30 ноября 2004
2039

Федор Швалев: `Сегодня транспорт - это одна из самых уязвимых отраслей`

ВЛАСТЬ ПОДДЕРЖАЛА АВТОПРОМ

Из государственной службы в бизнес и обратно. Так поступают люди, которые чутко держат нос по ветру, желая любой ценой удержаться при власти. Бывший заместитель ростовского губернатора Федор Швалев не исключение. На днях он сообщил, что готов вернуться в большую политику.

Выступая перед журналистами, Федор Швалев не исключил своего участия в довыборах в Госдуму по 142-му Белокалитвинскому округу. Это место освободилось после назначения избранного по этому округу Владимира Аверченко руководителем Федерального агентства по строительству и ЖКХ. Впрочем, на днях появились у экс-чиновника и другие площадки для реализации своего богатого творческого потенциала. Не так давно Федор Швалев презентовал информационный ресурс Общественного Совета "Транспортная безопасность Ростовской области".

"Сегодня транспорт - это одна из самых уязвимых отраслей", - заявил Федор Швалев. "Сначала мы столкнулись с серией техногенных катастроф, сегодня же всерьез столкнулись с еще более страшной угрозой, терроризмом. Эффективно противостоять этой опасности можно, только разработав принципиально новую систему безопасности. Мы не собираемся брать на себя функции правоохранительных органов. Их задача - анализировать и бороться с угрозой. Но, согласитесь, кто лучше летчика знает, куда можно заложить взрывчатку в самолете?"

Транспорт сегодня, действительно, одна из уязвимых отраслей. И кому знать это как не Федору Швалеву, совмещающему председательство в Общественном Совете "Транспортная безопасность Ростовской области" с должностью генерального директора ОАО "Волго-Донское пароходство".

Под новым флагом

Несмотря на близость к донскому губернатору Владимиру Чубу, осенью 2002 года Федор Швалев все же был вынужден покинуть администрацию области после того, как непосредственный начальник поставил ему условие: либо сосредоточиться на работе в органах власти, либо на семейном бизнесе, в котором у Швалева были заняты чуть ли не все члены его фамилии. Заместитель главы администрации в итоге ушел в "Волго-Донское пароходство", не утратив впрочем расположения губернатора. За два года он сумел консолидировать "Донречфлот", "Волго-Донское" и "Кубанское" пароходства, ряд небольших портов и подключился к деятельности Ассоциации судоходных компаний России, сведя свои активы в холдинг ЗАО "Азово-Донское пароходство". Не без поддержки Владимира Чуба Федору Швалеву удалось не только практически монополизировать рынок, но и переключить на речной транспорт очень выгодную перевозку серы из Волгограда, которую раньше возили исключительно по железной дороге.

ОАО "Волго-Донское пароходство" (ВДП) - одна из трех судоходных компаний, принадлежащих семье экс-министра промышленности Ростовской области Федора Швалева. В собственности жены экс-министра Галины Швалевой на 1 января 2004 года находилось 21,87% акций ВДП. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) принадлежит 25,5% акций, а экс-гендиректору пароходства Александру Лосеву - 29,15%. Помимо ВДП, семье Швалевых принадлежит также контрольный пакет акций ОАО "Донречфлот" (46,55% акций предприятия владеет Галина Швалева, а 4,5% - Михаил Швалев), который, в свою очередь, владеет 84,54% акций "Кубанского речного пароходства" (КРП) и 100% акций "Азово-Донского пароходства", управляющего несколькими речными портами и другими активами семьи.

Между тем в начале сентября 2004 года, видимо, исключительно в целях расширения бизнеса, блокирующий пакет акций "Волго-Донского пароходства" купила либерийская компания Taka Shipping. Как сообщают информационные агентства, акции либерийцами были приобретены у компании ООО "Консалт-Инвест" (6,78%) и бывшего многолетнего гендиректора ВДП Александра Лосева, ушедшего в отставку несколько месяцев назад. По сведениям интернет-издания RBC daily, новый акционер представляет интересы семьи Швалевых.

Сам Федор Швалев не видит в состоявшейся сделке ничего предосудительного. "Сегодня акции могут свободно продаваться. Если кто-то владеет акциями, то он может продать их кому захочет. Только чтобы это было в соответствии с законом. К налогооблагаемой базе это не имеет никакого отношения. Просто один из иностранных партнеров решил приобрести определенный пакет акций. Вообще-то наша цель - выйти на международный фондовый рынок. Наличие в нашей компании иностранных партнеров говорит только о том, что мы являемся еще более прозрачными для международного сообщества. Мы с этой компанией работали по некоторым позициям, в основном по фрахтовке, но не более того".

Как предполагают эксперты, Taka Shipping может быть использована для оптимизации налогообложения судов трех пароходств, поскольку Либерия известна низкими налогами и регистрационными взносами в отношении торговых судов, благодаря чему к портам страны приписан один из крупнейших в мире торговый флот. Такая практика широко распространена среди российских судоходных компаний, поскольку позволяет им существенно экономить на издержках.

Оставляя за рамками вопрос, как такая минимизация соотносится с курсом Президента РФ и Правительства, направленным на выявление "налоговых лазеек", в любом случае было бы интересно узнать, на что собирается потратить сэкономленные деньги генеральный директор "Волго-Донского пароходства". Припоминается, что предыдущие заявления Федора Швалева о планах развития судоходного бизнеса, по-видимому, так и остались словами. Еще в 2002 году он объявил о том, что намерен создать на базе трех пароходств холдинг с годовым оборотом в 50 млн. долл. Холдинг вроде бы создан - им является "Азово-Донское пароходство", но по отчетности пароходств тенденции роста выручки нет, скорее наоборот.

Так, доходы ВДП и КРП остаются на уровне 2-3 млн. долл. в год. А "Донречфлот" в 2003 г. показал снижение выручки на 16,8%: с 367 млн. руб. до 314 млн. руб. В результате совокупная выручка трех пароходств по итогам прошлого года не превысила 16 млн. долл. При этом основная деятельность судоходных компаний убыточна, а прибыль формируется за счет продажи судов, так называемого "неэксплуатируемого флота". В 2003 году "Донречфлот" продал судов на 127,4 млн. руб., в результате чего получил чистую прибыль в размере 3,6 млн. руб. и смог выплатить своим акционерам дивиденды - 1,5 руб. на акцию. При этом на обновление флота (строительство новых и ремонт старых судов) было затрачено всего 52,4 млн. руб. - при стоимости сухогруза или самоходной баржи производства российских заводов от 4 до 8 млн. долл. Если все заявления владельцев и руководства трех пароходств об обновлении флота будут реализовываться с тем же успехом, как и предыдущие об увеличении оборота, то предположение о том, что Taka Shipping выполняет функцию по простой оптимизации налогообложения без всяких благородных целей окажется более верным.

Выплывает сильнейший?

Впрочем, не только пароходными делами славится хозяйственная деятельность Федора Швалева. Солидное расследование некоторых фактов из жизни бывшего заместителя донского губернатора в прошлом году предприняла "Литературная газета". Специальный корреспондент издания Владимир Весенский побывал в Белокалитвинском районе Ростовской области, на хуторе Нижний Попов, где находится ЗАО "Дружба".

Крепкое земледельческое хозяйство столкнулось с элементарным захватом. Руководитель закрытого акционерного общества "Дружба" Иван Николаевич Дорошенко принял нищий и разваленный колхоз и сделал его зажиточным, а хозяйство - передовым. За то получал награды и почетные грамоты, в том числе от Президента РФ Владимира Путина. Самую последнюю награду вручил ему глава Южного федерального округа генерал Казанцев. Неудивительно, что на выборах главы ЗАО "Дружба" акционеры-односельчане каждый год отдавали за него 95% голосов.

И вдруг в хозяйстве появилась некая Виктория Никонорова, которая стала активно скупать акции акционерного общества. При этом Никонорова ссылалась якобы на имеющееся поручение высоких чинов Ростовской области, желающих как можно быстрее отстранить от власти Ивана Дорошенко. О методах, которыми действовала скупщица акций, можно судить по заявлениям, поданным впоследствии в компетентные органы рядовыми акционерами хозяйства.

"Я являюсь акционером ЗАО "Дружба" с момента его организации, - писала в заявлении адвокату Храмцова Л.Е., 1937 года рождения. - 5 марта 2003 года от жительницы нашего хутора Чубкиной Валентины я узнала, что какие-то люди по хорошей цене скупают акции нашего хозяйства, деньги дают сразу. Эти люди находились у Грибановых, проживающих на нашем хуторе... У них находились две женщины, одна из которых - Никонорова Виктория. Никонорова сказала, что она из Ростова, что губернатор Ростовской области Чуб решил взяться за Дорошенко, который присвоил три миллиона денег, что Дорошенко скоро "уберут", потому что он вор и хочет разорить колхоз... Я поняла ее слова так, что Дорошенко И.Н. не будет скоро генеральным директором ЗАО "Дружба"... Я расписалась в каких-то отпечатанных бланках, что за документы, о чем, я не знаю, сказала, что она от Чуба... ...Я сожалею о проданных акциях, двое суток проплакала... Я очень хочу возвратить свои акции".

Как удалось выяснить, за гражданкой Никоноровой стояла некая организация "СоюзАгроДон", по поручению директора которого и скупались акции. Но самое интересное заключается в том, что этот самый "СоюзАгроДон" прикрывал... ЗАО "Азово-Донское пароходство", к которому имеет самое прямое отношение господин Швалев. Причем не особо скрывавший свою роль в этой темной истории. 23 марта 2003 года Федор Швалев, председатель совета директоров ЗАО "Азово-Донское пароходство", направил факс Ивану Дорошенко, в котором сообщил, что пароходство готово заплатить за акции "Дружбы", а также за акции самого Дорошенко сумму в рублях, соответствующую аж 400 000 долларов США. Кроме того, обещал вернуть ему лично акции, скупленные у акционеров ЗАО "Дружба". То есть, по сути, Швалев признавался в том, что именно его организация стоит за противозаконными действиями в отношении хозяйства.

Как заключает журналист "Литературной газеты", Дорошенко отказался выполнять условия Швалева, не принял обещанные 400 000 долларов. Он не хотел, чтобы настоящие владельцы хозяйства, жители хутора Нижний Попов, стали заложниками откровенного беззакония. Но дальше все пошло по замкнутому кругу. Заявления и жалобы работников "Дружбы" направлены в прокуратуру Ростовской области. Там сказали, что о создавшейся ситуации знают и принимают меры. Возврат акций крестьянам и пенсионерам зависит и от очередного решения Арбитражного суда. Но прокуратура в его решение не вмешивается. В местной газете "Перекресток" вышло "Уведомление о проведении внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Дружба". Это незаконное собрание даже состоялось, причем акционерами Никоноровой и "СоюзАгроДоном" было решено отстранить от руководства обществом Ивана Дорошенко.

Вместо заключения

Безусловно, ведение хозяйственной деятельностью не терпит сантиментов. Кто сумел - тот и съел. Выживает сильнейший. Но эти постулаты непригодны для тех, кто намерен заниматься государственной деятельностью. Особенно, если это касается представительной власти. Депутат Государственной Думы РФ по определению должен прислушиваться к чаяниям своих избирателей, защищая их от властного произвола. Но вряд ли можно говорить, что этими качествами обладает бывший заместитель ростовского губернатора Федор Швалев. Уж пусть лучше он играет в "пароходики".

No41 (1750), 23 - 30 ноября 2004 41 (1750), Российские вести (online)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован