Эксклюзив
05 октября 2009
6955

Феликс Шарков: Реализация права граждан на информацию и на коммуникацию (на примере рекламы)

Реализация этих прав потребует создания стройной системы регулирования маркетинговой коммуникационной деятельности, прежде всего, в системе связей с общественностью, рекламы и журналистской деятельности. Эта система регулирования не должна ограниваться ни осуществлением государственного, ни общественного регулирования, ни обеспечением самоконтроля. Нужен синтез всех этих форм регулирования, который смог мы обеспечить реализацию прав организаций и личностей в информационно-коммуникационной деятельности. В своей профессиональной деятельности журналист, социолог, специалист по связям с общественностью и рекламе постоянно вступает в правоотношения, связанные с получением, сбором и распространением информации, а также с правовой защитой интеллектуальной собственности. Незнание своих прав, неумение ими пользоваться может сослужить специалисту по коммуникациям и в целом организации, в которой он работает, плохую службу. Именно поэтому таким специалистам важно приобретение глубоких знаний о правовых основах профессиональной коммуникационной деятельности.

Три способа регулирования рекламной, журналистской и PR-деятельности:

1) саморегулирование;

2) регулирование со стороны крупных корпоративных систем;

3) государственное регулирование. Некоторые авторы склонны объединять два первых пункта в одну общую систему саморегулирования, относя корпоративные системы, куда включен субъект, к обозначению "самости". Вместе они составляют сложный механизм регулирования, представляющий собой трехъярусную структуру. На первом уровне действует рыночное, конкурентное регулирование, заставляющее самим рекламным субъектам объединяться в общественные сообщества, совместно разрабатывать профессиональные этические нормы и осуществлять общественный контроль за их соблюдением.
    
Саморегулирование строится на этических нормах и правилах, выработанных в течение многих лет рекламной практики. "Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением" (1).

"Механизм самоуправления, однако, не может полностью охватить регуляционные функции рекламной деятельности. Нередко, несмотря на этические нормы и даже опасность вызвать отрицательную реакцию у потребителей, рекламодатели делают попытки прибегнуть к недобросовестной рекламе, особенно в борьбе с конкурентами. Здесь могут пойти в ход самые разные приемы "отвоевания" с помощью рекламы у конкурирующей фирмы ее клиентов. Например, элементы открытого и латентного (скрытого) сообщения об отрицательных сторонах деятельности конкурентов, а часто и заведомо ложные сведения о них или их товарах. В этом случае возникает ситуация, когда в рекламном бизнесе нужны более сильные рычаги воздействия, чем принципы саморегулирования. Такими эффективными средствами воздействия на рекламный менеджмент конкурирующих организаций могут стать целенаправленное регулирование рекламного бизнеса большими производственными и рекламными компаниями, а также законодательное (государственное) регулирование" (2).

Следующий уровень - регулирование, осуществляемое самими фирмами, проявляющееся наиболее рельефно в крупных корпоративных системах. "Корпоративное регулирование возникает, как правило, в таких профессиональных сообществах, особенности профессиональной деятельности которых, с одной стороны, требуют высокой квалификации и, с другой, еще сравнительно мало изучены для того, чтобы в отношении их законодатель мог разработать квалифицированные и регулятивные правовые нормы, способствующие позитивному процессу развития как самого этого сообщества, так и роста качества его профессиональной деятельности". Наконец, самый высокий уровень - государственное регулирование.

Государство как основной субъект регулирования рекламной деятельности. Государство, осуществляя регулирование рекламной деятельности, выполняет две задачи: защищает потребителя от недостоверной рекламы; способствует честной конкуренции в рекламном бизнесе, наказывая нарушителей. Основным инструментом осуществления государственного контроля над рекламной деятельностью является законодательная база. Законодательные органы издают законы, а исполнительные органы власти ─ указы и постановления, в которых определяются правовые нормы рекламной деятельности. Правовые нормы могут носить характер разрешения или запрета. Запрещающие положения законодательных актов фиксируют конкретные формы ответственности рекламодателей за их нарушения. Нарушение законов в процессе осуществления рекламной деятельности влечет за собой ответственность, которая определяется соответствующими законами или нормативными актами.

В постановлениях правительства о борьбе с различными видами ненадлежащей рекламы. "Государство в этом случае, с одной стороны, защищает потребителя, с другой - регулирует взаимоотношения конкурентов в их рекламной деятельности. Например, согласно законодательству потребитель может обратиться в суд, если купленный им товар оказался намного хуже, чем представляла его реклама". Часто к этому способу возмещения понесенных убытков прибегают юридические лица, например фирмы, купившие у других предприятий товары производственного назначения по рекламе, которые оказались не соответствующими рекламе.

Неэтичная или недобросовестная реклама нередко подрывает репутацию конкурентов. В этом случае главным судьей выступает государство в лице его органов власти. Такие действия провинившегося рекламодателя в судебном порядке наказываются весьма существенными штрафами (3).

Запретительные меры в рекламе государство связывает с заботой о физическом и духовном здоровье своих граждан. Ярким проявлением этого является запрет во многих странах рекламы табачных и водочных изделий в тех или иных или даже во всех средствах массовой информации. Ряд запретительных актов государственной власти связан с заботой о детях, особенно об их психическом здоровье. Поэтому во многих странах не допускается рекламное обращение непосредственно к маленьким детям, не разрешается использовать их в качестве "пропагандистов" товара и т.п. И хотя, многие рекламодатели бывают недовольны слишком жесткими, по их мнению, запретами, часто государство настоятельным образом рекомендует их соблюдение (4).

Государство особое внимание уделяет регулированию деятельности рекламодателей, связанной с товарами, представляющими потенциальную опасность для потребителя.

Прежде всего, в законодательных актах выделяются медицинские препараты и оборудование, фармацевтические и косметические, некоторые пищевые товары.

Государственные органы осуществляет контроль над содержанием текста, наличием положительного отзыва специальной экспертизы, а в ряде случаев документального доказательства. Текст рекламного объявления таких товаров должен соответствовать утвержденным стандартам и спецификациям. Запрещается приводить необоснованные утверждения, ссылаться на авторитеты, продавать одни товары под видом других и т.д. Отсутствие необходимых отзывов государственных служб рассматривается как факт грубого нарушения рекламодателем законов и влечет правовые санкции.

Вопросы ответственности за нарушение рекламного законодательства лежат в ведении в большей степени антимонопольного органа или в исключительных случаях могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Причем подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнения решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

Весьма важным является положение о том, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имущества физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, а также могут выступить с публичным опровержением недостоверной рекламы ─ дать контрекламу.

Закон устанавливает также, что в случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания, антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контрекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Рекламные отношения с точки зрения рекламного права представляют собой не просто часть маркетинговых коммуникаций, но и такие правоотношения между субъектами рекламной деятельности, которые способствуют наилучшему удовлетворению разумных потребностей потребителей, воспитанию эстетических вкусов, утверждая правовую культуру, основанную на законах и традициях. Через правовой механизм рекламы государство осуществляет реализацию одной из основных своих функций - наиболее полное удовлетворение потребностей населения в различных товарах и услугах.

Реклама как "навязываемая" информация в отличие от обычной (спонтанной) информации в большей мере находится под влиянием правовых институтов и государства в целом, поскольку от ее воздействия формируется либо положительный, либо отрицательный образ общества, его притягательность. Последняя влияет на эффективность производства и стабильность в целом, что, как известно, является составной частью государственной политики. Именно поэтому в рекламных сообщениях не допускается использования преувеличенных данных о качестве товаров, выдавать фальсифицированный товар за полноценный, воздействовать на низменные наклонности человека и многое другое. "Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводится в заблуждение потребители рекламы" (п. 7 ст. 5). Таковы же требования к рекламодателем, рекламопроизводителям, рекламораспространителям и других стран (5).

Государство, как субъект правовой деятельности в сфере рекламы, обеспечивает режим защиты потребителя от не добросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесение вреда его здоровью, его чести и достоинству, деловой репутации организации. Другая задача государства в этой сфере заключается в обеспечении баланса интересов потребителей и предпринимателей. Полярность их интересов - взаимообусловлена особенностями самого рынка. Государство, являясь как бы внешним арбитром, недолжно занимать позицию поддержки одной из сторон, а находиться в некотором отдалении, памятуя о балансе этих интересов.

Исходя из этого, политика государства в сфере рекламы может сводиться к следующим задачам:

-    подержания состояния добросовестности конкуренции между участниками рынка;

-    защита прав потребителя;

-    осуществление контроля за информационным обеспечением обеих сторон

-    инициирование законодательного процесса, регулирующего всю совокупность рекламного процесса.

Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности.

Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе. Статья 5 закона о рекламе устанавливает, в частности, следующие общие требования:

1. Недобросовестная реклама ─ это реклама:

- которая содержит некорректные сравнения рекламирующего товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

- представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством;

2. Недостоверная реклама ─ это реклама, которая содержит несоответствующие действительные сведения:

- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и законов обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

- о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

- об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

- о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

-об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов и иных наград;

- о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

- о результатах исследований или испытаний;

- о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

- о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

- об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

- о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

- о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

- об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

- о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

- об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Реклама не должна:

- побуждать к совершению противоправных действий;

- призывать к насилию и жестокости;

- иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

- формировать негативное отношение к лицам, не пользующихся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

Закон называет те виды деятельности в рекламном производстве, которые не допускаются. Сохранен запрет на использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Отменено требование о сообщении в рекламе товаров, что товар подлежит обязательной сертификации, а также требование об указании номера лицензии и органа, ее выдавшего в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию.

Закон устанавливает запрет на рекламу товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия (пункт 6 статьи 7).

Кроме того, допускается реклама деятельности, реализация которой требует получения лицензии или иного специального разрешение, в случае отсутствия такого разрешения (пункт 7 статьи 7).

Ответственность за нарушение данного требования возложена и на рекламодателя и на рекламораспространителя (части 6 и 7 статьи 38). Рекламораспространитель перед распространением рекламы вправе затребовать у рекламодателя сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации. Рекламодатель обязан предоставить эти сведения (статья 13).

Является недопустимой дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних.

Недопустимым считается побуждения несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей и других лиц приобрести рекламируемый товар, создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка, формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламным товаром, показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен, формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Заслуживают особого внимания товары, реклама которых не допускается (статья 7):

- наркотические средства, психотропные вещества;

- взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехнических изделий;

- органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

- товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.

Помимо этого запрещена реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям техническим регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатом такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (статья 9).

Особого внимания заслуживает статья 10 Закона о рекламе "Социальная реклама". По объему она меньше предыдущей редакции. Однако, по сути, она оказалась более содержательной.

Законодатель отметил, что рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические и юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Помимо этого органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещения заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ.

Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы распространяемой в теле- и радио программах, общей рекламной площади печатного изделия, общий рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законодатель считает, что в социальной рекламе не должно допускаться упоминания о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления и спонсорах.

__________________________________________________________________________________
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон "О рекламе. ─ М.: Омега-Л, 2006. ─ С.37.

2. Бороноева Т.А. Современный рекламный менеджмент. ─ М.: Аспект Пресс, 2002. ─ С.84-85.

3. См.: Бороноева Т.А. Современный рекламный менеджмент. ─ М.: Аспект Пресс, 2002. ─ С.92-93.
    
4. Там же. ─ С. 93-94.

5. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон "О рекламе". ─ М.: Омега-Л, 2006. ─ С. 8.

6. В соответствии с названным Федеральным Законом "О рекламе": рекламодатель ─ изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель ─ лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель ─ лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.


Феликс Изосимович Шарков, заслуженный деятель науки РФ, доктор социологических наук, профессор, директор Института современных коммуникационных систем и технологий, заведующий кафедрой рекламы Международной академии бизнеса и управления

05.10.2009,
www.viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован