т.е. совмещения функций высшего учебного заведения и научно-исследовательского учреждения международно-политического профиля, с ориентацией на соответствующие высшие мировые стандарты образования в данной сфере. Главной целью ФМП является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями, умениями, навыками для того, чтобы осуществлять комплексный анализ международной обстановки, оценивать возможные риски и угрозы национальным интересам нашей страны, интересам национальной безопасности России, вырабатывать рекомендации и организовывать международное сотрудничество. Учебный процесс ведётся на основе самых современных научных знаний с учетом опыта ведущих иностранных университетов и с привлечением передовых отечественных и зарубежных разработок.

Мы молодой факультет, но его деятельность в научной сфере уже получила признание в ряде сегментов международного научного сообщества. Одним из главных итогов научно-исследовательской деятельности ФМП стала публикация свыше 120 монографий и учебных пособий. Немало работ нашего факультета опубликованы за рубежом, в том числе в США - в Гарвардском университете, в Китае - в Китайском институте международных стратегических исследований.

Готовимся к изданию англоязычной версии "Вестника Московского университета", серия 25 "Международные отношения и мировая политика", которая будет важным инструментом позиционирования школы изучения международных отношений МГУ в международном научном сообществе. Мы также планируем расширять практику взаимодействия с Белферовским центром Гарвардского университета по публикации переводов наших трудов, а также всемерно содействовать повышению публикационной активности наших учёных, в том числе посредством обучения их основам академического письма на английском языке. Всё это не только будет способствовать позиционированию российской науки за рубежом, но и доводить точку зрению российской научной общественности на ключевые проблемы мировой политики.

Более того, мы рассчитываем на то, что уже в самое ближайшее время нам удастся внедрить опыт ведущих зарубежных университетов и обеспечить целевую подготовку специалистов по заказу государственных органов и частнопредпринимательских структур. К примеру, наши учёные сыграли основную роль в разработке под эгидой Всемирного банка первого в России курса лекции по содействию международному развитию. Поскольку совсем недавно Россия вернулась в ряды доноров, думается, что специалисты в этой области будут востребованными министерствами и ведомствами, обеспечивающими реализацию программ помощи развитию. Факультет уже сейчас готов предложить себя в качестве образовательного центра для подготовки специалистов такого рода. Это важно и для позиционирования нашей страны, учитывая расширение международных обязательств России в сфере содействия международному развитию в связи с её председательством в "двадцатке" и "восьмёрке" в ближайшие 2 года.

ИТАР-ТАСС - http://www.itar-tass.com/c49/588023.html
Эксклюзив
Exclusive 290х290

ВСЕЛЕННАЯ ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ

12 мая 2021 года
60

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован