17 апреля 2009
1259

Фальсификат качества

Производство водки в России сократилось на 18%, однако потребление ее внутри страны растет. Виной этому является фальсификат, заполняющий полки российских магазинов. Все это приводит к росту смертности среди населения от употребления некачественной алкогольной продукции.

Кризисные явления в экономики не обошли стороной и производство такого "антикризисного" продукта, как крепкий алкоголь. Похоже, для российского рынка алкогольной продукции наступил период отрезвления. В первом квартале 2009 года Россия снизила производство водки и ликероводочных изделий на 17,9%, до 21,6 миллиона декалитров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил Росстат.

"С полок уже исчезли водки достаточно известных брендов. Это происходит вследствие финансовых проблем компаний, снижения покупательского спроса",

- поведал "Газете.Ru" пиар-директор компании "Русский алкоголь" Александр Коровка. Из-за банкротства кингисеппского завода в ноябре 2008 года было прекращено производство водки "Веда", сейчас некоторые проблемы испытывает компания "Алкогольные заводы Гросс", отметил эксперт.

"Начиная с октября в отрасли ежемесячное падение составляло 20% по отношению к аналогичным периодам", - рассказал корреспонденту "Газеты.Ru" директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Однако в марте переломилась тенденция. Несмотря на то что падение продолжается, оно немного замедлилось, обнадежил эксперт. Производство водки и ликероводочных изделий в марте снизилось на 13% к марту прошло года, но увеличилось на 23,7% к февралю 2009 года. С ним не согласен заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. "Я знаком с цифрами по отгрузкам крупнейших предприятий, и эти данные позволяют мне говорить, что перелома нет, и я не вижу к нему предпосылок", - спорит эксперт.

Однако, несмотря на падение производства, потребление не только не сокращается, но и продолжает свой рост, отмечают эксперты. "В кризисные времена в любой стране, и Россия не является исключением, увеличивается потребление крепкого алкоголя", - отметил Дробиз. К этому прибавляется увеличение потребления крепкого алкоголя среди молодежи. "Происходит общее снижение возраста потребляющих крепкий алкоголь.

Так, за шесть месяцев с сентября 2008 года доля молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет, потребляющих крепкий алкоголь, увеличилась на 6,5%",

- говорит управляющий партнер маркетингового центра Numbers Дмитрий Рыжаков.

Нишу легальной дешевой водки стал занимать фальсификат. "В магазинах отмечается колоссальный рост продукции нелегальной. В некоторых регионах фальсификат, продающийся по 45-60 рублей за 0,5 литра, - это половина полки. Тогда как, по подсчетам экспертного совета при Государственной думе, самая дешевая бутылка может стоить от 85 до 90 рублей", - огорчается Коровка.

"Потребление алкоголя, стоимость которого ниже 40 рублей за пол-литра (наше определение контрафактной продукции) увеличилось за шесть месяцев на 16%.

По нашим данным, рынок нелегальной продукции составляет не менее 47% от легального рынка (в Москве - 7-8%, в регионах больше - до 60-70%)", - приводит неутешительные цифры Рыжаков.

"Легальный производитель не может конкурировать со своим "теневым" коллегой. В цену поллитровой бутылки входит 38 рублей 20 копеек акциза. Промышленник также должен платить НДС. Таким образом, цена за 0,5 взлетает под 100 рублей. Тогда как "нелегал" может продавать свою продукцию за 40-50 рублей и получать прибыль", - объясняет Добров. Благодаря этому фальсификат выигрывает борьбу. "Недавно произошел всплеск продаж в сетях подозрительно дешевой водки, тогда как раньше фальсификатом торговали относительно небольшие магазины", - говорит Добров.

Если все останется так как есть, другие игроки, производящие ликероводочную продукцию, могут уйти с рынка под давлением фальсификата. А это удар не только по российскому бизнесу, но и по бюджету. "Уже сейчас бюджет каждый год из-за нелегальных производителей недосчитывается 1 млрд рублей ежегодно", - отмечает Коровка.

"Мы располагаем лишь косвенными данными, они говорят, что бюджет теряет порядка $7 млрд, цифра может быть и большей",

- более пессимистичен Рыжаков.

"Ситуация усугубляется еще тем фактом, что Россия - это единственная страна, где пьют технические суррогаты. В любой стране есть самогоноварение в том или ином виде, но нигде не пьют технические спирты. И в условиях кризиса, ухода легального производителя и усиления фальсификата это может вызвать страшные последствия", - говорит Дробиз. И сегодняшние цифры подтверждают оценки эксперта.

Только в столице с начала этого года от некачественной алкогольной продукции умерли более тысячи человек. Тогда как за весь 2008 год от разного рода суррогатов скончалось приблизительно такое же количество жителей Москвы.

В 2008 году в столице был зафиксирован 6041 случай отравления алкоголем, в том числе 1069 - со смертельным исходом.

Столичные власти, напуганные статистикой, уже пообещали принять меры. Глава московского департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков высказался за возвращение системы акцизных складов, работавшей с 2001-го по 2005 год. Однако представители рынка оценивают эту инициативу отрицательно. "Те акцизные склады, что существовали 5 лет, не сократили количество нелегальной продукции. Может, они сократили поставки не очень качественного легального алкоголя на рынок, но ничего не сделали с теневыми производителями", - отметил директор ЦИФРРА.

У игроков алкогольного рынка сохраняется надежда на недавно созданный регулирующий орган, Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). "До принятия решения о создании этой организации рынком алкоголя занимались 7 ведомств. А ведь известно, что у семи нянек дитя без глаза. Сейчас будет конкретная служба, с которой можно вести диалог", - поделился Коровка. "Возглавил организацию руководитель Росспиртпрома Игорь Чуян, профессионал, поэтому мы возлагаем на нее большие надежды", - рассказал Дробиз.

"Мы рассчитываем, что его первые слова будут о введении минимумов цен, а также усиления ответственности к производителям нелегальной продукции вплоть до уголовной", - говорит Коровка. Помимо этих мер, считают в СПАП, нужно ввести единый акциз на всю спиртосодержащую продукцию, а также акциз на спирт с уплатой его потребителем и, наконец, снизить ставку акциза со 191 рубля за 1 литр чистого этилового спирта в готовой продукции до 100 руб. Последнее снизит минимальную стоимость поллитровой бутылки водки до 55-60 рублей и позволит легальному производителю конкурировать с теневым рынком.

Если же правительством ничего не будет сделано, то, полагают эксперты, алкогольный рынок ждет страшное похмелье. "К концу 2009 года рынок контрафакта преодолеет 50-процентную отметку, стоимость водки в рознице снизится на 5-7%, исчезнет порядка половины водочных брендов, и дело даже не в кризисе - просто рынок крепкого алкоголя в последние 4 года рос исключительно за счет вытеснения контрафакта", - полагает Рыжаков.

"Если водка будет пять, всё равно мы будем брать. Если водка станет восемь, всё равно мы пить не бросим. Передайте Ильичу (Брежневу>i) - нам и десять по плечу. Ну а если будет больше, то получится как в Польше", - напоминает Добров советский фольклор, времен событий в Польше, связанных с деятельностью профсоюза "Солидарность".


17.04.2009
www.gazeta.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован