09 августа 2002
220

Федеральный закон `О первоочередных мерах по защите избирательных прав граждан Российской Федерации`

Вносится депутатом
Государственной Думы
В.И.Черепковым
Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
`О первоочередных мерах по защите избирательных прав граждан Российской Федерации`
Настоящий Федеральный закон направлен на недопущение нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации на свободное и честное волеизъявление, фальсификации результатов выборов, дискриминации отдельных кандидатов.


Статья 1. Избиратели
В целях настоящего Федерального закона и иных федеральных законов под термином `избиратели` понимаются граждане Российской Федерации, явившиеся на избирательный участок в день проведения выборов.
Подсчеты количества избирателей, принявших участие в выборах, и количество голосов, поданных за каждого их кандидатов или против всех кандидатов, производятся исходя из приведенного в настоящей статье определения термина `избиратели`.


Статья 2. Особенности составления списка избирателей
В список избирателей вносятся граждане Российской Федерации постоянно или преимущественно проживающего на соответствующей территории и явившиеся на избирательный участок в день проведения выборов.
Список граждан, имеющих право голосовать на данном избирательном участке, составляется за 60 дней до выборов органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и передается в соответствующую избирательную комиссию.
Избирательная комиссия за 30 дней до выборов сверяет указанные списки с фактически проживающими гражданами на территории данного участка и производит необходимые корректировки списков.
Окончательный список граждан, имеющих право голосовать на данном избирательном участке, заверяется подписями членов избирательной комиссии на каждом листе и печатью избирательной комиссии.
Граждане, не внесенные в указанный список и явившиеся для голосования на данный избирательный участок, вносятся в дополнительный список.
В избирательный список вносятся пришедшие на избирательный участок и получившие избирательные бюллетени граждане, включенные в список граждан, имеющих право голосовать на данном избирательном участке, а также граждане, включенные в дополнительный список.
В течение часа с момента окончания голосования избирательный список в опечатанном пакете сдается в специальную часть городского (районного) органа внутренних дел.


Статья 3. Порядок формирования и работы избирательных комиссий
Избирательные комиссия на 80 процентов формируется из числа представителей кандидатов, на 20 процентов из представителей общероссийских общественных объединений. В избирательные комиссии не допускается включение государственных и муниципальных служащих.
Члены всех избирательных комиссий должны иметь юридическое образование, либо пройти специальные курсы изучения избирательного законодательства и должны быть ознакомлены под роспись об уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства.
Персональные составы всех избирательных комиссий утверждаются Центральной избирательной комиссией. Избирательные комиссии состоят из двух смен равного количественного состава, одна из которых работает во время проведения голосования, опечатывает и гасит неиспользованные бюллетени, а вторая - вскрывает избирательный ящик, производит подсчет голосов и оформляет результаты голосования.
В территориальные (окружные) избирательные комиссии доставляются итоговые протоколы участковых избирательных комиссий в течение времени, необходимого для проезда на автомобиле от избирательного участка до территориальной (окружной) избирательной комиссии. При получении территориальной (окружной) избирательной комиссией итогового протокола участковой избирательной комиссии на данном протоколе указывается время его доставки, а сам протокол подписывается как минимум тремя членами территориальной (окружной) избирательной комиссии.
Члены территориальной (окружной) избирательной комиссии или их представители обязаны на любой стадии подсчета итогов голосования представлять представителям кандидатов и средствам массовой информации точные и полные сведения, имеющиеся в комиссии на текущий момент.


Статья 4. Книжка удостоверений избирателя
1. Каждому гражданину Российской Федерации, достигшему возраста в 18 лет, выдается книжка удостоверений избирателя (далее - книжка). В указанную книжку входит комплект удостоверений с корешками.
2. Книжка выдается органами регистрационного учета населения. При этом на последней странице паспорта гражданина Российской Федерации производится запись о выдаче указанной книжки с указанием данных о дате выдачи книжки, органе, выдавшем ее и о количестве удостоверений, входящих в книжку.
3. Книжка и входящие в нее удостоверения снабжены водяными знаками и иными знаками защиты и являются документами строгой отчетности.
4. При выдачи книжки на каждом корешке и удостоверении указывается серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации, а также его фамилия, имя, отчество.
5. При утрате книжки по заявлению гражданина соответствующий орган регистрационного учета населения обязан выдать дубликат книжки с надписью `дубликат` на каждом удостоверении. При этом утерянная книжка подлежит списанию.


Статья 5. Особенности порядка голосования на избирательном участке
1. После прибытия на избирательный участок избиратель отдает книжку удостоверений и паспорт члену избирательной комиссии для заполнения удостоверения. Член избирательной комиссии расписывается на удостоверении, отрывает его из книжки и возвращает ее избирателю.
Избиратель расписывается в своем удостоверении и в списке избирателей, проходит в кабину для голосования, заполняет соответствующую графу бюллетеня, отрывает корешок с номером, оставляя его себе, и опускает бюллетень в избирательный ящик.
2. Бюллетень считается испорченным, если в графе для голосования вписаны более, чем одна фамилия или другой текст. По всем испорченным бюллетеням составляются отдельные акты, которые передаются в течение часа в следственные органы для установления причин порчи. Конверты с испорченными бюллетенями опечатываются и прошиваются в том же порядке, что и конверты с использованными и неиспользованными бюллетенями.


Статья 6 . Избирательный бюллетень
1. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме является номерным, защищенным несколькими степенями защиты и имеет отрывной корешок. На месте отрыва корешка от бюллетеня ставятся две печати, а с обратной стороны бюллетеня, на месте отрыва, ставятся подписи наблюдателей или доверенных лиц всех кандидатов, присутствующих на избирательном участке. Номер и серия бюллетеня ставятся как на отрывном корешке, так и на бюллетене. Бюллетени имеют непрерывную нумерацию.
2. Бюллетень является конвертом с напечатанными на лицевой стороне фамилиями, именами, отчествами всех кандидатов, под которыми расположена графа в виде рамки , где избиратель вписывает фамилию, имя и отчество того кандидата, за которого он голосует или слова `против всех`. С обратной стороны указанной графы наносится красящий копировальный слой, совпадающий с размерами отрывного корешка.
3. Номера бюллетений и контрольных корешков размещаются на внутренней стороне бюллетеня.
4. Количество бюллетений, выдаваемых на каждый избирательный участок, должно превышать количество избирателей, зарегистрированных на данном участке, на 10 процентов.
5. После окончания голосования и до вскрытия ящиков для голосования, все номера неиспользованных бюллетеней избирательная комиссия заносит в соответствующий акт, составляемый в трех экземплярах. В присутствии наблюдателей от кандидатов бюллетени гасятся путем отрезания у них двух верхних уголков у бюллетеня и корешка с обязательным сохранением номера бюллетеня и корешка. Все погашенные бюллетени с одним экземпляром указанного акта запечатываются в конверт со специальной склейкой, на которой ставят свои подписи по одному доверенному лицу от каждого кандидата и два члена избирательной комиссии. На склейку данного конверта ставятся четыре печати избирательной комиссии. Конверт просверливается в двух местах посередине, прошивается ниткой, на которую ставится печать избирательной комиссии, и удостоверяется подписями доверенных лиц кандидатов с точным указанием времени и даты опечатывания.
6. Погашенные неиспользованные бюллетени в течение часа с момента их погашения сдаются под ответственность персоналу на хранение в секретную часть специального архива.
Использованные бюллетени в течение часа с момента подсчета голосов направляются в секретную часть соответствующего городского (районного) органа внутренних дел. Выдача указанных бюллетеней и их вскрытие не допускается, за исключением решений соответствующих судебных и следственных органов.
7. Использованные бюллетени после подсчета голосов сортируются по каждому кандидату и гасятся путем обрезания нижнего правового угла, после чего каждая пачка бюллетеней (соответствующая каждому кандидату) опечатывается в конверт вместе с одним экземпляром описи содержимого пакета путем прошивания конверта, постановки печатей избирательной комиссии на склейке конверта, прошивания конверта ниткой и подписания его членами избирательной комиссии.
8. Удостоверения проголосовавших избирателей гасятся избирательной комиссией путем прокалывания, и вместе с экземпляром описи прошиваются, опечатываются, скрепляются подписями членов избирательной комиссии и направляются в архив территориальной (окружной) избирательной комиссии.
9. Форма избирательного бюллетеня приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.


Статья 7. Ограничение прав избирательных комиссий и судов по отмене регистрации кандидатов
Избирательные комиссии и суды не вправе принимать решения об отмене регистрации кандидатов, в том числе в связи с выявлением недостоверности в предоставленных кандидатом сведениях об имуществе.


Статья 8. Права наблюдателей от кандидатов
Каждый кандидат имеет право при работе двух смен избирательной комиссии от начала голосования до окончания подсчета голосов направить на избирательный участок не более двух наблюдателей, которые пользуются всеми правами членов избирательной комиссии, за исключением постановки подписей на документах.


Статья 9. Обеспечение равных прав кандидатов
1. Агитация при проведении выборов проводится исключительно за счет государства. Осуществление агитации за счет собственных средств кандидатов и третьих лиц не допускается.
Кандидаты вправе за счет собственных средств или средств третьих лиц оплатить дополнительную агитацию в средствах массовой информации для всех кандидатов.
2. Кандидаты, занимающие должности глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на время избирательной компании должны находиться в отпуске.
3. Не допускается сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов в качестве условия для их регистрации.
4. Регистрация кандидата производится соответствующей избирательной комиссией только на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога. При этом Сберегательный банк российской федерации обязан предоставлять кандидатам кредит на сумму избирательного залога под обеспечение имуществом кандидата с процентной ставкой, равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату выдачи кредита.
5. Положения избирательного законодательства субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
6. Суды обязаны принимать решения о лишении средства массовой информации лицензий в случаях, если установлена их виновность в распространении клеветы, дискредитации, диффамации и распространении недостоверной информации о кандидатах. Кандидат, пострадавший в результате указанных действий средств массовой информации, имеет право выступить в тех же средствах массовой информации с опровержением.
7. Настоящим Федеральным законом отменяются все ограничения и запреты на проведение предвыборной агитации в воинских частях.
8. Настоящим Федеральным законом отменяется проведение выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями и избирательными блоками.
9. Настоящим Федеральным законом отменяется проведение досрочного голосования.


Статья 10. Отзыв избранного лица
Избранное лицо может быть отозвано, если с даты его избрания прошло более 18 месяцев.
Избиратель вправе инициировать отзыв избранного лица в любое время путем направления письменного заявления в территориальною (окружную) избирательную комиссию. В данном заявлении указывается номер своего бюллетеня и к нему прикладывается копия корешка с номером своего бюллетеня.
Если количество избирателей, отозвавших свои голоса, становится таким, что у избранного лица становится меньше голосов, чем было необходимо для его избрания, указанное лицо считается отозванным.
Процедура отзыва оформляется путем составления протокола решения соответствующей избирательной комиссии.
Отозванное лицо, не согласное с решением об его отзыве, вправе обратиться в суд за защитой своих прав.


Статья 11. Переходные положения
Положения Федерального закона `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации`, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления действуют в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.


Статья 12. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации предусмотреть в проекте федерального закона `О федеральном бюджете на 2002 год` выделение необходимых средств для реализации положений настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона
`О первоочередных мерах по защите избирательных прав граждан Российской Федерации`
В соответствии с Федеральным законом `О федеральном бюджете на 2001 год` на проведение выборов и референдумов выделено 1 853 100 тыс.рублей, из которых 955 835,7 тыс.руб. планируется израсходовать по статье `Расходы на проведение выборов и референдумов.
В связи с тем, что законопроект предполагает выдачу всем избирателям книжек с избирательными удостоверениями предполагаемые расходы федерального бюджета 2002 года на данное мероприятие составят около 1 000 000 - такая сумма выделяется Федеральным бюджетом на 2001 год на выдачу новых паспортов гражданам Российской Федерации.
Предусмотренное законопроектом определенное усложнение процедуры голосования и подведения итогов выборов потребует увеличения финансирования статьи расходов федерального бюджета `Расходы на проведение выборов и референдумов` на 25-30 процентов. Таким образом, расходы по данной статье должны составить в 2002 году порядка 1 250 000 тыс.руб.
В целом, увеличение расходов федерального бюджета на 2002 год по сравнению с 2001 году, на реализацию законопроекта составят 1 300 000 тыс.руб.


ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу,
приостановленную, изменению, дополнению или
принятию в связи с принятием федерального закона
`О первоочередных мерах по защите избирательных прав граждан Российской Федерации`
В данной сфере правового регулирования действует Федеральный закон `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации`, Федеральный закон `О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации`, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Введение в действие федерального закона `О первоочередных мерах по защите избирательных прав граждан Российской Федерации` не потребует внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован