30 марта 2009
1259

Фарух Рузиматов на Радио `Эхо Москвы` (30.03.2009)

"Здравствуйте, у микрофона журналист Ирина Иванова. Рада нашей очередной встрече у "Театрального подъезда". Наш "Театральный подъезд" открывает двери сразу в два мира: мир оперы и мир балета. Оперной труппе Михайловского театра и ее директору, Ольге Капаниной, была посвящена первая программа нашего цикла. Сегодня поговорим о балете. Тем более что для этого есть серьезный повод - премьера "Корсара" на сцене Михайловского театра. "Корсар" - это признанная классика балетного жанра. В основе сценария - знаменитая поэма лорда Байрона. Музыку написал композитор Адам, известный нам по "Жизели". Премьера "Корсара" состоялась в начале 1856 года в Париже, в "Гранд-Опера". В России балет ставили не раз. Кстати, первой в нашей стране его увидела именно Санкт-Петербургская театральная публика, в 1858 году.
К изначальной версии дополнялись музыкальные номера других композиторов, менялась хореография... И вот март 2009-го. "Корсар" на сцене Михайловского театра. Хореография Жюля Перро, Мариуса Петипа, Петра Гусева представлена публике в редакции прославленного Фаруха Рузиматова. Сегодня Фарух Рузиматов - гость нашей студии и герой программы. Здравствуйте!

Ф.Рузиматов.: Здравствуйте!

И.Иванова: Скажите, пожалуйста, Фарух, что для вас было главным в этой работе, и какие задачи вы перед собой ставили, когда работали над этим балетом на сцене Михайловского театра? И насколько успешно, с вашей точки зрения, театр решил эти задачи?

Ф.Рузиматов: Главное для меня было сделать, прежде всего, "Корсара". Какие задачи? Главная задача, чтобы балет получился нескучным, интересным, зрелищным, ярким и, главное, светлым и семейным, как это ни странно покажется.

И.Иванова: Семейным?

Ф.Рузиматов: Именно семейным, потому что мы сейчас ориентированы на детей...

И.Иванова: То есть, классический "Корсар" - это спектакль, который можно смотреть всей семьей?

Ф.Рузиматов: Всей семьей. Именно поэтому мой сын, которому сейчас 6 лет, пришел на премьеру, он ходит на все спектакли, и его оценка, данная этому спектаклю, для меня значит практически все.

И.Иванова: А что он сказал?

Ф.Рузиматов.: Он сказал, что придет еще раз.

И.Иванова: Я думаю, это желание возникло у многих. Я тоже была на одном из премьерных спектаклей и могу сказать, что рекомендовала его к просмотру уже всем своим знакомым. Очень светлый спектакль, очень праздничный, очень нарядный, очень радостный, спектакль, в котором много света. А как вам кажется, за счет чего возникает это ощущение у зрителя?

Ф.Рузиматов: Театр и тот спектакль, который мы сделали, - это не было продукцией и редакцией одного Фаруха Рузиматова. Это сообщество артистов, педагогов, технического персонала, художников, поэтому спектакль, собственно, таким и получился.

И.Иванова: Для вас самая большая удача в этом спектакле? Может быть, это работа художника по костюмам, может быть, работа постановочной части, может быть, это открытие какого-то артиста балета?

Ф.Рузиматов: Больше всего меня порадовало то, как танцевали артисты Михайловского театра.

И.Иванова: Да, они работали очень слаженно и, действительно, виделся за этим колоссальный труд. Сколько понадобилось времени, чтобы до такого уровня, до такого слаженного исполнения, я сейчас говорю о кордебалете, довести труппу?

Ф.Рузиматов: Дело в том, что у нас было не так много репетиций, тем более у нас постоянно шли спектакли, которые идут в репертуаре. Но, тем не менее, за тот короткий промежуток времени, который мне достался для постановки (у меня было 2 сценические репетиции), я считаю, что первый спектакль в моей редакции получился очень интересным.

И.Иванова: А как видится премьера "Корсара" балетному критику? Культурный обозреватель "Эха Петербурга" Татьяна Троянская по телефону задала этот вопрос Ольге Федорченко. Давайте послушаем ее мнение.


Т.Троянская: Недавняя премьера Михайловского театра, "Корсар", - это дебют Фаруха Рузиматова в качестве автора редакции. Удачный дебют?

О.Федорченко: Я бы так сказала, что я дебюта тут и не увидела. Я увидела имя Фаруха Рузиматова в ашифе, в редакции Фаруха Садуллаевича Рузиматова, но я так и не поняла, в чем же, собственно, состоит его редактура, потому что сам спектакль только в небольших деталях отличается от спектакля Мариинского театра. И я не думаю, что те какие-то отличия, - это принципиальные отличия, которые могут сказать, что вот Фарух Рузиматов - это есть балетмейстер-постановщик. Тем более, ряд номеров, которые там присутствуют, они как раз отнесены именно к хореографии Георгия Ковтуна, то есть он ставил. Но надо сказать, что такая относительно удачная хореография этих самых номеров. Как мне показалось, наверное, главная беда и Фаруха Садуллаевича в этом спектакле в том, что артисты, они, как правило, очень мало знают того, что они не танцуют. Они очень хорошо знают, что они танцуют, и не стремятся выйти за рамки этого. Мне показалось, что как раз в "Корсаре" Михайловского и не хватает стремления узнать, что, как было по-другому, как это можно сделать по-другому. Ну и стремления к поискам другого решения, потому что "Корсар" - это не тот спектакль, который скреплен хореографией и четким сценарием, который нельзя нарушать. Как раз то, что уже показывается "Корсар" - это уже такие достаточно большие нарушения сценарные, хореографические, логические. И мне показалось, что было бы здорово, если бы постарались восстановить эту логику, сюжетную, сценарную и какую-то даже хореографическую.


И.Иванова: Это было мнение Ольги Федорченко, балетного критика, с которой культурный обозреватель "Эха" Татьяна Троянская в период подготовки этой программы связалась по телефону.
Вы сами танцевали партию Али в "Корсаре". Насколько я знаю, зарубежная критика даже называет вас Рузиматов-Али. Ольга тоже сравнивает постановку вашего "Корсара" с постановкой Мариинского театра, хотя вы танцевали не только в Мариинском, но и на сценах многих театров мира. Как бы вы прокомментировали это сравнение, насколько оно уместно? Нужно ли вообще сравнивать два этих балета?

Ф.Рузиматов: Я думаю, что, так называемому критику, Ольге Федорченко, по всей видимости, в силу ее профессии надо сравнивать. Я не сравниваю, потому что это для меня два разных спектакля, две разные энергии, и все разное. Другое дело, что ее комментарий для меня - сплошная вода, это сплошное словоблудие, да и незнание материала, на самом деле. Но, тем не менее, они постоянно приходят в театр и критикуют его бесконечно. Хочется сказать госпоже Федорченко, что если вам не нравится Михайловский театр и его "бездарные" постановки, так не ходите. Ходите в Кировский театр.

И.Иванова: Вы знаете, Ваш комментарий, он настолько похож на комментарий "родителя", который защищает своего ребенка. Я убеждена, что спектакль, как любое творческое явление, - это живой организм. Вот он родился, он дальше начинает жить какой-то своей жизнью, развиваться и так далее. Это замечательно, что вы так трепетно относитесь к своему детищу, которое создали. Но мне кажется, ничего страшного в этом сравнении нет. Действительно, это хлеб балетного критика, но в Вашем ответе прозвучало ключевое слово, ключевое понятие для меня - "Это две разных энергии". Можно поподробнее об этом? Что значит "Две разных энергии"? В чем разность этих энергий?

Ф.Рузиматов: Дело в том, что о балете сложно говорить в подобной ситуации: мы сидим сейчас, беседуем... Балет нужно смотреть и понимать, есть ли энергия, есть ли танец, который заряжает позитивной энергией зрителя. Собственно говоря, для меня всегда был главным критерием критики - это зритель, тот зритель, который к нам приходит. Приходит с хорошим настроением, уходит с хорошим настроением... Вот это и есть для меня главный критик. И всегда был главным критиком для меня образованный человек - это Красовская. Так вот я еще раз посоветую госпоже Федорченко обращаться к тем критикам (и именно к Красовской), поучиться тем образам, словам, мышлению у мастеров, которые были раньше.

И.Иванова: Я так понимаю, что Вы принимаете критику ту, которая Вам помогает как профессиональному человеку балета развиваться, находить какие-то новые пути. То есть, Вы хотите больше конкретики, больше знания каких-то нюансов, тонкостей и так далее. И, тем не менее, все-таки сравнение прозвучало. И, вольно или невольно, каждый зритель все равно сравнивает сейчас Михайловский с Мариинкой, так или иначе. Нужно ли это делать? Должен ли, с Вашей точки зрения, балет Михайловского стать вторым Мариинским или все-таки у вашего театра свой иной путь. Если да, то каким он Вам, как художественному руководителю балета Михайловского театра, видится?

Ф.Рузиматов: Михайловский театр должен и будет первым Михайловским театром, никогда он не будет вторым Мариинским. Это невозможно, да и не нужно. Тут сравнения неуместны и не нужны.
Что касается пути, что касается репертуара, который я планирую делать, то это один спектакль новый на труппу Михайловского театра, один детский балет и одна редакция тех классический спектаклей, которые существуют ныне в репертуаре.

И.Иванова: То есть, Вы просто будете те спектакли, которые уже есть, доводить до какого-то нового уровня?

Ф.Рухиматов: Редактировать. Это требуется.

И.Иванова: Вот знаете, мне как журналисту понятно, что такое редактировать текст. А что такое редактировать балет?

Ф.Рузиматов: Это тот момент, когда балет становится....если Вы видели того "Корсара", который был до нынешней редакции, Вы бы поняли. Сложно в рамках очень короткого времени сейчас объяснить, - это балетные тайны, секреты и нюансы.

И.Иванова: Понятно. Редакция всегда улучшает произведение.
Напомню, что сегодня в нашей программе принимает участие Фарух Рузиматов, художественный руководитель балета Михайловского театра. Прервемся, чтобы продолжить после новостей.

Выпуск московских новостей "Эха"

И.Иванова: У микрофона журналист Ирина Иванова, мы продолжаем разговор в нашем эфире с художественным руководителем балета Михайловского театра Фарухом Рузиматовым. Говорили мы о "Корсаре", это, собственно, была и тема, и повод для нашей встречи. Кстати, первые премьерные спектакли состоялись 13-го - 15-го марта, а когда теперь, в ближайшее время, можно будет увидеть "Корсар"?

Ф.Рузиматов: 28-го и 29-го марта.


И.Иванова: Ждете зрителей. Говорят, уже, по-моему, билетов нет.

Ф.Рузиматов: А у нас нет вообще билетов.

И.Иванова: Все распродано.

Ф.Рузиматов: Да.

И.Иванова: Вы знаете, до выпуска московских новостей Вы говорили о своих планах и сказали, что собираетесь ставить детский балет. Почему детский балет важен для театра? И какой именно балет вы хотите сделать в Михайловском?

Ф.рузиматов: Важно, потому что это тот зритель, который придет спустя определенное время. И еще совершенно для меня немыслимо то, что в таком огромном городе как Петербург, для детей практически нет балетных спектаклей.

И.Иванова: Да, Вы говорили, что у вас шестилетний сын, который пришел на премьеру "Корсара". В общем-то, а что еще Вы ему можете показать?

Ф.Рузиматов: У нас есть балет "Чиполлино", на который вообще не попасть. Поэтому, я сказал себе железно, что один спектакль в сезон мы будем делать для детей.

И.Иванова: Какой вы собираетесь ставить балет?

Ф.Рузиматов: Балет "Маугли".

И.Иванова: Маугли?

Ф.Рузиматов: "Маугли".

И.Иванова: Трудно даже представить. А музыка?

Ф.Рузиматоа: Музыка? Сейчас я пока не могу говорить о музыке, потому что это связано с хореографом. Но музыка будет хорошая, интересная. Что касается постановки, то, на мой взгляд, тот человек, который это будет осуществлять, он постарается максимально, потому что детей не обманешь. Для них нужно делать максимально естественно, понятно. Ребенка обмануть невозможно.

И.Иванова: Знаете, "Маугли" - это такой как раз очень... Вы говорили об энергии, о каком-то заряде, который должен идти со сцены...собственно он-то и держит зрителя, он и приводит его в театр, ведь зритель не каждый разбирается в тонкостях балетного искусства. Но вот, если он чувствует настоящую эту энергетику, он и приходит в театр. Но "Маугли", насколько я знаю это произведение, требует как раз очень энергичных, сильных, молодых артистов. Как Вы работаете с труппой? Ищите ли Вы новых исполнителей? Как Вы занимаетесь с теми, кто уже есть? Открываете ли каких-то звезд? Вот об этом расскажите.

Ф.Рузиматов: На сегодняшний день у нас очень хороший педагогический состав. Это и Никита Долгушин, и Алла Осипенко, и Людмила Ковалева, и Ирина Иванова. Это люди, которые умеют и могут передать тот опыт, которым они обладают в огромной степени. Что касается труппы, то труппа обновляется постоянно. Много артистов мы взяли в прошлом году. В этом году берем из Академии. И те артисты молодые, которые пришли в этом году, они себя очень уже ярко начали проявлять.

И.Иванова: Вы знаете, вот когда я, опять возвращаясь к "Корсару", была на премьерном спектакле, мне очень понравились мужские партии, ваши танцовщики. Три разных, все три интересных. Я даже взяла с собой программку. Это танцовщики: Михаил Сиваков, Айдос Закан и Андрей Касьяненко. А как Вы оцениваете исполнительское мастерство солистов? Танцует, все-таки, несколько составов. Кто Вам нравится больше? Чья работа Вам ближе? Тем более, Вы еще эксперт именно в вопросе, который касается исполнения партии Али.

Ф.Рузиматов: Я должен быть объективен, но, к сожалению, в балете это невозможно. Конечно, кого-то все время выделяешь, и кто-то тебе нравится в большей степени. Что касается Айдоса Закана, то с ним история произошла, мы его взяли в прошлом году, но он заболел и целый год пропустил. И вот буквально с начала сезона только приступил к работе, и я рискнул, все-таки дал ему партию Али...

И.Иванова: Очень романтично танцует...

Ф.Рузиматов: Я считаю, что, если мы будем двигаться по правильному пути с ним, то из него может получиться очень хороший танцовщик.

И.Иванова: Понятно. Но интересно, что в "Корсаре", мы уже тоже говорили об этом, качественно работают на сцене... Такой термин, может быть, не совсем к балету имеющий отношение, но, тем не менее, именно он приходит все время на язык, именно "качественно", потому что ваш "Корсар" - это очень качественно сделанная, серьезная работа. Так вот, работают не только солисты, но и кордебалет. В этом, наверное, заслуга как раз во многом педагогов-репетиторов, которых вы уже упоминали.

Ф.Рузиматов: Безусловно.

И.Иванова: Об этом же говорила и Ольга Федорченко, которая уже звучала в нашей программе, балетный критик. Давайте послушаем продолжение ее интервью, которое она по телефону дала культурному обозревателю "Эха Петербурга" Татьяне Троянской.

Т.Троянская: Очень многие, говоря об этом балете, говорят, что он, прежде всего, рассчитан на публику, возможно, даже на такую непритязательную публику. Вы согласны с этим?

О.Федорченко: Нет, Ввы знаете, меня очень удовлетворил этот "Корсар". Он очень динамичный, он очень яркий. Заслуга Фаруха Садуллаевича, может быть... Или главное, что он сделал, - сократил антракт между первым и вторым актами, но, честно говоря, так оно и было в старой архаической постановке, дореволюционной. Эти две картины были объединены. В спектакле, действительно, очень много молодежи, и молодежи это понравится. И замечательные образы пиратов, которые непосредственно, конечно, отсылают к пиратам Карибского моря, несколько в такой стилистике сделаны. Не считаю, что он будет потворствовать как-то интересам. Но, собственно, вопрос, наверное, в том и стоит, зачем была сделана такая практически копия Мариинского театра. Может быть, исключительно потому , что в Михайловском театре билеты подешевле стоят.

Т.Троянская: В связи с этим, я так полагаю, перспективы этого балета весьма радужные?

О.Федорченко: Я бы, наверное, считала так, что эти перспективы будут радужными, потому что веселый спектакль, хорошее оформление, очень хорошо танцуют артисты. Вы знаете, ради чего, наверное, стоило бы давать премьеру этого спектакля, - это замечательная работа педагогов-репетиторов и, прежде всего, это, наверняка, Никита Александрович Долгушин, Алла Евгеньевна Осипенко, потому что замечательно подтянут кордебалет, очень умные, очень стильные, очень хорошие мизансцены в общении между персонажами, в их чувствах по сцене. И удачные солисты. Мне больше всего хотелось бы сказать, какой замечательный Артем Пыхачев был. Может быть, внешне он не так похож на статного предводителя корсар. И понравилась очень новая девочка, недавно пришедшая в театр, Сабина Яппарова, молодая такая, очень резвая, очень живая, с таким замечательным кокетливым обаянием, с каким и нужно бы танцевать этот "Корсар".

Т.Троянская: Ольга, а если в целом говорить о работе Фаруха Рузиматова на посту руководителя балета Михайловского театра, за 2 года насколько изменилась ситуация?

О.Федорченко: Мне кажется, театр изменился в положительную сторону. Была привлечена очень хорошая команда педагогов-репетиторов. Очень изменился и очень качественно вырос кордебалет, подтянулись очень хорошо солисты. Театр старается создать свой оригинальный репертуар, пусть это, порой, небезупречные премьеры в виде "Спартака", может быть, но театр стремится сделать новый отличный репертуар от Мариинского театра, и я только это приветствую и вижу, что, действительно, театр очень и очень изменился за эти два сезона.

И.Иванова: Напомню, что это была Ольга Федорченко, которая дала интервью Татьяне Троянской, культурному обозревателю "Эха" в период подготовки нашей программы. На самом деле, я тоже думаю, что Ваш "Корсар" обречен на успех и, наверное, не только в России. Планирует ли театр показать балет заграницей? И что вы об этом думаете?

Ф.Рузиматов: Мы планируем, прежде всего, показать его в сентябре в Финляндии, в Миккеле, и в ноябре в Венеции в театре "Ля Фениче".

И.Иванова: Это всего лишь планы или есть уже какие-то договоренности?

Ф.Рузиматов: Это то название, которые я бы хотел, чтобы театры взяли. В принципе, у нас договоренность есть предварительная. Я думаю, мы решим это положительно.

И.Иванова: Что дают балету... Как мы говорили, каждая постановка - это отдельный организм живой...Что дает балету, спектаклю в целом, артистам зарубежные гастроли? Нужны ли они? Привносят они что-то в жизнь этого творческого явления - спектакля?

Ф.Рузиматов: Безусловно, мы не можем сидеть в одном городе. Безусловно, театр, который не ездит, не выезжает заграницу, он приобретает некую такую обреченность для меня, потому что, в силу своей профессии, я очень много ездил, будучи танцовщиком. Поэтому, те гастроли, которые сейчас у нас предполагаются, - это очень хорошие связи с Венецией, с Финляндией, с Японией... Мы сейчас планируем в 2010 году Англию, где мы были год назад, впервые Михайловский театр там был и произвел сенсацию, был номинирован на самую лучшую зарубежную труппу. Поэтому, планы на поездки очень большие.

И.Иванова: Вы знаете, Вы свой ответ на этот вопрос начали с того, что сами не представляете свою жизнь без зарубежных гастролей. Вы действительно много танцуете, выступаете на разных сценах мира. Что, все-таки, для Вас интереснее: танцевать или ставить? И как это уживается в одной творческой личности? Два, на мой взгляд, совершенно разных занятия.


Ф.Рузиматов: Дело в том, что 25 лет я танцевал и продолжаю танцевать. И, наверное, уйду со сцены, когда меня унесут, по всей видимости.

И.Иванова: Пусть это не случится никогда!

Ф.Рузиматов: Что касается постановок, то для меня эта работа первая, и я надеюсь, все-таки, что это будет не последняя для меня работа, потому что есть определенный интерес, определенный, скажем, драйв.

И.Иванова: То есть Вы что-то из того, что Вы поняли про балет, пытаетесь рассказать другим? Передать это... Или как? Что происходит?

Ф.Рузиматов: Происходит обмен опытом. Происходит химическая связь между артистами, между мной...и то, как артист воспринимает мою информацию, мою энергетику и мою ауру, а я их. И вот, наверное, отсюда возникает что-то, что дает некую атмосферу, которая происходит, наверное, в тот момент, когда я танцевал.

И.Иванова: Таким образом, Ваш танец продолжает жить в этих новых молодых, которые приходят вслед за Вами, теперь на сцену Михайловского. Так?

Ф.Рузиматов: Можно сказать так, а можно и нет.

И.Иванова: Ничего нет однозначного в этом мире, впрочем, как неоднозначен и Михайловский театр, и его постановки, и его будущее. Тем, собственно, он нам и интересен. Поэтому есть о чем говорить в программе "Театральный подъезд", следующий выпуск которой выйдет в эфир 3-го апреля.

Сегодня у нас в эфире был Фарух Рузиматов, художественный руководитель балета Михайловского театра. Я очень Вам благодарна за то, что Вы нашли время, возможность прийти на наш эфир. За пультом в студии "Эха" работал Сергей Бабайкин, у микрофона была Ирина Иванова. Всего вам самого доброго!"


www.ruzimatov.ru

30.03.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован