08 мая 2007
4444

Фарух Рузиматов: В балетной раздевалке я играл в футбол

Рузиматов практически не дает интервью. Поэтому о "живой легенде" русского балета не так много известно. То ходят разговоры, что верующие протестуют против балета "Распутин". То он основал собственный благотворительный фонд помощи балету. Ну и, в общем, все. Не считая трогательной истории, как десятилетний мальчик приехал в Петербург из Душанбе и стал звездой. А мало кто знает, что Фарух при этом еще играл в драматических спектаклях, причем не кого-нибудь, а Моцарта. Об этом и многом другом Фарух рассказал читателям "КП".

СПРАВКА "КП"

Фарух Садуллаевич Рузиматов родился 26 июня 1963 года в Ташкенте. Отец - Рузиматов Садилло Шакирович, педагог теоретических музыкальных дисциплин. Мать - Рузиматова Майя Амоновна, педагог по вокалу. Окончил Академию Русского балета им. Агриппины Вагановой. С 1981 года - в труппе Мариинского театра, с 1986 года - солист. Работал с American Ballet Theatre. Ему подарил несколько своих номеров великий Морис Бежар. Лауреат многих международных конкурсов. Народный артист России. Женат на Кутеповой Виктории Викторовне, артистке балета Мариинки. Дети: Станислав, Далер.


В искусстве человек случайный

- Фарух, слышали, что вы попали на отбор в балетное училище случайно?

- Совершенно случайно. Не понимаю, почему меня взяли! Никогда не думал о балете. Несмотря на то что моя мама им занималась. Так что я во всех отношениях случайный человек в балете! (Улыбается.) Но люблю это красивое искусство.

- Сколько лет вам было, когда вы начали танцевать?

- Десять.

- Легко ли родители отпустили вас в таком возрасте одного в Ленинград?

- Я думаю, что это вопрос скорее к родителям... Думаю, что легко. Несмотря на то что я единственный ребенок.

- А кем вы хотели быть до этого?

- Футболистом. Я играю всегда... Играл, по крайней мере. Первые два года занимался футболом и хоккеем в балетной раздевалке. А на третий или четвертый год наконец встретил педагога Василия Иванова. Очень ему благодарен. Он что-то показал, открыл, рассказал, и я понял, что искусство балета является прекрасным, фантастическим. Влюбился в это искусство и полюбил его на всю жизнь.

Искусство не может быть святотатством

- Сейчас вы организовали в Петербурге благотворительный фонд. Считаете, балету уже нужно помогать?

- Это фонд в поддержку музыкальных театров. По тому, что я услышал последний раз в новостях, на культуру решили опять сократить финансирование. Почему? Для меня остается дикой загадкой. Есть люди, которые хотят поднять искусство оперы, искусство музыкального театра вообще. Потому что если мы утратим это в Петербурге и в Москве, то потеряем вообще все в России. Если к культуре будут относиться таким образом, начнутся большие проблемы с общегосударственным строем! Получится то, что случилось в Греции.

В Греции искусство всегда было на первом месте. Оно стояло над государством. Когда опустилось до уровня государства - это была одна история, потом оно спустилось ниже - это было уже разложение. В принципе никто ничего не выдумывает - история повторяется.

- Балет "Распутин" вызвал целую волну протестов со стороны некоторых представителей православной общественности. Они посчитали, что спектакль наносит оскорбление церкви. Люди выходили на демонстрации, стояли перед входом на коленях с иконами...

- Личность Распутина, та, которая есть, и та, кем он являлся на самом деле, пока еще не раскрыта в полной мере. Распутин прошел очень большой путь, прежде чем достиг царской семьи. Прошел много монастырей. Это был не просто самозванец, аферист, каким его представляют многие авторы. Григорий - единственное благо, которое было у России до 1917 года. Это не просто личность, это история, это трагедия России. Дореволюционная, послереволюционная и все, что последовало за этим. Это трагедия страны, личности. И вообще трагедия.

- Вообще "Распутин" - не единственный балет, против которого церковь протестует. Знаете ли вы, что недавно какой-то батюшка запретил Волочковой выступать в Смольном соборе? Пригрозил отлучить ее от церкви. Как вы считаете, может ли балет быть святотатством?

- Никогда! Балет - это высшее проявление искусства. Высшее проявление божественной энергии. Я никогда не вступал в конфликт с церковными высказываниями. Но, мне кажется, то, что сейчас часто звучит из церковных уст по поводу танцев... На мой взгляд - это полный бред. Если вы посмотрите любой ритуал, будь то христианский, буддистский, то все это - театр.

Травить Моцарта не пробовал

- Помимо балета вы принимали участие в некоторых драматических спектаклях, даже сыграли Моцарта!

- Да, был опыт работы над пушкинскими Моцартом и Сальери у моего приятеля, замечательного актера и режиссера Виктора Терели. Почему-то ему показалось, что я могу сделать Моцарта. Убеждал его всеми силами, всеми фибрами своей души, что я, наверное, все-таки Сальери, нежели Моцарт. Он меня не убедил. Но в итоге все равно заставил сделать Моцарта. Мало кто видел этот спектакль, он всего два раза прошел в Эрмитажном театре. Что я могу сказать: наверное, для артиста балета очень сложно выступать в качестве драматического актера. На мой взгляд, я еще не созрел для этого.

- А как вы думаете, все-таки отравил Сальери Моцарта или нет?

- Ха-ха-ха! Не знаю, не пробовал.

О ЛИЧНОМ

До Дарьи Донцовой еще не созрел

- Вы работаете в одном театре с женой. Играете ли вы с ней в одних спектаклях?

- Нет.

- Не хотите?

- Пока не довелось. (Хитро улыбается.)

- У вас ведь два сынишки?

- Один маленький, один большой.

- Сколько им лет, чем занимаются?

- Маленькому три с половиной. Пока ничем не занимается, кроме хулиганства. Старшему - 19, пытается учиться на юридическом, пишет что-то, ищет себя.

- Хотели бы, чтобы дети продолжили династию?

- Я считаю, что каждый человек должен идти только по своему пути.

- Какую музыку слушаете дома, в свободное время?

- Все зависит от ситуации, от состояния. Я думаю, любой человек никогда не зацикливается на чем-то одном. При всей моей любви к Моцарту, которого я обожаю, я не буду слушать его 24 часа. Мне нужно послушать ту же Пугачеву, того же Киркорова.

- А книжными новинками интересуетесь?

- Иногда.

- Часто люди искусства в музыке и литературе предпочитают классику, отсекая все новое.

- Многоуважаемый и любимый мной Борхес, совершенно уникальный, на мой взгляд, интеллектуал, вообще очень любил детективы. У него их огромная подборка. Пушкин тоже очень любил детективы. И Достоевский. Все его рассказы - это детективы на самом деле. Так называемая криминальная хроника.

- И вы любите детективы?

- Обожаю!

- А классику? Ту же Агату Кристи.

- Классику... Да.

- То есть Донцова - не совсем то?

- Пока нет. Думаю, должен созреть для этого. Пока не созрел.

КСТАТИ

Волочкова найдет свой путь

- А вам доводилось выступать с Волочковой?

- Мы с ней танцевали когда-то давным-давно, когда она работала в Мариинке.

- И как она?

- Способная балерина, которая должна найти свою дорогу, свой путь. Может, она ищет его. Я думаю, что найдет.


Алена Каминская

08.05.2007
spb.old.kp.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован